Судьбоносная встреча

      Как-то одним тёплым днём (лето продолжалось, только недавно написал последний экзамен и прошёл выпускной), я собрался во Псков к родственникам погостить и узнать более подробно насчёт университета. В общем, отдохнуть на пару недель. Выбрал самый дешёвый и выгодный вариант передвижения – по железным путям – поезд. По причине отсутствия личного транспорта, а даже если бы была машина, денег на топливо не было бы, в любом случае выбрал бы этот, столь выгодный вариант для путешествия и перемещения по материку. Заказать, купить – дело несложное, весьма проблематично было с визой, я ведь не гражданин России, вот и бегал по посольству в Риге.
     Настал день отъезда, я простился с семьей, хотя я и на пару недель уезжаю, но один еду    - до этого ездил только с семьей - это необычно. Приехал в Ригу, вещей с собой взял немного, сумка небольшая, подошёл к перрону, оставалось ждать всего полчаса. Нашёл свободное место, а погодка, напомню – была весьма тёплая, не жаркая, а тёплая. Это меня и радовало. На небе ни облачка, всё небо, как просторное и бесконечное голубое море, дул лёгкий ветер. Дождя не было пару дней, и не чувствовалось, что в ближайшем будущем что-то изменится. Был я в очках, своих любимых – зеркальных авиаторах, в кармане телефон, наушники в ушах. Решил включить музыку, но не тут-то было. Рядом со мной сидел мужчина, примерно лет 40, отчётливые черты лица: острый подбородок, лицо овальное, не круглое, то есть нормальной формы. Взгляд внимательный и пробирающий, улыбка широкая. Но выглядит счастливо. Волосы короткие, но причёска выполнена своеобразно - то ли гелем, то ли чем-то ещё, намазанные волосы держатся боком, в правую сторону. Обручен, кольцо сияет, то есть чистит его хозяин, это говорит о счастливом браке. Выглядит опрятно, телосложение спортивное, одет легко, я бы сказал - молодёжно: майка Россия белая, сверху лёгкий свитер, джинсы светло-синие и спортивные кроссовки фирмы Adidas. Если честно, я бы не дал этому человеку больше 40 лет, а выглядит он как мой ровесник. Что приметно, сам я был одет похоже, такие же, джинсы светло-синие, майка Россия, но красная, поверх байка лёгкая и спортивные кроссовки Adidas. Рядом с мужчиной стояла довольно объёмная сумка, можно было предположить, что сам уроженец Матушки-Руси приехал к нам в Латвию на месяц  посетить знакомых, возможно, родственников. А сумка большая, как это обычно бывает – приезжаешь и тебя «нагружают» подарками для тех или иных людей, а личных вещей там немного. Мне показалось весьма знакомым лицо этого человека: или я его где-то видел, или мы встречались где-то. Но ещё меня терзали сомнения, что я с этим человеком даже знаком.  Появился такой эффект дежавю.
     Я бросил взор на него уже полностью, и в тот же момент он посмотрел на меня, я хотел заговорить, но не успел раскрыть рот, как он заговорил первым :
- Доброго дня! Погода сегодня хороша, не так ли?
- Приятного и Вам! Да, для середины лета погода необычайно тепла,- обрадовавшись, ответил я.
- Да, неплохо отпуск прошёл в стране, в которой я родился. Вы так на меня смотрите, будто хотите что-то спросить, - словно прочитав мои мысли, сказал мужчина.
- Вы в Латвии родились, но живёте в России? Да, Вам может показаться странным и глупым мой вопрос, но – мы не встречались раньше? – удивленно спросил я.
- Да, я родился и прожил в Латвии 20 лет, потом так сложились обстоятельства, что пришлось переехать в Россию, во Псков, к родственникам. Первое время мне помогали. Затем я сам себя смог обеспечить, квартирку взял себе, познакомился с девушкой, моей нынешней женой, женился, и сейчас мы счастливо живём. («Вот же бывают чудеса,» - подумал я) Да, но мне тоже кажется, что мы где-то да встречались. Куда Вы держите путь?
- Во Псков, к родственникам, на пару недель, а Вы оказывается там живёте, может быть, там где-то и виделись. Я не часто там бывал, но раз в два года летом приезжал точно.
- Пока время есть можно подумать и проанализировать. Ведь если у двоих людей есть предчувствие о прошлой встрече, то это не просто так, если одному человеку кажется, то его считают слегка ненормальным, но это две крайности одной и той же сущности. Запросто ничего и никогда не бывает.
- Согласен с Вами. Но когда я выходил в город, я никогда не был один. Я был с кем-то из семьи, ибо боялись они, что мог потеряться. Да, но так было в первые разы моего пребывания во Пскове, но последний раз я уже сам свободно ориентировался в городе. Даже сам гулял, хотя лишь по небольшой части городской окраины.
- Всё может быть, не буду отрицать. Ах, вот и поезд подошёл. До скорой встречи, действительно в надежде на неё.
- Всего хорошего, было приятно поговорить, - ответил я. Мы встали, я пошёл к поезду, а мужчина немного подумал и тоже пошёл.
     Поезд остановился, вышли проводники, у меня был 14 вагон. Он был почти в середине состава, я заранее вытащил билет, с сумкой в руке подошёл к проводнику, дал проверить билет, всё в порядке. Моё место было также почти в середине, но ближе к купе проводника и аппарата с кипятком. Вагон был плацкартный, в таких вагонах едут люди со средним достатком. Моё место была небоковое. Я сразу положил сумку, подняв полку. Посидел пару минут, подумал и снова решил включить музыку, но опять же – не тут-то было. Мимо меня прошёл тот самый мужчина, посмотрел на номер места, увидел, что его место напротив меня, обрадовался, что будет путешествовать уже с более - менее знакомым лицом, подсел. Но вначале положил сумку под полку и сел. Улыбнувшись, заговорил:
- Вот и ближайшая встреча настала!
- Недолго мы не виделись с Вами, всего каких-то минут десять, - согласился я.
- Вот же бывают совпадения: встретились два человека, друг друга узнают, едут в одну сторону и даже в одно место, сейчас в одном вагоне, на соседних местах. Вот же бывают чудеса! («Да он читает мои мысли,» - невольно подумал я).
- Вы прочли мои мысли. Мы узнали всё друг о друге, но не знаем имён. Как Вас зовут?
- Михаил, а Вас? («И тут меня осенило, но я пока не давал воли  мыслям, а лишь хотел убедиться»)
- Илья. Весьма приятно.
- Взаимно! Русское и интересное имя, которое значит «Сила Божья». Да, я не верующий, но есть что-то в Вас такое, сверхестественное.
- Я обычный парень, родился тут, в Латвии, в себе ничего особенного не вижу. Вы не возражаете , если мы перейдём на «ты»?
- Конечно, не возражаю , так даже лучше будет.
     Мой сосед удобней устроился на полке. И тут резко встал, что я даже перепугался и немного не понял, почему он так сделал. Михаил поднял полку, открыл крайний карман сумки и вытащил, осторожно, средних размеров книгу. Когда он положил её  на столик, я разглядел, что это была книга А.А. Горелова «Истина и смысл». Я вспомнил, что видел эту же книгу в библиотеке, мне её советовали, но я сказал, что позже, я и без того тогда достаточно книг взял. Тем временем Михаил закрыл карман сумки и опустил полку, чтобы сесть. Заметив мой внимательный взгляд, он, улыбаясь, сказал:
- Ты так смотришь на книгу, словно хочешь её съесть взглядом!
- Нет, я так не умею, к сожалению. Просто узнал эту книгу, недавно  в местной библиотеке мне советовали её взять, но я сказал, что возьму позже. Автора хорошо знаю, читал не одно его произведение. Анатолия Алексеевича можно спутать с Александром Александровичем. Первый – позже родился, но ещё жив, насколько знаю, и он философскую литературу пишет, а «Истина и смысл» одна из таких – захватывающих. Второй же – известный литературовед, не проинформирован, жив ли он, но он был поэтом, в основном писал поэмы, стихи. И оба Гореловы, поэтому  легко спутать.
- Недооценивал тебя, не думал, что у тебя столь широкий кругозор. Душе радость, что осталась ещё адекватная молодёжь, читающая книги и не теряющаяся в мире литературы. Многие, из нынешней молодежи, просто-напросто в жизни не взяли в руки ни одной книги, а ты, как видно, не одну книгу прочёл и ещё знаешь столь известных, но не столь популярных авторов, как, например, Светлана Богословская или иные писатели.
- Спасибо. К  этому руку приложили мои родители, постарались, приучили меня читать книги. Хотя и не заставляли, но дали самому понять, что это делать надо. Вообще всё время, пока я жил с ними, они меня не наказывали, а воспитывали во мне ответственность, знали, что пойму всё сам, - ответил я смущенно.
- Хорошая семья у тебя! У меня поначалу тоже была хорошая семья. Но в 16 лет родители разошлись и я жил с матерью (отец ушёл). У меня жизнь началась в 16 лет, я работал для нас с матерью и ещё учиться успевал.
- Вот как оно бывает, сочувствую.
- Спасибо. Сейчас всё хорошо, жена, дети. Друг другу верны, ответственны. Работаем вдвоём. Я в восторге от своей жизни!
- И я в восторге за вас, Миша!
- Благодарю, Илья. Пока мы тут с тобой разговаривали, я вспомнил одну интересную историю, поучительную. Эпизоды из жизни, которые я объединил, и получилось что-то единое. Ты молод и амбициозен, такое может пригодиться, ведь чтобы не совершать ошибки, надо учиться на своих,  а лучше на других, для самого себя не столь ужасно пережить какой-либо случай или историю.
- Да, я с радостью выслушаю твою историю и вынесу для себя максимум пользы!
После сказанного мой собеседник задумался, образовалась небольшая пауза. Я подумал, что Михаил собирается с мыслями, чтобы выразиться наиболее понятно. И я оказался прав, вздохнув, взглянув в окно, он начал свой рассказ.
- То время было - грустная и туманная осень, как сейчас помню, солнце уже пропало в тёмных и густых тучах. Вокруг была лишь слякоть, хотя и дождь был не каждый день, но чувствовалась влага, воздух был мокрый. Листья на деревьях были жёлтые, казалось, будто деревья, вся природа плачет, что уходит жаркое и лучшее время года. Многие деревья уже опали и выглядели мёртвыми. Да, они же умерли, на целых 6 месяцев, до весны. Листья на деревьях – это жизнь. Их можно сравнить с человеком: каждый листочек на дереве – это каждая часть человека, его тело, внутренняя часть тела, мышцы, нервы – всё это объединилось и создало – человека. Так же и дерево, оно живёт с весны по осень, когда его греет солнышко, на нем распускаются листья, зелёные и такие яркие, что видно издалека. А вот какой бы старой ни была бы кора – листья никогда стары не будут. Да, все мы стареем, все живые и неживые существа в этом мире. Об этом можно много спорить, много это обсуждать, я же расскажу что-то подобное.
     Именно тот день задался ужасней всего – безостановочно лил дождь, бил по подоконнику, даже пару громов и гроз разошлись, но это световое представление долго не затягивалось. Тогда я уже окончил школу и, как говорил, продолжал работать для нас с матерью. Но время было трудное, после распада СССР было много изменений. Все вокруг так и тяготели к ним. Лишь мы с мамой держались, как и до этого. Нас за это недолюбливали, что мы относимся к новому времени скептически, а мы лишь вели нейтральный образ жизни: нигде не светились, не заявляли о себе, откуда такое пошло – не знаю.
     В те времена было невозможно найти работу, даже уборщиком не устроишься, но мне повезло, я нашёл работу до распада и, к счастью, меня не сократили – повезло! А работал я, кем повезёт – грузчиком, перевозчиком, и на стройке работал, в общем, физический труд. Только после распада Советского Союза очень трудно стало, все эти работы стали недоступны, но мне повезло, что остался грузчиком – перевозил товары, продукты в магазины, по ларькам, доставлял товар – такая работа. С деньгами было трудно, но мы экономили, старались выживать. Так мы прожили год, может, больше, но  дальше так жить было невозможно! К нам как раз пришло письмо от родственников, из Пскова, мы частенько общаемся с ними,  там живёт сестра моей матери,  к тому же она моя крёстная тётя. Писали нам, интересовались – как житье у нас. Мы отвечали как есть, что жить – живём, а вот живётся несладко. Тут через неделю пришёл ответ, в котором говорилось, что если мы приедем к ним, то они нам смогут помочь обжиться и работу найти (связи у них хорошие были). Мы с матерью раздумывали, стоит ли, но всё-таки собрались ехать во Псков. Только одна проблема была – мы больше не СССР,  и во всех странах бывшего Советского Союза ситуация с работой была такой же,  как у нас. Было ещё одно «но», почему мы долго не думали  - у нас друзей и знакомых не было и некому было нас поддержать, и родственников больше не было в стране. Оставшиеся родственники были в России, а ближайшие – во Пскове.
     Некоторое время мы ещё жили в своей родной лачуге, потом случилось то, что меня сократили одновременно со всех моих работ, конечно же, не объяснив причины, но нам и самим была понятна причина моего сокращения. Время проходило стремительно, мы всё думали, когда уезжать, всё бы хорошо, но вот – у нас закончились деньги, наши карманы были пусты, мы не знали, что делать. Даже на проживание не было  денег, питание ещё было, хотя и запасов было мало – приходилось экономить. По той причине, что у нас не было знакомых, не у кого было просить помощи, было трудно, очень трудно, как-то жили, хорошо, что жилье было.
- Прошу прощения, не хотите чаю? – спросила проводница у нас.
- Да, можно бы, - ответили мы с Михаилом, почти в один голос.
- Хорошо, сейчас принесу, - ответила любезно проводница.
- Давненько не пил в поезде чаю бесплатного, последний раз ездил в самой дешёвой части поезда, чай  там был не бесплатный, - усмехнулся я.
- Замечательно, сейчас выпьем чаю и идея «пойдёт» быстрее, - обрадовавшись, ответил Михаил и продолжил рассказ.
- Пришлось же нам прожить в таком ритме пару месяцев, и тут выпал такой случай, что можно было проскользнуть «зайцем» в поезд. У нас были собраны сумки, мы попали на железнодорожную станцию и сели на поезд, который идёт  вначале в Даугавпилс, а потом совершает непонятное направление и выходит на Псков и Санкт-Петербург, но нам надо было во Псков. Поезд тронулся, и мы узнали, что мы не единственные в таком ужасном положении, как-никак – были отрезаны от цивилизации примерно на год – точно. И, конечно же, «зайцами» мы были не одни, с одной стороны – хорошо, что можем друг другу помогать, а с другой стороны – когда много людей, дольше каждому сообщать ту или иную информацию. Все свои документы мы взяли с собой, с одной проверкой нам повезло: билеты не спрашивали более, только при входе в поезд, но мы проскользнули. Вот мы доехали до границы Латвии, наши пограничники проверили документы, подтверждающие личность, а на тот момент у нас были паспорта Советского Союза. И в этот раз нам повезло – мы успешно прошли границу. Подъехали к границе России, было ещё проще – показали, что паспорт гражданина СССР, и (видимо, попались хорошие пограничники) без особых замешек прошли мимо и не задерживались у нас. Вот так мы и попали в Россию. Поезд тронулся, осталось пару часов езды до Пскова. До отъезда мы успели отправить короткую телеграмму, что едем в тот день, будем следующим днём, рано утром, часов в 5. И вот поезд подходил к городу, уже были видны пейзажи цивилизованного города, поезд снизил скорость, и через минут 10 мы были на станции. Нас встретили наши родственники. Мы были так рады, что приехали туда, где есть хоть кто-то родной, знакомый. Обнялись и по пути к их дому, будущему нашему, на какое-то время, мы разговорились, рассказали друг другу, что и как происходит – у нас в стране и тут, в России. Оказалось, что ситуация схожая, но местным жителям легче - у них же есть кров. А это всё!
     Мы вошли в квартиру, и с того дня началась наша трудовая жизнь. У нас был обеспеченный кров, на время, но мы старались сократить это время, чтобы не доставлять неудобства нашим родственникам. Искали работу, безудержно и безостановочно. Но пока безуспешно. Но в один день случилось следующее. Мы прогуливались по городу, как вдруг к нам подошёл незнакомец, поздоровался, сказал, что его зовут Сергей. Говорит, мол, слышал, что мы ищем работу, и тихо сказал нам, что есть работа, но сразу предупредил, что нелегальная. Он написал адрес и был таков. На следующий день я пришёл в указанное время и указанное место и ждал появления хоть одной живой души. Я стоял, оказывается, около ветхого дома, дерево было старое, всё поросло мхом, в некоторых местах начала расти трава, дом был двухэтажный. Вдруг я услышал какой-то скрип, предположительно - со стороны дома, через пару минут открылась дверь ветхого дома. Я удивился, что произошло? На меня глядел Сергей, который вчера подходил к нам. Жестом показал, чтобы я прошёл. Как только я ступил за порог и отошёл от двери, она начала медленно закрываться. Тем временем я оглядел интерьер, преобладал красный цвет, лишь пол был зелёного цвета, освещения в помещении было немного - несколько висячих ламп и пара столовых. Увидев, что все на меня смотрят, я подошёл к ним. Вначале мы познакомились. Мне рассказали, в целом, что за работа, объяснили, что мне делать, и разошлись по своим углам. Я в этом окружении был всего лишь новичком, и мне ещё до конца не доверяли, поэтому рассказали, что это нелегальный покер, игра на большие ставки, деньги крутятся большие. Моя задача - заменять коллег и быть дилером, а также прикрывать своих, если нападут на след нашего клуба правоохранительные органы, ну  и тому подобное. Моя задача была мала, а я ничего не имел против. Об оплате мне сказали, что каждый месяц более средней зарплаты в России, я не знал и минимальной,  да и был новичком – поэтому не лез со своими вопросами. Меня научили играть в покер, потом во время игр я сам учился. Задача дилера небольшая - раздавать карты, фишки, обменивать и разменивать с малых на большие фишки. Находиться в этом клубе, скрытом под ветхим домом, в день надо было всего 6 часов. Но это было поначалу так. После работы я приходил домой. Никто не любопытствовал, что это за работа. Позже я рассказал матери о своей работе, она ещё больше забеспокоилась, что из-за нас я лезу в такое опасное дело. Но я сказал, что лучше хоть какая работа, чем сидеть без денег. Мама согласилась, но не переставала беспокоиться - это же присуще каждой матери.
     Продолжаю работу в покерном клубе, тем временем вокруг начали сокращать рабочих в различных сферах, но до нас было не добраться. Через время я уже научился играть в покер, не думая, пригодится ли мне это, но на данный момент это было приоритетным. В клубе были постояльцы, которые и выигрывали, и проигрывали, и оставались в равноценном исходе, но все молчали, сохраняя конфиденциальность. Если ты хоть раз посетил этот клуб, ты становишься неотъемлемой его частью и обязан сохранять конфиденциальность, потому что это был один из крупнейших нелегальных клубов в городе. Но язык ты должен держат за зубами, иначе его сразу же «накроют» и ты можешь оказаться за решёткой. Ведь его деятельность отслеживалась и инспектировалось, ибо нелегальное  – было запрещено. Дело шло мирно и спокойно, мне стали больше доверять, стали больше платить. Я уже был знаком со всеми мелочами клуба, заменял людей, прикрывал. Но самое главное – молчал. Это было самым важным в моих обязанностях и для всех, кто работал в этом клубе. То время – было суровое время, и случилось так, что бандиты выследили нашего главного и прикончили его. Возникла проблема, не было кому вести всех и управлять клубом. Было предложение, что можно выбрать меня; я ответственен, но всё-таки выбрали Серёгу, он был постарше и дольше работал здесь. Нашего бывшего похоронили и помянули, но мы не переставали работать в том же темпе, никому не сообщая о потере. Это известно было лишь рабочему персоналу.
     Пока я работал нелегально, всё-таки для полной безопасности и спокойствия я искал работу, сложную и высокооплачиваемую. Немало времени прошло, прежде чем я нашёл подходящую работу. Я всех в клубе оповестил, что через некоторое время вынужден буду покинуть столь приятное общество. Никто не был против, с работой все успевали и даже радовались, что смогли мне помочь. Отпустили меня, взяв с меня обещание – хранить молчание.
     Первое, что мы сделали с мамой – нашли квартиру и купили её, успешно переселились, вещей у нас было немного. Купили двухкомнатную квартиру на окраине города, недалеко от родственников. Позже я прошёл собеседование и был принят официально на работу. В мои обязанности входило – разборка с бумагами и некая работа курьера - доставка тех или иных документов в различные части города. Оплачивалась данная работа даже лучше, чем работа в нелегальном клубе, но про сам клуб я молчал, как и было мне положено. Со временем мы обжились в новой квартире, купили кое-что, что-то заменили под свой вкус, приобрели новую одежду. Был постоянный доход, нас всё устраивало, были рады и счастливы, что после неудач, наконец, что-то хорошее произошло!
     Время шло своим ходом, я работал, мы продолжали обустраиваться, жили, купили бытовую технику. Я встретил девушку, некоторое время мы встречались, потом я почувствовал, что надо сделать следующий шаг – сделал предложение, она его приняла. Обвенчались, обзавелись собственной квартирой, трёхкомнатной, продали ту, и я забрал мать с собой – не хотелось оставлять её одну в двухкомнатной квартире. Прошло время, у нас по квартире бегали маленькие ножки, радовали нас, но одновременно и доставляли нам хлопот. А как же по-другому, на то и дети – цветы жизни!

- Вот такая вот история, необычная, потому что не каждый пережил нападение бандитов, нелегальную работу, а в конце такая удача. Выбор за тобой, что вынести из этой истории, - сказал Михаил, закончив свою историю.
- Понял я очень многое и даже узнал некоторые детали истории 90х годов, что было до того, как я появился на свет. Постараюсь вынести из этой истории максимум для себя! Спасибо большое! – я ответил, немного подумав.
- Не стоит меня благодарить, это тебе я благодарен, что ты хороший слушатель, а мне такие люди, как ты, очень редко встречались, значит, повезло, - обрадовавшись, сказал мой сосед.
- Мне тоже некоторое время назад встречались неправильные люди -  или плохие слушатели, или плохие рассказчики. Но я смотрю: нам с тобой сегодня повезло. Сколько совпадений за один день – это что-то невероятное!
- Это точно! Бывало что-то подобное, но….
- Что мне запомнилось и над чем можно думать вечно, так это -  что деревья – это жизнь. Я поддерживаю это мнение. Сами листья на деревьях – они сезонные и живут лишь некоторое время, они растут и цветут, пока есть тепло и солнце, которое согревает их. Само же дерево стареет со временем, но деревья живут гораздо дольше людей, если к тому не прикоснулась рука человека, а то в наше время после прикосновения руки человека к природе – это пропажа какого-то процента зелени в мире. Никто не понимает, что вырубка леса – это уход жизни, считают, что дерево неживое. Я же вижу обратное: каждое существо, предмет, который поддаётся движению рукой человека или какого-то другого двигающегося существа – имеет жизнь. Если он работает, или цветёт, или распускает цветы – отношение его будет ответным – как ты к нему, так и он к тебе. Это правило действует и распространяется на всё, что имеет жизнь или какую-либо причину появления на этот свет. Можно вспомнить и третий закон Ньютона – Действие равно противодействую. Кажется, мысль включает в себя какое-то взаимодействие тел или сил, но, если взглянуть с философской точки зрения, можно рассудить, что сей закон включает это «ответное» отношение человека к природе и природы к человеку.
- Как же много ты смог вынести из моей небольшой истории, что я рассказал тебе.
- Благодарю тебя, Михаил, за поучительную историю. До границы осталось совсем немного, ты не желаешь прилечь, поспать? Я бы не отказался.
- Я в восторге, что тебе понравилась история. Да, я тоже не отказался бы подремать, хотя и остался всего час, для сна не хватает, но для отдыха – в самый раз.
Мы устроились на полках, даже не взяли одеяла, что были даны, лишь подложили под голову подушки и спокойно закрыли глаза. Не в курсе, долго ли не засыпал Михаил, но я сразу «провалился» в сон.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.