Сайлас Дюранд. Для кого предназначено благовестие?

 ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНО БЛАГОВЕСТИЕ?
Сайлас Дюранд (1881)
http://www.olddesign.com/gospeldurand.html

Многие, очевидно, являющиеся детьми Бога, верят, что Евангелие проповедуется убитым грехом грешникам для их оживотворения, ибо Господь использует служение Слова как обычное средство выведения Своих людей из смерти в жизнь. Я полагаю, что это ошибка, и она лишает утешения тех членов семьи Божьей, которые ей подвержены. На протяжении всего Писания субъектами евангельского возвещения считаются живые души. «Ибо Он помазал Меня благовествовать нищим» (Лк.4.18). «Нищие благовествуют» (Мтф.11.5). «Дети рода Авраамова и боящиеся Бога между вами! Вам послано слово спасения сего» (Деян.13.26). «Жаждущие!» (Ис.55.1).  "Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему" (Рим.1.16). Все эти слова – нищие, боящиеся Бога, жаждущие, верующие – это синоним живых душ. Но если мы утверждаем, что Евангелие послано только к таковым, то некоторые понимают это так, будто мы думаем, что служитель должен по своему усмотрению выбирать тех, кого он считает избранными, и обращаться только к ним. Апостолы, которых Спаситель послал «ко всему миру», то есть к евреям и язычникам, не могли знать избранных, пока они не исповедовании веру в Евангелие, которая проповедовалась. Они провозглашали Евангелие как Благую весть о спасении, где двери были открыты Провидением, ко всем кто слышал их голос ; и так делают все служители Иисуса Христа. Но никто не слышал их духовно, кроме тех, кто имел духовные уши; никто не верил им, кроме тех, кто уже имел веру, чтобы поверить. Некоторые говорят, что апостолы проповедовали тем, кто не имел веры. В буквальном смысле это верно, но проповедовалось им не для того, чтобы произвести в них веру, но чтобы отделить тех, кто уже имел ее. Павел говорит, что некоторым из тех, к кому было обращено благовестие, оно не принесло пользы, потому что они не верили (Евр.4.2).
Если кто-то доставляет послание от царя к его подданным в некой далекой стране, он не будет задавать вопросов, прежде чем доставить его, ибо само послание будет открыто провозглашаться в народе на родном языке тех, к кому оно отправлено, и тем самым оно будет отличать этот народ от всех остальных, как народ, к которому оно отправлено. Таким образом, евангельская Благая весть послана на языке Ханаана, и, хотя она провозглашается между всеми людьми, ее слышат и понимают лишь те, кто рожден от Бога. Сей язык чист,  и его понимают те, для кого эта весть сладостна, ибо она направлена Великим Царем. Это новая тварь во Христе, которой и проповедано Евангелие. 
Спаситель сказал своим апостолам, "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари". Выражение "всей твари", как признается всеми, имеет ограниченное значение, иначе оно затронуло бы и животных. Но все должны признать, что оно является еще более ограниченно,  поскольку оно не может включать младенцев и тех, кто реально не способен слышать и понимать. Это показывает, что проповедь Евангелия не является чем-то абсолютно необходимым для вечного спасения, как некоторые считают, ибо ушедшие из этого мира младенцами поют славу Иисусу Христу, Господу нашему. А из тех, кто способен слышать и понимать естественным образом, лишь очень немногие когда-либо слышали глубокое и подлинное Евангелие. Итак, если мы понимаем повеление Спасителя апостолам таким образом, что они должны проповедовать Евангелие каждому из рода Адамова, который в состоянии услышать и понять слова, мы должны заключить, что этой заповеди они не повиновались, и воля Бога не исполнена. Но этого не может быть, ибо многие места Писания возвещают, что Он творит на небе с на земле все, что пожелает душа Его. Кроме того, сказано, что "нищие благовествуют". И вдохновенный апостол сказал, что сие Евангелие Царства было возвещено всей твари, которая  под небом (Кол.1.23). Иногда утверждают, что выражение "всей твари" используется апостолом не в том же смысле, что и Спасителем. Но будучи доказано, это утверждение само поставит точку в споре. Утверждать так означало бы, что заповедь Спасителя не выполнена, ибо Евангелие в те времена проповедовалось только в районе Средиземного моря. Однако апостол повелевает верующим проповедовать Евангелие всей твари, которая находится под небом, именно в то время, и с тех пор, в полном послушании заповеди Спасителя, это повеление охватывает всю тварь только в духовном смысле, то есть тех, кто создан во Христе Иисусе. Только у них есть уши слышать, и Спаситель говорит: и слышащий скажет! Только они алчут и жаждут правды, и Спаситель сказал, что они утешатся. Только они бедные, и Спаситель сказал: "К бедным будет проповедано Евангелие сие".
Часто говорят, что проповедь Евангелия является средством оживотворения мертвых грешников. Но в Библии сказано не так. Наш Спаситель сказал: "Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет". И еще: "Это дух животворит, плоть не пользует нимало". И еще: "настанет время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут". Это правда, что Дух посылает жизнь и животворящую власть через проповедь Слова: как говорят, мертвые услышат глас Сына Божия в Евангелии, чтобы верить и жить. Но немногим более вдумчивое внимание заставило бы поменять местами эти слова, помня, что жизнь должна предшествовать и слышанию, и вере. И при рассмотрении всех Писаний, которые представлены поддерживать идею о том, что проповедь играет самую важную роль в возвращении мертвых к жизни, в заповеди научить все народы и послушании апостолов этой заповеди, а также к заявлению, что многие слышавие проповедь уверовали, мы должны иметь в виду, что нельзя научить никого, кроме уже живых, и только они могут верить.
Нет наблюдаемых случаев, где вечная жизнь действительно была бы передана через проповедь Евангелия. Но есть случаи, когда известно, что ею обладали те, кто еще не слышал проповеди, как евнух, тюремщик, Савл из Тарса и Корнилий со всем домом своим, и в случае с Лидией Бог открыл ее сердце и непосредственно подготовил ее к тому, что проповедовал Павел.  Поэтому я должен верить, что не только в некоторых, но во всех случаях духовная жизнь доводится до нас до того, как мы получаем власть услышать и поверить, а не непосредственно через слышание. На мой взгляд это явно учить тому, что проповедь, а также подготовка слышать и получать от проповеди, должны рассматриваться как вещи отдельные друг от друга. Это не говорит о том, что Господь отверз сердце Лидии в проповеди Павла. Жизнь должна предшествовать слышанию, хотя бы на мгновение.
Очень часто случается, что осуждение по причине греха впервые чувствуют люди не во время проповеди, а часто и те, которые никогда не слышали проповеданную истину. Кроме того, освобождение от осуждения, что переживается сильнее всего, может быть именно тогда, когда бедная душа в тайне пытается плакать и молить о пощаде. После этого проповедь Евангелия воспринимается совершенно иначе. Если человек прежде мог просто слушать ее, то теперь она обретает для него новую глубину. Он может сказать, что он чувствовал.  Он считает, что он имеет свидетельство в своем сердце, чтобы доказать истинность того, что говорит проповедник. Именно ему сила Божия ко спасению, потому что ее власть на опыте пережита внутри него. Это Евангелие Царства, о котором Спаситель сказал, что оно "должно быть проповедано по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец" (Мтф.24.44). Это повелевалось апостолам, и они  полностью закончили свою работу в этом повелении и проповедали Евангелие всем, кому Христос повелел им проповедовать. Они проповедовали не для того, чтобы оживотворить мертвых грешников, но для свидетелей, открывая им то, что Спаситель дал им вечную жизнь, через радостную весть о спасении.  И проповедник не может никому рассказывать ничего, чему он сам не научен, не имея помазания, которое он получает от Иисуса, Который и научает нас всему (1 Иоан.2.27). И это не только в отношении дела благодати Божией, и Его власти ко спасению, испытываемой в сердце, ибо любое знание и понимание подается пастырям из сердца Самого Бога, Который и посылает их. Предполагается, что слова "паси овец Моих" - это не конец повеления Спасителя апостолам, а апостолов служителям; что когда Павел повелел Тимофею "проповедовать Слово", он открыл большую область труда, чем когда он говорил со старейшинами Эфеса, призывая "пасти Церковь Божию, которую он приобрел Себе Кровию Своею". Но ведь апостолы или министры никогда ничего не проповедовали в послушании этой заповеди, кроме как истину, как она есть в Иисусе! И разве не в каждой ее части эта истина всегда есть пища для овец и ягнят Церкви Божией? Разве кто-нибудь когда-нибудь посылался проповедовать Евангелие не овцам, а волкам?  Тогда следует признать, что ни апостол, ни пророк не может выйти за пределы заповеди, данной Петру: паси агнцев Моих.
Говорить, что Господь использует средства благодати, чтобы вывести Свой народ из смерти в жизнь, как мне кажется, значит порочить Его величие и мощь. Похоже, это значить ограничивать Святого Израилева. Многие, кто так считают, не намерены ограничивать Его, они хотят воздать честь Его имени. Если бы такие вещи были прямо заявлены в Священном Писании, их оставалась бы лишь принять как истину, но поскольку это не так, это всегда вывод. Отстаивая доктрину средств, некоторые говорят: "Средства сами по себе ничего не делают, но цель Божия включает их использование". Тем самым они показывают, что полагают, что служение Евангелия было назначено Богом в качестве инструмента, который будет использоваться в строительстве Церкви из живых камней. Но механик всегда зависит от своего инструмента? Разве Господь зависит в Своей работе от нашего служения? Сама эта мысль ограничивает Его. Я знаю, что имеется в виду, что средства всегда посвящены цели. Но когда Библия говорит о пути и способе, она имеет в виду не это. Все подчинено Богу в некотором абсолютном смысле. Ничто не совершается иначе как в соответствии с Его вечной целью. Он избрал кормить Свой народ из рук таких же грешников, спасенных благодатью, но Он не говорит о последних как о средствах и орудиях. Этот вывод людей, и очевидно, что он имеет для них определенное значение. Как утверждается, средства находятся в руках людей таким образом, что Господь работает в этих средствах, а люди лишь их используют. Он работает в них и через них Своим направляющим Духом, заставляя их проповедовать таким образом, что вся власть отдается Богу, а не человеку. Но Он не дает жизнь через средства благодати или непосредственно через проповедь. 
Те же авторы часто ссылаются на звук рогов как средство, с помощью которого пали стены Иерихона, и таким образом проповедь Евангелия представляется ими как средство оживотворения мертвых грешников. Но Павел, говоря об истине в этом вопросе, не делает даже намека на историю с этими рогами, но говорит: "Верою пали стены Иерихонские, будучи окружены, через семь дней".  Можно было бы ответить, что вера позволяет людям использовать все доступные им средства. Затем мы должны остановиться на ряде других примеров, которые апостол дает в той же связи о характере и силе веры, чтобы сделать сказанное им более понятным. "Верою Енох переселен был так, что он не увидел смерти"."По вере жены получали умерших своих воскресшими".  Где здесь используются какие-либо средства? Были ли пустые кувшины и светильники и трубами в руках маленькой армии Гедеона средства, которые низвергли малианитян, или они были разогнаны мечом Господа и Гедеона? Слово Божие не совмещает здесь с верой что-то другое. Во всех этих случаях апостол показывает пример веры как сущности вещей, на которые мы надеемся, доказательства вещей невидимых. Вера есть знание Божьей воли и цели, которое Он дает Своему народу по Своему благоволению, заставляя Своих людей желать тех вещей, которые Он предопределил для них, и молиться о них, и быть абсолютно уверенными в них так, что они будут идти в повиновении Его заповедям против самых невозможных препятствий, против всех соображений, диктуемых житейской мудростью, чтобы осуществилось исполнение Его целей той силой, которой Он является Автором и Совершителем. Именно для этого Он использует кувшины и светильники, иерихонские рога и трубы победы. Иисус Навин не сказал,  что Господь может дать вам город, но повелел кричать: "Господь предал вам город!" - и стены пали. Господь опрокинул их без помощи рогов, Он просто свалил наземь полки чужеземцев. Он воскрешал мертвых к жизни и преселил Еноха к себе, так что он не увидел смерти. И Он дал Своему народу веру как сущность и доказательство вещей еще для нас невидимых, и эта вера сделала Его людей победившими мир. Они были свидетелями Его дел. Все, кто служит Господу, есть свидетели Его дел. Он послал Павла как свидетеля того, что дано было ему увидеть, и тех вещей, что предстоят (Деян.26.16). Если кто-либо будет настаивать на том, что Господь Иисус открыл глаза язычников и обратил их от тьмы к свету через проповедь Павла, таковые еще должны помнить, что только живые являются слепыми. О фарисеях наш Спаситель сказал, что они слепы, но не в том смысле, что Он пришел открыть им глаза. Те, кто имеют надежду, часто остаются в рабстве ошибок и заблуждений, прежде чем Господь доводит истину до сознания людей, открыв им глаза, чтобы видеть, в соответствии с тем, что они пережили. Поэтому, когда они слышат проповедуемую истину, Господь уже оживотворил Своей властью их души, открыл им глаза, чтобы видеть Его, и они верят и обращаются из тьмы заблуждений к свету, и Он питает их как овец Своих.
"Он родил нас Словом истины, чтобы мы были первыми плодами Его творения" (Иак.1.18). Это рассматривается некоторыми как заявление о том, что проповедь Слова сама по себе животворит. Но апостол Иаков здесь имеет в виду тех, о ком он это говорит. Он сам имел с ними дело, но он знал, что они были оживотворены не через проповедь, ибо Сам Спаситель позвал их, говоря: иди за Мною. И тот же голос слышат все Его овцы. По Его слову они родились и рождаются, ибо Петр говорит: "как возрожденные не от тленного семени", но от нетленного слова Божьего, которое живет и пребывает вовек ". Он не говорит, что они рождаются вновь через проповедь Евангелия, но он говорит, что это слово Божие, которым они родились свыше и которое пребывает вовек, есть слово, которое будет проповедовать им это Евангелие. Это слово Иисуса, Который назван Словом Божьим (Откр.19.13). Это Слово, Которое было в начале и Которое есть Бог, и Которое стало плотью и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истине (Иоан.1.14). Евангелие - это не слово, но радостная весть о нем. Это слово проповедано святым, которые почувствовали славную власть Его, как пишет Иоанн: "о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом" (1 Иоан.1.1-3). Здесь есть Слово истины, Слово жизни, Слово Божие, вечная жизнь, в которой все святые рождены и родились снова. Это Слово Божие, через которое приходят и слышание, и вера. Если этого слова Божия нет в сердце, не может быть никакой власти, чтобы слышать, и не могут быть получены веры или истина Евангелия. Ибо Исаия говорит: "Господи, кто поверил слышанному от нас?". "Все слышали, ибо звук прошел по всей земле, и слова их до концов мира" (ср. Рим.10.15-20). Но только те, кто был рожден в Слове истины, могут слышать и понимать.
Евангелие здесь контрастирует с законом. Мы показали уже, что оно не для мертвых, но для живых. Народ Господень должен знать закон и его осуждающую власть прежде, чем он сможет получить Евангелие, Благую весть о спасении. Но никто не может осознать себя потерянным грешником, справедливо осужденным святым законом Божиим, прежде чем он будет сделан живым животворящим Духом Божиим. Только свет Божественной жизни дает нам увидеть себя мертвыми по преступлениям и грехам. Павел был жив духовно, и потому заповедь умертвила его, а Евангелие возродило. Только в живой душе закон воспринимается как служение осуждения и смерти. В день Пятидесятницы было много живых душ, которые до этого были под законом. Когда Петр был вдохновлен Духом Святым, чтобы возвестить конец закона и его исполнение Господом Христом, это слово, которое он проповедовал укололо их сердце, и убило в нем надежду когда-нибудь снова приблизиться к Святому Богу делами закона. Нет природного человека, который почувствует это, не будучи умерщвлен мечом Духа, который есть Слово Божие. Но те, кто видел необходимость в жертве за грех, как Авель, и притом иной, чем во святилище при левитском священстве, почувствовали безнадежность своего положения, когда приблизилось окончание законной жертвы, и они знали, что тогда Бог никогда не примет их снова. Тогда в их опыте сбылись слова пророка Иоиля. Всей природной мудрости и знанию их было отказано, когда луна, представлявшая закон, была залита кровью, требовавшей смерти грешника, и они увидели грядущую гибель, разрушение и опустошение под законом на земле, кровь, огонь и столбы дыма, и воскликнули: "Братья, что же нам делать?". Тогда Петр провозгласил им Евангелие, его блага и привилегии, и охотно приняли слово его.   
Это было делом апостолов. С последним их словом устным и письменным оно завершилось; никто никогда не будет более совершать его. Ныне они на двенадцати престолах, и им было сказано, что они будут судить Церковь Божию. Но в опыте святых этот же порядок сохраняется и поныне. Сначала им дается знание закона светом Божественной жизни, то знание смерти, которое требуется, чтобы получить  опыт спасения во Христе Иисусе, Господе нашем. В этом опыте проповедник не может оказать никакой помощи. Но его проповедь следует по пути, который ведет к Спасителю. Он возвещает слушающим его лишь то, что было сказано в его собственной душе Спасителем. Его проповедь истины для них сладка, и ее сладость ощущается внутри их. Многие из них прошли тот же опыт от познания требований закона к полному освобождению,  прежде чем они когда-нибудь слышали проповедь Евангелия человеком. С этого момента оно для них запах живительный на жизнь. Они рыба, попавшая в его сеть, овцы и ягнята, которые накормлены им. Где бы они ни были, среди ложно исповедующих людей или в неверующем мире, они не могут слушать его с равнодушием, но оно будет иметь власть в их душах. С его помощью они получают назидание и совершенствуются в знании правды, Его властью они становятся стойкими в тяжелых испытаниях, утешаются в скорбях, призываются из тьмы, пока они не окончат свой путь как свидетели в этом мире греха и скорбей. Тогда прекратятся языки, и пророчество умолкнет, знание исчезнет и даже вера уйдет. Но любовь, сладкая и святая, никогда не перестанет быть светом, утешением и руководством для их душ. И тогда им откроются врата вечного дня, и они вступят в тот мир, где все есть любовь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии