Гилберт Биб. Что такое Евангелие и для кого оно
Гилберт Биб (1869)
Существуют и давно существовали множество споров между законниками и учениками Господа нашего Иисуса Христа, и не только по вопросу, что такое Евангелие, но и о том, для кого оно. Если бы все стороны, вовлеченные в спор, могли понять библейское значение слов, те, кто сейчас усердно борются за универсальное применение Евангелия для всего человечества без разбора, захотели бы скорее, ограничить, чем расширить сферу его применения, поскольку они постоянно вредят сами себе. То, что они называют Евангелием, очень сильно отличается от того, что Христос и апостолы провозгласили в первые дни Евангелия. Наш Спаситель столкнулся тогда с тем же сборищем ревностных фанатиков, что обходили моря и земли, чтобы распространять свои ложные евангелия, искажавшие Его истину, и Он разоблачил и осудил их лицемерие, обвинив их в том, что они учат учениям и заповедям человеческим. Волюнтаристские религиозные учреждения созданы людьми без какой-либо власти на то от Бога, и тем не менее в настоящее время они очень широко преподают учения, которые считают достойными имени Евангелия, и духовно мертвые люди жадно принимают их. Их проповедники могут рассматривать различные мнения в отношении того, что содержится в Священном Писании, но учения Библии, заповеди и установления Христа рассматриваются ими как незначительные вещи, и самые противоположные секты секты могут свободно объединяться в противостоянии учению Христову и в распространении всякого рода человеческих заблуждений. Они могут делать это с большой кажущейся сердечностью, легко воспринимать друг друга и с полной взаимностью дополнять себя в том, что они считают полностью евангельским, но на самом деле есть лишь два пункта, в которых они действительно договорились между собой: во-первых, в том, что спасение достигается делами, а во-вторых, в осуждении Старой школы баптистов. Что касается того, какие именно дела обеспечивают спасение и какими именно способами они должны бороться со Старой школой - в этом они могут сильно отличаться. То, что они называют Евангелием, может быть получено в любом количестве из человеческих школ, в которых каждый человек занимается обучением своего брата и соседа, говоря: "Познайте Господа". Из детских и субботних школ, занятий по Библии, семинарий, книг и трактатов и различных других источников они черпают заблуждения, которые они называют Евангелием, в любых количествах. Мы никоим образом не искажаем их, но мы просто не понимаем их язык, если то, что они считают Евангелием, не есть предмет торговли. Разве они не предлагают направить его язычникам, в Индостан и Бирму, а также на далекие острова, где они могут найти выгодный рынок? Они говорят нам серьезным, деловым образом, сколько следует вложить сюда, сколько потребуется людей и денег, кораблей и моряков, и сколько времени уйдет на доставку Евангелия.
То, что они ложно называют Евангелием, они сохраняют для внутреннего употребления по расценкам более высоким, чем поставляют на своих судах на иностранный рынок, и те, кто живет с него на своих кафедрах дома, имеет значительные доходы с этого движения. Чтобы сделать свое ложное евангелие востребованным, они должны, конечно, адаптировать его к вкусу всех. Те, кто не имеют уши, чтобы слышать, что Дух говорит церквам, не имеют трудностей в слушании учения человеческого, и поэтому идет большой крик о проповеди грешникам. Их учение является именно тем, ччем могут насыщаться необращенные грешники, ибо вместо того, чтобы сказать им, что они уже осуждены, и гнев Божий пребывает на них, им говорят, что они "свободные агенты" на испытании, и что у них есть возможность своей молитвой привести в движение силу, что движет миром. Вместо того, чтобы сказать им, что никто не может прийти к Отцу, иначе как через Христа, и если не привлечет его Отец, пославший Христа, им говорят, что они могут многое сделать для Господа. Это называется просто профанацией проповеди Евангелия грешникам. И с видом превосходства они твердят баптистам, что мы якобы не проповедуем Евангелия грешникам, тогда как они сами не проповедуют Слово ни святым, ни грешникам. Это не Евангелие - произносить ложь во имя Господа, ибо в Евангелии людям не говорится о том, что они могут и должны делать или же будут прокляты. Призывать погибших грешников к покаянию и вере в Евангелие не предполагает их способности сделать это, ибо Евангелие означает, что Христос вознесся как наш Царь и Спаситель, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Это исключительно дело нашего вознесенного Спасителя - даровать покаяние в прощение грехов, и мертвый грешник может получить одно не больше, чем другое. Истинное покаяние в жизнь, а не просто раскаяние, должно исходить из наличия жизни. Если покаяние духовно, оно исходит из духовного источника, и ему должно предшествовать оживотворение Духом Божьим. Печаль мирская производит смерть, а печаль ради Бога - покаяние в жизнь и благочестие, и в отличие от мирской печали она должна исходить от Бога и даруется нашим вознесенным Царем и Спасителем. Вера также есть дар Божий, и Иисус Христос является Автором и Совершителем ее, и если она подлинная, то это не вера твари, но вера Сына Божия, и без нее человек не может угодить Богу. Апостол Павел говорит: это не от вас, это Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Проповедовать противоположное тому, чему учит вдохновенное Писание, означает не проповедовать Евангелие ни святым, ни грешникам.
Посмотрим, каким образом Писание определяет само слово "Евангелие". Сравните Ис.61.1 и Лк.4.18, и вы увидите, что пророчество о Благой вести исполнено самим нашим Господом в Евангелии, которое есть благая весть кротким, исцеление сокрушенных сердцем, проповедь освобождения пленников и открытия темниц, провозглашение Господня года благоприятного и дня мщения Бога нашего, утешение страждущим и скорбящим на Сионе, чтобы дать им украшение вместо пепла, елей радости вместо траура, одежды хвалы вместо духа скорби, чтобы они могли быть названы деревьями правды, насажденными от Господа прославленного. Отметим, кто эти кроткие, нищие, пленные, сокрушенные сердцем, которым проповедуется сие Евангелие. Дух Господень делает тех, на кого Он излит, последователями благословенного Спасителя в Его проповеди Благой вести нищим, а не гордым, надменным и самодовольным. Он провозглашает свободу, но не свободу воли для тех, кто никогда не был в рабстве, ибо на это способны все религии, и здесь они могут преуспеть гораздо больше, если захотят это сделать. Но нищие, сокрушенные сердцем, беспомощные узники с радостью приветствуют весть, которая провозглашает их освобождение из тюрьмы. Как быть с радостной вестью Евангелия тем, кто не является ни нищим, ни узником, ни кротким, ни сокрушенным сердцем? Когда Иисус сказал несчастному умирающему разбойнику: "Ныне же будешь со Мною в раю" - мы не можем сомневаться, что это было хорошей вестью для него. Но разве те же слова, если бы Иисус произнес их Своим убийцам, были бы восприняты ими как весть Евангелия? Евангелие различительно, оно узнает "смиренного грешника, в чьей груди вращаются тысячи мыслей". Вы, что жалуетесь на Старых баптистов, что мы не проповедуем Евангелие, готовы, встретившись с шайкой разбойников, пиратов и убийц, сказать им: "Не бойся, малое стадо! это Отец ваш благоволил дать вам Царство"? Вы можете возвестить компании атеистов: "Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте"? Если это не будет проповедью Евангелия грешникам, то как далеко это от тех благословенных и святых заверений, которые Христос дает кротким, нищим духом, чистым сердцем, миротворцам и гонимым! Можно ли предлагать необращенным грешникам в качестве стимула к тому, чтобы они обрели религию, слова: "Ищите, и найдете, стучите, и отворят вам; просите, и дастся вам"? Ни одно из этих обетований благодати не обращено Господом через Его служителей и как бы то ни было ни к кому, кроме оживотворенных Его спасительной благодатью. Вместо этой проповеди Евангелия святым и грешникам нам извращают Евангелие, и пытаются вопреки прямому запрету Иисуса Христа забрать хлеб у детей и отдать псам. Благодаря такому хитроумному извращению Писания эти люди находятся среди тех, кого апостол обвиняет в том, что они "заменили истину Божию ложью", путем внесения в Писание того, чего оно не говорит, и искажая Слово Божие этим обманом, они не только ведут слепых в яму, но зачастую порождают недоумение и беспокойство среди многих ничего не подозревающих честных искателей истины. Мы помним примеры того, как было именно так. Один наш уважаемый друг, который долгое время был в плену Новой школы баптистов и недавно вышел из их общения, пишет нам, что есть лишь один пункт различий, которым он пока не удовлетворен и не считает, что Старая школа здесь права, и это момент, который мы сейчас обсуждаем, а именно, что наши пастыри якобы ограничивают проповедь членами Церкви и не проповедуют Евангелие грешникам, и отсылает нас к притче о царском сыне в пользу своей позиции, которая, как он считает, должна быть принята нами. Без отступления от темы данной статье мы рассмотрим возражения против того, что рассматриваем как свое мнение, а также касательно этой притчи.
Во-первых, мы должны исправить превратное представление о положении и практике наших служителей. Хотя мы считаем, что проповедуем Евангелие так, как это делали Христос и апостолы, то есть там, где для этого открыты двери, и стремимся открыто донести все, что мы проповедуем, до всех, кто нас слышит, Евангелие, которому мы учим, проводит различие между живым и мертвым. Это благоухание живительное на жизнь тем, кто оживотворен Духом Святым, и запах смертоносный на смерть тем, которые погибают. Это камень преткновения для иудеев и безумие для эллинов, но призванным евреям и эллинам - Христос, Божия сила и мудрость. И если наша проповедь не есть запах смертоносный на смерть для нечестивых, не камень преткновения для иудеев и не глупость для эллинов, и оно не благоухание живительное на жизнь оживотворенным Духом, и оно не являет Христа как силу и мудрость Бога, то она не является апостольской проповедью. Кто когда-либо встречал баптистов Старой школы, что отказали бы в проповеди Евангелия любому из святых? Мы не можем знать сердца и испытывать внутренность тех, кому мы проповедуем, но Слово, которое мы проповедуем, проводит различение, ибо оно живо и действенно, и острее меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа , а также суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные; ничто не таится для него, но все обнажено и открыто пред глазами Господа (Евр.4.12-13). Евангелие, которое мы проповедуем - Благая весть кротким, но для тех слышащиз его, кто не кроток, оно не является благой вестью. Все, кто имеет ухо, чтобы слышать, вполне слышат, что Дух говорит церквам. Но если люди имеют уши и не слышат, тор проповедники не могут обеспечить их ни слухом уха, ни открытым сердцем, разумеющим Господа. Сын Божий властен призвать мертвых, которые услышат глас Его и оживут, ибо слова, которые Он говорит им, есть дух и жизнь. Поэтому Его овцы слушаются голоса его, и Он знает их, и они идут за Ним, ибо Он дает им жизнь вечную, и не погибнут вовек. Он, и только Он имеет власть над всякою плотью, ибо Он должен дать вечную жизнь всем, кого Отец дал ему. Все это баптисты проповедуют всей твари. Но мы не будем отбирать хлеб у детей, чтобы отдать псам.
Но давайте посмотрим притчу о женитьбе царского сына (Мтф.22.1-14). Кому и зачем она было рассказана Господом нашим, и о чем говорится в этой притче? Контекст покажет, что она была адресована евреям, в том числе фарисеям, которые пришли в такую ярость, услышав это, что они пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. Как бы то ни было Бог говорит здесь о том же, что и в Ис.55.11. Цель этой притчи убедительно показывает, с какой целью это было сказано. Почему Иисус говорил святым в притчах, содержится в Его собственных словах. "И ученики Его спросили Его, говоря: что бы значила притча сия?" (Лк.8.10) - ссылаясь на притчу о сеятеле: "И Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят, и слыша не разумеют". Мы должны отказаться от собственных объяснений Христом Его причины для использования притч, или признать, что эта притча призывает прямо различать учеников, которым было дано знать тайны Царствия Божия, и всех остальных, кому было отказано в этом даре и непостижимой цели Бога, и которые в отличие от учеников видя не видят, и слыша не разумеют. Вместо того, чтобы притчи использовались, дабы иллюстрировать тайны Царствия Божия и делать их четкими и простыми для понимания нечестивыми, они были созданы, чтобы сделать их более неясными, так что они могут быть камнем преткновения для евреев и глупостью для эллинов. "Поэтому возрадовался духом Иисус, когда Он сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение". Может быть, наш уважаемый друг почувствуют, что ни эта, ни любая другая притча, будучи правильно понята, не может поддерживать позицию, согласно которой призыв служителей Христовых имеет неизбирательное действие. Та же проповедь Евангелия, которое проливает свет на тайну святых, обретших небесный дар, скрывает его от остальных. Теперь спросим: что может значить эта притча? Мы уже показали, что она была предназначена, как и все притчи, отвергающие мудрость книжников и фарисеев того и последующих веков, чтобы смирить их высокоумие и гордость людскую, ибо никому не принадлежит слава, кроме Господа. Тем не менее она полна полезных наставлений для тех, кому было дано знать тайны Царства. Царство Божие, которое в этой притче или аллегории подобно царю, чтосделал брачный пир для своего сына, обнимает Христа и его людей как в законе, так и в обетовании. Брак царского сына представляет брак Христа и Его Невесты-Церкви, который должен совершиться согласно пророчеству. Волы и тельцы откормленные представляют здесь все жертвы в соответствии с законом, а Жених пришел искупить свою невесту из-под закона, так что она может быть отождествлена с Ним в Его Воскресении из мертвых. Брак есть торжество или праздник, которое служит образом раскрытия правления Евангелия. Евреи как нация или народ были приглашены и призваны на брачный пир, и они с нетерпением ждали прихода Жениха и начала праздника. "Закон и пророки до Иоанна": Иоанн возвестил приход Христа как Жениха, говоря: "Имеющий невесту есть жених, а друг жениха радуется голосу жениха; таким образом радость моя исполнилась". Миссией Иоанна было приготовить народ Господу. Семьдесят слуг были отправлены возвестить общине Израиля, что ей надлежит готовиться к празднику, но она не была готова оставить существующий иудаизм, не имея повеления принять мессианскую веру. Этим слугам было запрещено идти к кому-либо, кроме евреев, о которых им повелевалось через пророков: "На путь к язычникам не ходите", и они не ходили ни в один город нееврейский или даже самарянский, а только к погибшим овцам дома Израиля. Они сделали Жениха светом; Он пришел к своим, и свои Его не приняли. Он вырос среди них, как отпрыск и как росток из сухой земли; в Нем не было ни вида, ни величия, и когда они видели Его, в Нем для них не было красоты, что привлекла бы их к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, Муж скорбей и изведавший болезни, и мы прятали наши лица от Него; Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его" (Ис.53.1-3). Потом были посланы другие слуги, с тем же повелением идти только к евреям, но те не сделали никаких выводов и убили слуг. Это в буквальном смысле коснулось из учеников и апостолов, которые были отправлены с этим посланием к евреям, и те не только отвергали их весть, но порой обрекали их на смерть. Все это предшествовало гневу, который был обращен на еврейский народ и уничтожил его как нацию, и Иерусалим и другие города были ужасающим образом разрушены.
Тогда сказал царь слугам своим: брачный пир готов, но те, кому дано повеление, плотской Израиль, не были достойны. Закон ничего не мог сделать совершенным. Уверенность народа в правде законной была подобна грязным тряпкам, которые никак не могли быть брачной одеждой и которые должны были быть полностью отвергнуты, когда был возвещен указ царя о том, что званые, то есть те, к кому были направлены пророки, должны были явиться на пир. И теперь слуги были посланы к язычникам, которые не были званы на пир, как евреи. Сравнив эту притчу у Луки и Матфея, мы увидим, что когда праздник приблизился, слугам было поручено собрать с улиц и переулков Иерусалима и Израиля нищих, увечных, хромых и слепых, и как бы ни было различно это описание гостей, оно показывает, для кого Евангелие было действительно Благой вестью и к кому апостолы изначально обращали его в Израиле. И слуги сообщили Господину: "Это сделали, как ты повелел, и еще есть место". Бедные, беспомощные, слепые грешники, которые знают свою нищету, у которых как таковых нет дел или заслуг, были собраны на евангельский пир, и это значило, что евреи не исчерпывали собой Божию благодать, и провозглашение Евангелия по Божественному повелению распространилось через ограду на языческий мир. Идите же, служители вечного Евангелия, и зовите тех, кого увидите, на брачный пир Царя своего! Конечно, среди них не так уж много откровенно самодовольных людей, но многие ли сознательно собирают на этот царский пир нищих, хромых, беспомощных и сокрушенных сердцем от вины своей? Однако все остальные, званые на пир, как мы видим, есть те, кто пришел не в брачной одежде. Широкие филактерии самодовольных фарисеев не помогли им; гость должен быть одет в одежду спасения грешников, как спасенный только благодатью, и покрыт ризой праведности Самого Христа, то есть одеждой брачной, и исповедание им своей религии без этого ничего не будет стоить. Все, кто приходит сюда без благодати и воли Божией, остаются без Его благоволения.
Опять же позвольте нам спросить: что есть в этой притче такого, что может быть справедливо истолковано в пользу неизбирательного предложения служителями Евангелия для всего человечества? Об их работе очень ясно и подробно говорится в словах нашего воскресшего Спасителя апостолам, сказанным прежде чем Он вознесся на небеса. И приблизившись Иисус сказал им, вся власть дана Мне на небе и на земле". Это самое жизненно важное утверждение для их дела. Если есть грешники, которые имеют власть, чтобы противостоять Его воле, или для обеспечения их собственного спасения или для предотвращения их собственного спасения, то вся власть на земле не в Нем. Если служители имеют власть спасать души и оживотворять мертвых грешников, или же возбранять их спасению, то вся власть принадлежит им, а не Христу. И если духовные школы имеют право готовить людей на евангельское служение, а миссионерские фонды - власть посылать их проповедовать, то власть спасать принадлежит явно не Христу. И это важно не только само по себе, но и потому, что все, кто призван Им к Его делу, должны знать, к кому и как им повелевается идти. Для них нет альтернативы остаться дома, и послать кого-нибудь другого. Идите для чего? Научить все народы. Он, Блаженный и Единый Сильный, Царь царей и Господь господствующих, имея всю власть в обоих мирах, имеет право посылать их в любую страну, землю и государство под небом, и нет царя, владыки или правителя земли, имеющего любые законные права запрещать им или ставить препятствия на их пути. Повеление Христа больше не направлено только к евреям, преграда теперь снята, и посланникам Его повелевается идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари. У Бога есть люди в каждом племени и народе, и Евангелие должно искать и находить их, и призывать их, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Вот как это было понято и практиковалось апостолами, которые крестили всех, кто с радостью получал Слово, и кто верит всем сердцем своим в Господа Иисуса Христа. Таким образом, при крещении они присоединялись к апостолам и апостольской Церкви. Но их требовалось научить. Они нуждались в наставлении, и Христос Своей высшей властью установил способ такого научения и все многообразные дары, которые получили для этого апостолы. Чему они должны были научить? Не наукам и искусствам мира сего, ибо в их знании служители Христовы, как правило, были довольно ограничены. Повеление Царя было очень простым и определенным. Иисус не повелел апостолам чего-то нового. Но ничто из того, что Он повелел, не может быть опущено. Если кто-то захочет добавить к словам книги пророчества сего, Бог приложит к нему язвы, описанные в этой книге, и кто не внемлет словам Его поручения, должен быть отлучен от Церкви Бога и общения святых, и лишен права войти в город святой, новый Иерусалим. "Блаженны и счастливы те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами".
Мы должны были конкретно показать, что такое Евангелие, зачем оно и для кого Христос повелел проповедовать его, не только нашему другу, но всем, кто читает нас и может видеть, что очень многое из того, что приходит под именем Евангелия в наши дни, является учением и заповедью человеческой, и установлением людей, вместо того чтобы им учить тому, чему Христос заповедал учить Своим апостолам. В заключение этой расширенной статьи мы хотели бы добавить несколько слов в связи с предметом и полезностью евангельского служения. Апостол, которому повелевалось научить нас, определяет его следующим образом: "Пасти Церковь Божию, которую Он приобрел Себе Кровию Своею". Иисус повелел Петру, сказав: паси овец Моих, и паси агнцев Моих. Никто, кроме овец Божиих, не может питаться от Евангелия, но они могут жить всяким словом, исходящим из уст Божиих. Любимый ученик и вдохновенный Апостол Иоанн говорит: "Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по -мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения" (1 Иоан.4.4-6). Как солнце на небе мы видим лишь в его собственном свете, так свет и слава вечного Евангелия могут быть различимы для нас только в Божием сиянии. Без Бога, Который повелел свету сиять из тьмы и просветил наши сердца, , мы не можем принять свет познания славы Божией, что сияет в лице Господа нашего Иисуса Христа.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №213071100046