Честное слово

Честное слово
(Азы)

Business, по русски, - дело, делание.
Некоторые считаю что бизнес основан на некотором обмане.
Конечно, в любом деле возможны злоупотребления, в том числе обман. А где злоупотребления возможны, они случаются.

Однако, обман - не смысл бизнеса, а его порча. Посмотрим на делание купеческое, например, купцов (гостей) Царства Московского.

Как вы думаете, кто бы поверил честному слову гостя (купца), если бы заране подразумевал обман?

Для русского (читай: православного) дело и ложь, в любом её виде, - несовместимые понятия, так как ложь и Лукавый – синонимы.

Купец шёл даже на убыток себе, даже на разорение, лишь бы сохранить честь, верность данному честному слову.

А доход купца складывался из того, что он брал товар там, где он дешевле (дешевле его производство, себестоимость) и доставлял туда, где он дороже (либо дороже производить, либо его там вообще не производят).


---

Например, элементарная модель:
заморский гость (купец) приезжает в земли населённые племенами охотников, например, там, где ныне Сибирь или край Великих озёр. там не производят стеклянных бус и железных ножей, копий и стрел. Зато там много пушного зверя и речного жемчуга. Каждый в обмене железного ножа или нитки стеклянных бус на десяток собольих шкурок был доволен. Потому, что ценность для охотника железного ножа, а для его скво - нитки стеклянных бус выше ценности десятка шкур, а для купца, там откуда он прибыл на этот десяток шкур можно приобрести сотню ножей и стеклянных бус.

Конечно, это идеальный случай, когда силы обеих сторон более-менее равны, или грабёж обойдется грабителю несопоставимо дороже полученной добычи. К сожалению, на нашей грешной Земле, там, где можно взять силой,  - никакого обмена не происходит.

И такой описанный выше товарообмен будет продолжаться до тех пор, пока аборигены не догадаются, что там, откуда прибыл купец их товар стоит несравненно дороже. И тогда, моментально, они за шкурку будут требовать десять ножей. Несколько больше, чем стоит шкурка там, куда её повезёт купец. И наступает торговый кризис.
Потребность в ножах (в продукции более высоких технологий) обычно бОльшая, чем потребность в шкурках (в сырье). Абсолютной монополии на шкурки нет, и соседнее враждующее племя готово продавать десять шкурок за три ножа. Решение поднять цены на шкурки на желаемый уровень оказывается небезопасным для племени. И аборигены этого племени соглашаются продавать десять шкурок за два ножа. Команда купца поизносилась и хочет домой. И купец соглашается на новый уровень цен. Сторговались. Кризис кончился.

Чтобы обезопасить себя от издержек подобных кризисов, и следствия их - роста цен на импортный товар, купец руководствуется вторым основным правилом бизнеса и первым правилом торговли, политики и власти:
http://www.proza.ru/2013/07/11/623


------
Прошу поддержать:
http://goo.gl/hGyUba


Рецензии
Кемер Борисович Норкин по понятным мне причинам не стал регистрироваться на этом ресурсе. Но прислал мне такую рецензию:

Прежде всего, я бы разъяснил: что такое "бизнес". Исходно существовало слово "занятие" и выражение "I am busy" значило просто "Я занят". Но постепенно воцарилось мнение, что заниматься чем-то исключительно ради интереса, нелепо и слово бизнес стало означать "занятие приносящее доход". Это жутко обеднило человечество. Именно результаты бездоходных занятий очень часто наполняют основную часть сокровищницы человеческой цивилизации и возвращаются к тем, кто внёс соответствующий вклад сторицей: они присоединяются к "бессмертным в высших сферах". Люди, конечно, разные. Одних мы условно назовём эгоистами. Это те, кто понимают бизнес как получение выгоды. Других мы назовём альтруистами - это те, в сердце которых поселилось то, что Пифагор называл "Божественной справедливостью" и те которые больше думают об общественном благе, чем о личном. Можно доказать даже математически, что альтруизм это дальновидный эгоизм. Нужно смириться, что это генетические различия между людьми, что это есть неустранимая данность, но стараться так устроить сожительство этих людей в одном социуме, чтобы эгоисты не подрывали рылом корни дуба, на котором растут жёлуди, но чтобы и альтруисты не померли от голода. К.Б. Норкин

Николай Львович Матвеев   14.07.2013 03:03     Заявить о нарушении
Если нет поддержки и материальной базы, как и интеллектуальной, заниматься в наше время бизнесом в России - это самоубийство.

Тина Свифт   17.07.2013 08:45   Заявить о нарушении
Если нет поддержки, материальной и интеллектуальной базы - любое делание в любой стране - безнадёга.
А в Росии (и России) по поговорке: "поможет Бог, будь сам - не плох!"
Предприимчивых людей везде - от 3 до 10 %. Остальные способны лишь на элементарные исполнительские функци: думать и рисковать не хотят, - слишком трудно и опасно. :)

Да не покинет нас Вера, Надежда, Любовь и мать их Премудрость Божия.

Николай Львович Матвеев   17.07.2013 23:37   Заявить о нарушении
Именно боятся рисковать! Вся наша и беда. В этом и есть замкнутый круг. Отсюда вывод: надо объединяться!

Тина Свифт   18.07.2013 09:31   Заявить о нарушении
Хороший вывод.
Но, - объединяться с умом, "чтобы эгоисты не подрывали рылом корни дуба, на котором растут жёлуди, и чтобы альтруисты не померли от голода"

Николай Львович Матвеев   18.07.2013 10:25   Заявить о нарушении
Я И ИМЕЛА В ВИДУ РАЗУМНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ.

Тина Свифт   18.07.2013 11:52   Заявить о нарушении