Хозяйка пьёт и скотинушка мрёт

               
   Пошла Трофимовна летним днём на Зайцево, Петровдень праздновать да   родных проведать. Мужик  не отпускал, да не стала слушаться. Прошлым летом не ходила, свадьбу справляли, всех родных  видала,  а этим летом надо, обязательно,  отгоститься. Пошла одна вдвоём-то, с мужиком, редко у какого праздника пировали: нелюдимой да молчаливой уродился, зато табаку не курил, а вина в рот не брал. Слышала, как кричал вдогонку:
-  Кто со скотиной-те обряжатче станёт?»    Сгоряча ответила: 
 - Не велик барин, сам с курами обредишься, а я, молодая,  хочу попеть да поплясать.
   Сряжалась на один вечёр погостить, да не управилась. Родни пол деревни, ко всем надо привёрнуть,  поговорить да всё обсудить. И так  одно лето пропустила, на три дня гостьбы хватило. Ещё уговаривали остаться на ночь, да пошла в, Окулову, домой. Большой дорогой на Выю идёт, а про кур-то и дум нет. Летом-то сами себя прокормят, и на сидало путь знают.  Подходить к дому стала, чего-то на душе щемить стало  да жать на сердце. Глянула на крыльцо-то, а по нему пепёл рассыпан и кое-где видны капли крови. Подумала может, что с молодым мужиком случилось? – и  заторопилась  в избу, а там: 
- О, о, о, о, чего деется да творится: окровавленные куры да цыплятки лежат на полу с отрубленными головами, который обильно посыпан пеплом.
Мужик за столом сидит, чаёк попивает,  головой качает, с укоризной говорит:
-  Вот, так-то, хозеюшка, будёшь по праздникам шлятче, не то що без хозейства останисе, башку утерешь!?
   Целый день Трофимовна полы от пеплу чистила, кровь куриную отмывала,  да хоронила невинных цыпляток. На всю жизнь поняла жёнка урок  мужика и,  без спросу да одна, по праздникам больше  не пировала.

*****
На чёрнобелой фотографии деревенский праздник.
*****
(Из семейного архива В.Н. Порывкина.)


Рецензии