Прощай, оружие!

С каким восторгом мы смотрим ежегодные военные парады, на которых бравые молодые люди, а сейчас и девушки, маршируют, держа в руках орудия убийства людей… У нас загораются глаза при виде новейших танков, самолетов и подлодок, в создании которых, увы, Россия уже не лидер. Мы гордимся ратными подвигами предков, чтим военные победы, скорбим и помним погибших на войнах прошедшего столетия.

И очень мало думаем о том, а может ли вообще быть иначе, возможен ли мир без войны, каким образом повернуть вектор развития человеческой истории, чтобы перестать уничтожать себе подобных. 

В Древней Элладе полноправным гражданином был тот, кто носил оружие, а в эпоху феодализма военная служба была условием получения земли – основного источника существования и богатства того времени.

Все войны в истории велись и ведутся за ресурсы, то есть, в конечном счете, за деньги. Идол капиталистического мира, благодаря которому, по утверждению его апологетов, человек направляет себя на путь совершенствования. Идеологии, религии, страсти – все вторично.

Конечно, средневековый рыцарь, отправлявшийся в крестовый поход на «неверных», имел религиозную мотивацию. Но удивительно – в сознании человека того времени она не только не противоречила жажде наживы, но и прекрасно дополняла ее. Самые ожесточенные конфликты Нового Времени – религиозные –  в конечном счете, велись за сферы влияния над массой верующих, а влияние приносит деньги.

Еще в догосударственный период племена вели войны с другими племенами. За что? Опять же за ресурсы – посевные площади, пастбища, скот, материальные ценности. Господство над миром, к которому стремились великие завоеватели прошлого, было бы пустым звуком без материальной составляющей – денег.

Гражданские войны начинала всегда сторона, власть которой свергала революция. Начинала потому, что хотела вернуть себе былые материальные привилегии.

Интервенции (вооруженные вмешательства во внутренние конфликты других государств) начинали страны, желавшие поживиться за чужой счет, пока страну раздирают внутренние противоречия.

На войнах делали баснословные капиталы, государства становились мировыми лидерами, а то и просто возникали на карте мира. Тот же Израиль не образовался бы в качестве суверенного государства без мировой войны и Холокоста. А Соединенные Штаты до второй мировой никаким лидером не являвшиеся, вдруг становятся сверхдержавой. И несмотря на свой, довольно скромный вклад в победу над Германией, стали диктовать условия финансового существования остальном у миру, навязав в качестве свободно-конвертируемой валюты доллар. И единственным, кто отказался принять новый финансовый порядок и диктатуру доллара, был…  Сталин. А произошло это еще в 1944, еще до разгрома нацистской Германии. Именно поэтому СССР стал после войны «империей зла», именно в деньгах истоки другой войны – «холодной», которую Союз проиграл не из-за военного превосходства противника, а благодаря внутреннему предательству тех, для кого деньги стали значить больше, чем Родина, долг и честь.

Был ли СССР миролюбивым государством? Да, был. И это, несмотря на то, что вел войны – мировую и локальные - в период всего своего существования. Оказавшаяся в изоляции за воздвигнутым (не нами!) «железным занавесом» страна, была втянута в гонку вооружений. Зализывавшая раны после страшных разрушений Великой войны, страна не могла позволить себе сто сортов колбасы, потому что строила свою оборону. Потому что война со слабым противником могла начаться в любую минуту. И только наличие ядерного оружия как-то сдерживало агрессию Запада.

Советский Союз был миролюбивым государством. Но он существовал в окружении враждебного по отношению к нему мира – капиталистического мира, мира денег. И должен был находить себе новых союзников в этом мире (часто путем военного вмешательства во внутренние конфликты других стран), должен был быть готов к отражению агрессии с суши, воды и даже из космоса. СССР был как один такой сильный, но дружелюбный парень, вынужденный пребывать в обществе корыстной и агрессивной шпаны: чуть дашь слабину – набросятся и отмутозят, еще и ограбят при этом.

Но существование вооруженного до зубов Союза долгое время было гарантией мира не только внутри самого государства, но и на мировой арене. Югославия, Ирак, Ливия – в страшном сне не приснилось бы такое членам ушедшего в историю Политбюро.

Эдуард Лимонов писал в одной из своих книг о том, что на американском телевидении постоянно пугали обывателя советской угрозой, а в качестве демонстрации этой угрозы показывали советские военные парады чуть ли не каждый день, хотя те проводились лишь два раза в год – 1 мая (до 1968 г.) и 7 ноября (в главный государственный праздник). Даже на 9 мая парады проводились лишь по юбилейным датам (я сам застал еще это время), а не ежегодно, как сейчас.

Советский Союз опередил время. Он строил социализм-коммунизм в отдельно взятой стране. А значит, вынужден был сохранять и государство как таковое, и сильную армию, и жесткий репрессивный аппарат. Никому не приходило в голову, что пресловутый ГУЛАГ – это порождение не большевиков-коммунистов, а предшествующей истории России, в которой царская династия отвела русскому народу место на конюшне. ГУЛАГ – страшная цена в борьбе за то, чтобы это не повторилось, чтобы «Россия, которую мы потеряли», канула в Лету. Так светлая мечта пересеклась с ужасной действительностью, жертвы которой были принесены на алтарь строительства Новой Реальности с ее Победой 45-го и полетом Гагарина в космос.

Чем оправдать сегодняшние жертвы капитализма? Поставят ли когда-нибудь памятник его жертвам?

Наверное, прав мой старший друг профессор Сапожников, говоря, что в отдельно взятой стране коммунизм не построишь, а революция должна быть мировой. Союз показал пример. Но пал под ударами превосходящих сил противника – мира капитализма, мира денег.

Кто покажет следующий пример миру, узнают, видимо, наши потомки – далекие или близкие. Нравственное освобождение человечества от жажды наживы и приобретательства возможно при условии изменения социально-экономического бытия людей. Уничтожение частной собственности и денег как таковых – вот путь к миру, где не будет вооруженных конфликтов.

И, возможно станет явью сцена из романа моего любимого Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», где люди будущего – ученые, исследователи, свободные и сильные люди творчества и созидания – с изумлением будут находить запасы оружия, сделанные в архаические эпохи вооруженных конфликтов и недоумевать: зачем всё это?


Рецензии