Никколо Макиавелли и его Государь

При упоминании имени Макиавелли стынет кровь в жилах. Однако М. не был злым человеком, как и его политическая философия не была злом. Просто его философия очень реалистична…
…М. дрожал от страха, обливался холодным потом – за стенкой подвала, где он сидел, слышны молитвы священников и крики отправляемых на смертную казнь. М. закрыл глаза: « Уверен, буду следующим!.. Как доказать, что я не участвовал в заговоре против Медичи? Я предан только Флоренции!? Как??!!..
И он доказал, выдержав пытку на дыбе. Доказал самому себе. И вроде, экзаменаторам тоже – М. сохранили жизнь, сослав  его в загородное поместье, где он жил в фермерском домике, выращивал оливки и виноград, занимался скотоводством. Вечера проводил в местном трактире, общался с мясником и мельником, играл в карты. Но у М. был в запасе КОЗЫРЬ! Он был когда-то «человеком дела» - стоял во главе дипломатических делегаций, побывал в Италии, Франции, Германии. Его принимали Папа, короли, императоры… От его умения в свое время зависела судьба Флоренции. Он познал все политические тонкости. И вот пришло время изложить все это на бумаге. С чего начать?..
Ночью М. увидел сон, в точности воспроизводящий одну из четырех выдержанных им пыток на дыбе – запястья связаны за спиной и привязаны к веревке, пропущенной через барабан. М. поднимают вверх за связанные за спиной запястья. Потом веревку развязывают и М. падает со всей силой вниз. От адской боли М. проснулся и проверил: не вывернуты ли руки? Перекрестился: «Правитель должен вызывать чувство страха. Страх перед пыткой – вот что кроется за разговорами о нравственности, за законами и договорами!»
М. вспомнил Чезаре Борджиа (сына папы Александра VI), захватившего центральную Италию и перед этим убившего своего брата: «Изверг в политике и самый красивый мужчина в Италии, гениальный военный тактик и вероломный во всем! Его девиз – «чтобы сохранить власть, надо не знать ни моральных норм, ни жалости!...»
Он смотрит в корень! А меня обвинят – за правду: призыв к злодейству! – М. вышел на крыльцо. Над тосканскими холмами звездное небо, -наверное, и там,  в других мирах тоже борьба, суета!? Не на жизнь, а на смерть… Борджиа людей либо ласкал, либо уничтожал, ибо «за малое зло человек может отомстить, а за большое не может». Опять же для правителя лучше, чтобы его боялись, чем любили. В идеале – то и другое должны быть. Борджиа, в конце концов, вгонял в людей страх. Но странное дело – Борджиа и здесь прав – большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их честь и имущество, - М. вернулся в дом и вспомнил мельника и мясника, которые вроде, и друзья его, но когда он перестал им проигрывать в карты, загрустили с каким-то прожигающим огоньком в глазах.  Лица встречавшихся в жизни людей появились в голове М: «Пока ты им делаешь добро, они твои всей душой, обещают ничего ради тебя не пожалеть! Но как только ты перестаешь расточать милости и удовлетворять их желания, они превращаются в твоих врагов, - М. вспомнил Бога и перекрестился, - люди ненасытны в своих желаниях. Но судьба не дарует им всего того, чего они жаждут иметь…  А правители хотят взять власть и удержать ее, как можно дольше! Случай – основной игрок на поле борьбы за власть. Правитель должен увидеть и не упустить предоставляемую ему фортуной возможность, с полной силой.
 Фортуна благоволит смелым (Как Ч.Борджиа), но в меру, чтобы уметь перестроиться. Динамика и сила, смелость и дерзость необходимы, чтобы воспользоваться подходящим моментом (как Ч.Борджиа) и править людьми, которые «ненасытны в своих желаниях… и т.д.», - М. загрустил, - замкнутый круг: «и правители и управляемые не могут жить в гармонии, там и тут – воля к господству! Может смысл жизни – в борьбе!?»…
М. был первым, кто сказал горькую правду о человечестве – личность и общество заведомо находятся в состоянии противоречия.
И Рая на земле для всех не достичь…
    Осенью 1513г. М. закончил работу над книгой «Государь», в которой изложил жестокую правду, лежащую в основе политической жизни.
 Правду – на века, независящую ни от эпохи, ни от личности правителя, ни от чего-либо другого.


Рецензии