Дополнительный киносеанс

В холл кинотеатра я попал через обыкновенную деревянную дверь, расположенную в глубине тихого московского дворика.
Холл был чистый и опрятный. Уютный своей миниатюрностью и без лишних излишеств.
Оглядевшись по сторонам, я увидел опрятно одетого пожилого человека. Мужчина стоял ко мне спиной и говорил с собеседником по старому телефону с эбонитовой трубкой. До меня долетели обрывки разговора:
- Да... да, ещё остались места. Приезжайте, конечно буду ждать...
Он договорил и аккуратно положил трубку на рычаги. В телефоне что-то «звенькнуло». Не молодой мужчина повернулся и посмотрел на меня:
- Вы на сеанс?...

******************

Время до отправления моего поезда было «целый вагон и маленькая тележка» и мне совершенно не хотелось сидеть на вокзале. Решено было прогуляться по близь лежащим улицам, осмотреться и заодно что-нибудь купить поесть в дорогу.
Я уже довольно далеко отошёл от вокзала и направлялся к маячившей в далеке на стене дома, яркой вывеске «Продукты», как в мои планы вдруг вмешалась природа - солнце внезапно скрылось за тёмно-серой тучей и пошёл дождь.

Сначала он был мелкий и вполне дружелюбный. Не придав этому никакого значения – я только немного ссутулился и ускорил свой шаг к магазину. Дождь тоже «ускорился» и начал барабанить меня мелкими градинками по голове и плечам. Через короткий промежуток времени, градус дружелюбия дождя резко понизился, и я почувствовал, как по спине потекли потоки ледяной воды. Мне пришлось быстро бежать - дождь, видимо играя со мной - забарабанил по голове уже совсем не шуточными ледяными шариками.
Рубашка при беге - полоскалась мокрым обвисшем парусом, а штанины брюк прилипали к лодыжкам, мешая мне. Я посмотрел вдаль - вывеска магазина исчезла в  сплошной стене дождя...
Очки у меня были все в каплях и подтёках воды, я почти ни чего не видел. Мысль о том, что бы где-то на время переждать непогоду, усиливалась во мне с каждой градинкой, бьющей по мокрой спине.

И вот тут, сквозь залитые водой стёкла очков - я прочитал: Кинотеатр «Рассвет», зал на 60 посадочных мест. Рядом была нарисована стрелка, показывающая, что вход где-то там - за углом.
Выбирать и раздумывать времени не было – кинотеатр в моих представлениях был той самой светлой гаванью, где можно было укрыться от непогоды, обсохнуть, ну и посмотреть фильм. Широко раскидывая ноги и стараясь не наступать в лужи, я помчался к входу в кинотеатр.

***************
Видимо у меня был «тот ещё видок» - мокрая рубашка, взъерошенные волосы, стекающая ручьём вода. Каждый мой шаг оставлял лужи на чистом, подметённом полу.

Видимо я ещё не пришёл в себя от спортивной пробежки под дождём, поэтому служащий подождал немного и повторил свой вопрос:
- Вы, наверное, на сеанс?
Я снял бесполезные очки, прищурился от света ярких ламп на потолке и выдохнул:
- Конечно... да. Я так бежал - думал, не успею...

У служащего, я заметил маленький белый бэйджик, державшийся прищепкой за отворот кармана пиджака. На нём крупно (наверное для таких как я) было написано - «Иван Сергеевич Разумеев», а дальше внизу мелкими неразборчивыми буквами видимо стояла его должность.
Иван Сергеевич усмехнулся:
- А вы и не успели. Сеанс уже час как идёт. Следующий - начнётся только через тридцать минут.
- Вы останетесь? – продолжал он - Или зашли только дождь переждать?

Поняв, что шутка у меня вышла не удачной, я решил расспросить про кинофильм. Дождь лил не переставая и прежде всего меня интересовала протяжённость фильма.
Выяснилось, что фильм начнётся сразу после окончания предыдущего, минут через десять. Цена на билет меня приятно удивила - она была не высокой и равнялась двум поездкам на метро.
- Ну у нас нет всех этих новомодных штучек - объяснил  Иван Сергеевич - объёма - «звука вокруг», да и запахи - самые обыкновенные. Пахнет старыми пыльными креслами и недавно покрашенными полами. Зато у нас есть...- тут он на мгновение замолчал и посмотрел на меня - а в прочем, сами увидите. Не будем забегать вперёд…

Заинтригованный, я стал разглядывать вестибюль кинотеатра. В нём не было ничего не обычного, если, не считая того, что казалось - время тут замерло.
Ещё лет тридцать назад, это был самый обыкновенный кинозал, размещённый в цокольном этаже сталинского дома. С афишами кинокартин под стеклом, со старой чёрной табличкой, на которой «золотыми» буквами было написано «касса». Присутствовала здесь и красная ковровая дорожка, постеленная прямо от входа и до дверей просмотрового зала. С большим широколистным фикусом, около отопительной батареи в углу и круглыми часами, с чёрным циферблатом на белом поле, над столом Ивана Сергеевича. Точно такие висели в коридоре моей школы, когда я учился.
Как точка в завершении образа, над входом в кинозал висела кумачёвая тряпичная растяжка на деревянном подрамнике, со словами Ильича: «Из всех искусств – для нас важнейшим является кино».
В воздухе вестибюля витал слабый аромат абрикос...

Пространство кинотеатра, по моим ощущениям, казалось маленьким островком с застывшим временем, с его победами, свершениями и великими людьми, той, безвозвратно ушедшей эпохи.

***********

Наконец сеанс закончился и двери открылись.
Я почему-то ожидал не многочисленную публику - ну может человек пять – десять, не больше - кинотеатр не производил впечатления престижного места. Но «киноманов» было ощутимо больше - если не весь зал, то уж наверняка больше половины. И в основном это были дети – с родителями, с бабушками и дедушками и просто весело галдящая ребятня. Все они выходили с сеанса и шумно обсуждали увиденное.

Я с удивлением посмотрел на Ивана Сергеевича. Он молча кивнул на сегодняшнее расписание кинокартин. На это время был анонсирован мультфильм «Конец Атлантиды».
- Американский что ли?
- Почему американский? - не понял смотритель.
- Ну... студии «Пиксар»? – я похвастался своим познанием в мире кинематографа – их потом Дисней ещё купил.
- Нет, наш – отечественный, студии «Союзмультфильм». По рассказам Кира Булычёва снят.

После детского мультика стоял фильм с вполне взрослым названием «Афган. Последние страницы».
Я протянул деньги Иван Сергеичу, который работал ещё и кассиром, получил полагающийся мне билет и отважно отправился в тёмное нутро кинозала…

Зал был, как говорят - «видавший виды». Но в то же время чистый и опрятный. У всех старых кресел присутствовали новые тряпичные подголовники. На стенах висели «подслеповатые» светильники, дававшие неяркий, жёлтый свет. Все лампочки в них – работали.
Я прищурился, силясь увидеть на билете причитающее мне место, но тут подошёл с фонариком незаменимый Иван Сергеевич и тихо прошептал:
- Билет без места. Садитесь где вам удобнее.
Лампочки по стенам начали медленно гаснуть.
Произнеся это напутствие, он направился к другим бедолагам, таким как я и канул в полумрак кинозала. Недолго думая, я сел не далеко от прохода.

Свет окончательно потух и начался киножурнал «По стране». Это было странно. В последнее время в кинотеатрах, перед фильмом в основном показывали анонсы (или как сейчас говорят «трейлеры») кинокартин, которые выйдут в прокат - не сегодня - завтра и обильную рекламу.
На экране диктор, хорошо поставленным голосом, рассказывал о трудовых подвигах механизаторов Кубани, о современном НИИ «Пластмасс», о встречах лидеров государства на высшем уровне с главами капиталистических стран.
На экране сменялись цветные кадры, а у меня было ощущение, что мне по прежнему шесть лет и рядом сидит моя бабушка, вместе с которой я пришёл на детский киносеанс. Я даже головой повертел - ища её взглядом, настолько сильно было наваждение.

Между тем в журнале речь шла о культуре – на экране с широким размахом чествовали творческую молодёжь и маститых писателей из союзных республик - Молдавии, Литвы, Грузии, которые совершили большой вклад в дело единения народов. Это было странно и немного не понятно...
Потом журнал перешёл к теме «Космонавтика» и поведал о героической трудовой вахте международного экипажа в лунном городе. На землю - в Центр Управления Полётами были переданы ценные научные знания и результаты многочисленных опытов.
Я затаив дыхание смотрел на экран, на котором диктор совершенно спокойно рассказывал о быте мирных космических тружениках, о их мечтах, о досуге на этом обжитом лунном оазисе. В камеру смотрели открытые, счастливые лица поселенцев космоса. Сообщалось, что по совместному решению международного экипажа – третий лунный дом землян космонавты решили назвать «Гагаринск» в честь Первого первопроходца космоса. Ребята из Гагаринска уже в этот четверг принимали гостей и поздравления из других двух лунных баз - городов Циолковска и Королёва...

«...Третий город. Уже третий город на Луне...» - пронеслось в голове у меня. Мне казалось - я смотрел отрывок из фантастического фильма.
Но тут журнал закончился и начался фильм.

Фильм был про войну.
Последние дни вывода Советских войск из Афганистана. В фильме была и любовь, и ненависть, и боль за погибших товарищей, которых уже не вернуть. А под самый конец кинокартины - гибель друга главного героя сержанта Костика-Рязани – тот побежал остановить девочку идущую на минное поле. Её он спас, а сам...

Были показаны и шкурные интересы прапорщика Жульцова, перевозившие «фирму», для последующей перепродажи в СССР. И как это барахло, купленное на «грязные» махинации, сгорело при душманском налёте, но спасло жизнь этого горе- коммерсанта. Зритель понимал, что Жульцову - дан шанс заново переосмыслить свою жизнь и начать её строить «с чистого листа».

Зрителю запомнился и командир роты Тарасов, который не давал бойцам на Курсах Молодого бойца «закиснуть», в части, на территории мирного Советского Союза. И если по началу ты его не понимал и, как бойцы тихо ненавидел, то в конце - фильма, навыки привитые новобранцам старшим товарищем – им очень пригодились. Их радостная встреча с ротным, на нашей земле, уже после пересечения гос.границы - тому подтверждение.

В фильме показан быт и жизнь простого афганского дехканина. Его недоверие ко всем «шурави». И как на протяжении фильма это недоверие сменяется дружбой и веру в искренность души русского солдата.

**********

Я выходил из кинозала после сеанса в каком-то приподнятом настроении. Фильм оставил после себя уверенность в человека, в его лучшие качества. Приятно было видеть на экране взаимовыручку солдат и офицеров в чужой стране. Дружбу солдат разных национальностей. Вера в своё правое дело, не раз выручала их, а иногда и спасала в критических ситуациях.

По стенкам фойе кинотеатра бегали солнечные зайчики. Дождь уже закончился и на улице светило солнце. Только лужи, да местами мокрый ковёр на полу, напоминал о недавней грозе. Люди выходившие из полутёмного кинозала - сразу попадали в лучи яркого солнца.
Я посмотрел на экран мобильного - он показывал половину шестого. В запасе был ещё целый час до отправления моего поезда.

После просмотра фильма, у меня возникло множество вопросов.
Единственный, кто мог на них ответить – был Иван Сергеевич. К его столу я и направился.
Из кинозала всё ещё выходил редкий зритель, а его единственный (и как я убедился - ценный работник)  сидел и читал какие-то распечатанные на принтере листы бумаги. Я подошёл поближе. На одном листе был крупный заголовок - «Батарейка».

Иван Сергеевич оторвал свой взгляд от текста:
- Я вас слушаю...
- У меня есть несколько вопросов. Можете уделить мне немного времени, если Вы, конечно не заняты?
- Пожалуйста - в глазах служащего загорелся огонёк интереса - я вас слушаю.
- Скажите... - я запнулся, не зная как подобрать нужные слова - а вот эти фильмы... они откуда? Я не помню, что бы их смотрел в молодости, не помню таких проектов на центральном телевидении (я склонялся к мысли, что хорошее кино, требует хороших спонсоров), мне не известны некоторые киноактёры...
- А вам понравилась их игра?- вдруг перебил меня Иван Сергеевич.
- Да. И это говорит о том, что они не новички в кино. То есть, что либо они много работают и снимаются, либо... либо что они очень талантливы...
Я снова посмотрел на него.
- Откуда... откуда у вас в прокате эти фильмы?

Служащий вдруг подобрался, как хорошая охотничья собака, учуявшая близкую добычу и тихонько показал мне одними глазами на выходящих из кинозала последних посетителей.
- Посмотрите на них – тихо сказал он - вы узнаёте их?
Я пригляделся. По холлу не спеша шли, тихо обсуждая, наверно просмотренную картину, двое не высоких мужчин. Они мне были не знакомы, хотя черты лица скрытые за тёмными стёклами очков, походка, даже жестикуляция явно подсказывала мне, что я где-то их видел...
Каждый был в просторном плаще, скрадывающем фигуру. Один был явно старше своего попутчика и держал в руке трость.
И тут более молодой, у самого выхода из кинотеатра повернулся и, обращаясь к Ивану Сергеичу звонко крикнул:
- До встречи, Иван Сергеевич!
- Всегда рад – в свою очередь отозвался служитель, чуть привставая со своего стула, немного сгибая тело в полупоклоне - до скорого свидания!

- Ну – продолжил он затем - вы их надеюсь узнали?
- К-к-кажется да – от волнения я стал немного заикаться – молодой по-моему - это актёр Меньшиков, так? А второй...
- А второй - закончил за меня Иван Сергеевич и взгляд его стал колючим - барин наш, режиссёр Михалков.

- Лакейство это всё - продолжал он - просить, заискивать. Мне знакомый через Михалкова помог сюда устроится. Но дело того стоило в конце концов...
Иван Сергеевич погрустнел. Потом вздохнул и продолжил:
- Вы верите в науку? С большой буквы науку?
Я удивлённо на него посмотрел:
- А разве такая ещё осталась? Из большого материка, остались так... маленькие островки наверное. Эдакий «архипелаг» науки. А вода между тем прибывает...
- Образно это вы... и точно – он снова вздохнул.

- К середине 90-х - начал Иван Сергеевич свой рассказ - песенка нашего НИИ «Пространства и Времени» - была спета. Это все понимали. Кто-то подсуетился, стал подыскивать себе место в жизни до окончательного закрытия корпусов, кто-то (такие как я) держались до последнего - до отключения тока на подстанции.
В наших работах мы только - только подошли к получению практических результатов, проделав большую исследовательскую работу. Но кому она нужна, рынку?
Президент Ельцин так на встрече мне и сказал: «Чушь всё это, уважаемый профессор! Народ голоден и устал. Вы его можете накормить? А американцы - могут!». Так и возникла эта российско - американская фирма по продаже «ножек Буша». Наши лабораторные ангары отдали под склад, а в корпусах НИИ возникло множество офисов.

Мне ни чего не оставалось, как собрать последние результаты полученные в нашем экспериментальном темпоральном модуле, кое - какие нужные для продолжения исследования приборы, помещавшиеся в мою скромную «хрущёвку» и покинуть гибнущий корабль.
- Правда в последний момент - глаза Иван Сергеевича озорно блеснули - я сумел тихо свинтить с темпо-модуля все датчики и аккуратно их спрятать. Американцы потом проявляли очень живой интерес к пропаже, но ничего не нашли. Они и сейчас топчутся в своих разработках и по моим данным отстают от нас лет на десять. Пока - тихо добавил он...

Оставшись один, с результатами, которых мы так долго ждали и теперь не были никому нужны, я впал в уныние. Мне хотелось наложить на себя руки, хотелось выть от тоски и безысходности. Иногда я думал, как выйду на главную площадь и сожгу себя под стенами Кремля, одновременно выкрикивая, что-то гневное в адрес существующего правительства. Смысла в этом было не много, но жизнь потихоньку уходила и нужно было что-то делать.
Постепенно осознание того, что вопреки всему, надо продолжать начатое дело посещало меня всё чаще. Мне помогли мои же аспиранты и бывший декан по институту- они работали на складе с мороженной курятиной и не плохо зарабатывали. Где-то достали компьютер, научили пользоваться меня им и я с головой погрузился в любимую работу...

...Тестовые результаты ошеломляли. Получается, мы стояли в шаге от управления потока времени, мы могли уже тогда получить материальные подтверждения своего открытия, которое теперь никому не надо – Иван Сергеевич посмотрел на меня и улыбнулся - ну кроме заклятых друзей естественно.
- То есть в одиночку, самостоятельно разрешили проблему, над которой бился весь ваш институт? Вы прямо как... как..- я подбирал сравнение – Перельман какой-то!- наконец нашёлся я.
Иван Сергеевич склонив голову, прислушивался к моим словам.
- А что, вполне хорошее сравнение. Мне нравится - он бодро посмотрел на меня - находится в одной компании с Гришей.
Мощности обработки данных возросли в разы - это не те компьютеры на перфоленте, с которых мы начинали. Да и опять же - не зря я тогда приборы унёс - они мне все пригодились в работе.
К сожалению, я пока ничего не могу предоставить «пощупать» научному миру – нет соответствующей аппаратуры и мощностей. Да и вмешательство в ход времени –  профессор посмотрел на меня - чревато, знаете ли...
- Но я нашёл выход! Я записываю информацию, которая поступает от туда, с параллельного мира. А после того, как понял, что собственно культура тут у нас деградировала настолько, что и посмотреть нормального ничего не осталась, я осуществил один свой проект.
Назвал его «Временной торрент-портал». Там качаю фильмы и показываю их здесь.
Я ошеломлённо уставился на Ивана Сергеевича:
- То есть вы хотите сказать, что ТОТ параллельный Советский Союз не распался? Он... жив?
- Жив как видите! - Иван Сергеевич был весел - ну вы видели журнал перед фильмом? Вот... В содружество государств во главе с Советским Союзом вошло ещё 12 стран - у капиталистов случился очередной кризис, а мы устояли. Это прибавило нам авторитет и новых союзников.
Третий лунный город построили, Гагаринск. Готовят международную экспедицию на Марс. А у нас - он вздохнул- всё Протоны падают...

Но главное - главное в том, что там – он махнул рукой в сторону кинозала в котором я смотрел кино журнал - там преодолели застой мышления и снова разбудили активность трудовых масс - не по указке, не по спущенным с верху директивам.
Сейчас у них всё кипит и клокочет - энергия первых лет Революции читается в делах и в освоении космоса...
- Вы хотите сказать – я прервал его – что всё взаимосвязано? И здесь так потому, что ТАМ - я выделил это «там» - всё иначе?...
- Возможно - он задумался - закон сохранения энергии ни кто ведь не отменял. Наши миры близки и грань их тонка. И скорее всего, эта энергия притягивается к себе подобной, по каким-то причинам, убывая здесь... 

Я пытаюсь вернуть её сюда, этот свет созидания. Попытка слабая, учитывая какие силы мне противостоят. Но люди ходят, смотрят, ещё детей приводят – мой кинотеатр живёт.
Даже вот «мэтры» захаживают - на игру посмотреть, на мастерство - старые преподаватели «уходят», а актёрскую школу - развалили. Иногда и идею «слямзить». Правда тут адаптация не проходит, хотя и спец эффекты и денег вбухивают немало и «клубничку» пихают, а нет, не то - зритель чувствует фальшь.

- А если... – меня вдруг ошеломила одна мысль – связаться с ними? Попросить помощь? Ведь могут они помочь больному другу? Тем более не другу даже, а брату - близнецу. Ну, или на худой конец принять тех, кто хочет жить у них.
- А вам не совестно?- профессор укоризненно смотрел на меня - бросать в беде свою Родину и искать в другом месте лучшую жизнь? Пусть и очень похожую на вашу страну из детства. Вы о других подумали? О тех, кто не знает как было раньше, тех кто родился уже после перестройки в униженной, обманутой и оклеветанной стране. Кто не умеет бороться со злом. Которому не показали, что можно и надо бороться.
Получается вы не лучше тех наших соотечественников, кто за лучшей долей свалили за «бугор».
- Но что я могу? – на моём лице читалось оправдание - я всего лишь один, да и времени у меня осталось – взгляд мой упал на часы - двадцать минут до отправления моего поезда.
Хотелось свести всё на шутку - весь этот начинающий меня раздражать разговор.

- Ну для начала - усмехнулся Иван Сергеевич – перестать ныть и оправдываться. Вы ещё детей своих вспомните! Как буд - то только они у вас есть.
Расскажите своим знакомым о моём кинотеатре. Пусть заходят и смотрят фильмы, детей приводят. Пусть сравнивают – что потеряли, что приобрели. Думают. А там решим...

******
Я уже почти дошёл до дверей вестибюля, ведущих на улицу, как краем глаза заметил надпись на сегодняшней афише: «20.45- По многочисленным просьбам - дополнительный сеанс. Худ. фильм «Коммунист».
Я остановился и повернулся к Ивану Сергеевичу:
- А «Коммунист» - тоже оттуда?
- Нет, наш. С Урбанским в главной роли. У нас тоже есть кино, которым можно  гордиться...

12.07.13


Рецензии