Миф о тайне

    Опыт неформальной философии 
(продолжение цикла эссе "Мифология мифа")

"Без тайны мир бы растворился в скуке.
Ребёнка, которому мерещится за каждым тёмным углом чудище,
не стоит разубеждать, что чудища там нет,
иначе вы лишите ребёнка детства." (эссе "Тайна тайны")

… Тайна бытия являет собой тёмную бездну непознанного и сознание человека, уютно капсуализированное в мифе, боится сорваться в эту бездну.
    Греки говорили, что философия начинается с удивления, удивления тому, что мир существует, когда ему проще было бы не быть. Но не у всех так.
    У многих мыслителей это удивление было сродни ужасу испытанному Блезом Паскалем при взгляде на звёздное небо.
   Выражение Декарта "Страх божий начало мудрости"  имеет в виду не банальный страх  "твари дрожащей" перед Богом, а чувство того, что бытие от рождения до смерти, всегда казавшееся таким надёжным,  однажды делается непостижимым и тревожным перед разверзнувшимися безднами пробуждённого к истине сознания.  Б.Паскаль называл это состояние "жалом бесконечности в сердце".
   Экзистенциалист С.Къеркегор философствовал из отчаяния,  граничащего с ужасом, пред тайной своего присутствия в мире.
   В своей поэтической интуиции Р.-М. Рильке написал однажды : "Прекрасное -- та часть ужасного, которую мы можем вместить..." и т.д. Обращённость к этой проблеме свидетельствует о переходе сознания из временного в вечное...         
 ... Начало вопросов к Бытию равносильно объявлению войны.  Вопросы начинают сыпаться как бомбы на Брестскую крепость и не вопрошать уже невозможно. Как только получаешь ответ, тут же возникает следующий и следующий вопрос.
   Тайна дышит бесконечностью. Нет вопроса вопросов, все они одинаково важны, как нет и окончательных ответов. Всё это разжигает неуёмную страсть знать, знать, знать, порой не успевая понимать.
   Но "не все ли равно, о чем спрашивать, если ответа все равно не получишь, правда?", -- спросила одна умная девочка из чудесной сказки.
   Усталое сознание рано или поздно осознаёт всю тщету и бессмысленность своих усилий. Наличие тайны вовсе не повод спрашивать. Вопросительность ума оказывается большим лукавством. Бытие молчит и эхо наших вопросов начинает казаться нам голосом самого Бытия.
   Так оно и есть. Человек всё уже знает и вопросы эти лишь ловкий способ реанимировать память. Тут с Платоном не поспоришь....
   Мы имеем дело с бездной тайны и тайной бездны в которой нам выпала доля обитать. Это понимание дарует покой, надёжность и затишье...Пришедшая мудрость с улыбкой Будды тихо шепчет : "Просто внимай...". Алчный разум утих, ты спокойно озираешь всю мнимую бесконечность вещей и вдруг осознаёшь -- ты сам и есть эта бездна и ты совершенно свободен. Ты и есть сама предвечная, вездесущая, безначальная свобода. И тайна исчезает. Есть только покой и блаженство всебытия...
  Я хочу донести читателю, а возможно, и себе тоже, что интеллектуальные усилия и все выстроенные интеллектом конструкции, как бы стройны и красивы они не были, не сдвинут нас к раскрытию  тайны Сознания ни на микрон, пока мы не сделаем усилия самим нашим Сознанием. Показывать пальцем надо не от себя, а на себя. Там в сокровенном центре всякого "Я" таится Пустота, которая объемлет весь видимый мир. Мир не снаружи, мир внутри.
  Буддисты, главным образом, дзен-буддисты, считают, что неличное и личное единосущны, между ними нет никакого расстояния. Пустота не наполнена миром, поскольку она и есть этот мир.
   "Видя, что сознание и его содержимое суть одно и то же, воображение не сможет найти щели, чтобы пробраться туда и наделить сознание качеством." Д.Хардинг.
   Сознание собственного "Я" это сознание своего Отсутствия. Это сознание анонимности. Заявить --"Я существую", значит сказать  --  "Я отсутствую". "Я" должно быть достаточно пустым, чтобы отразить весь мир.   
   Сознание выглядывает из Вечности во Время.  О Сознании можно говорить, как о МЕСТЕ  любых возможных содержаний Бытия.  Наше частное "Я" это "чёрная дыра" в которую  проваливается Бытие, тем самым создавая иллюзию Времени.

(продолжение следует)


Рецензии
Хм...мне сейчас представляется: если создатель и есть - то он похож на зеркало. Он - всё что нам кажется, что мы видим...
И может быть - "просветление", "пробуждение"...и т.д. - это и есть стать зеркалом. Ничем, незамечаемым...но в нём всё..

Александр Пластинин   02.10.2015 03:29     Заявить о нарушении