Миф о перспективе

 Опыт неформальной философии
(продолжение цикла эссе "Мифология мифа")

                "Не всматривайтесь в бездну, иначе бездна начнет всматриваться в вас."
                Ф.Ницше

                "Я нахожусь слишком близко к проблеме, поэтому она и кажется такой большой"
                Люк Яхве

   Я стою на позиции чистой субъективности, не только по причине невозможности проверить наличие объекта без сознательного субъекта и наоборот, но и в силу априорной внутренней убеждённости. Хотя правды ради, я в праве числить себя картезианцем или гегельянцем лишь до тех пор, пока на данном уровне осознания это меня устраивает.
   А пока…
   Нет другой вселенной с помощью которой мы могли бы перепроверить реальность нашей,  но гипотетически такая вселенная возможна, говорят физики.  Поэтому мы обречены мерять вещи только внутренними шаблонами,  что никак не гарантирует всеми так любимой истины и,  если доверять К.Гёделю, ведёт к дефициту полноты системы. 
   В современной философии уже нет картезианской пропасти между субъектом и объектом. Рационализм вышел из моды ещё в начале 20 века. Ныне реальность рассматривается как тотальная целостность –– материя сознательна, сознание материально.
  Квантовая физика находит этому всё больше и больше подтверждений. При ближайшем рассмотрении материя тихо растворилась в океане квантов. Мир вовсе не хаотичен, как нам порой представляется, вопрос в перспективе.
   Я уже приводил пример, если выхватить глазом из картины Врубеля "Демон" десять кв. см. полотна, то мы увидим хаотическое нагромождение мазков, которые ничего не скажут нам о замысле художника. А тем более о самом художнике. Но мухе сидящей на этом великом полотне это и не нужно. И по своему она права.
  В определённом смысле и задумчивый Демон, тоже не ведает о том, что он изображен.
  Так и основной массив нашей человеческой психики, бессознательное, кажется нам таинственной чёрной бездной из которой приходят подобно призракам архетипы, только в силу отсутствия должной перспективы.   
  Если же быть диалектиком до конца, то на хаос можно посмотреть как на высшую степень порядка, вернее,  хаос представляет собой сверхсложный порядок структура которого не отслеживается  фрагментарным наблюдением. Таким образом, наше антропное сознание лишь малая часть огромного айсберга бессознательного. А если точнее, наши частные сознания всего лишь исчезающе малые фрагменты Абсолютного сознания, которое нам доступно только через агентов бессознательного -- психические архетипы. Кружение этих архетипов и составляет всю пёструю гамму наших представлений о реальности и о себе как обитателях этой реальности. И Р.Декарт и К.Г.Юнг не были в этом новаторами, как принято думать, корни тянутся из гностического, а затем и каббалистического мировосприятия.
  Осознание себя в качестве "чистого сознания", созерцающего поток времени из вечности, сакральная цель человеческого существа. Телеология такой холистической философии -- выход за пределы "человеческого слишком человеческого" как условного эпифеномена Единого. Является ли это ложной экстремой, стимулирующей нашу неутолимую жажду познания, или пункт назначения вполне реален -- основной вопрос эпистемологии. Изгнать ли метафизику из сферы мысли в качестве бесконечного контекста или развивать мышление до бесконечности только в рамках очевидного -- гордиев узел современной философии.
   Религию с её императивом веры и искусство с его культом воображения такие проблемы не интересуют. В своей песочнице они играют в другие игры. Так что,  особый ли статус имеет философия в решении проблемы реальности, тоже вопрос перспективы.
   В моём личном комфортном на данный момент ракурсе -- вне разума мира нет,  как нет разума вне мира. Бытие чего либо это прежде всего свет сознания.  Сияющее зияющее.  Чёрное на ещё более чёрном  начинает излучать свет. Бытиё и сознание в последней глубине тождественны. Но как и когда они стали  «два в одном» тайна за семью печатями. Гипотетическое бытие без сознания подобно "абсолютно чёрному телу" растворяющемуся в ничто. 
  Эта проблема схожа с проблемой существования (несуществования)  абсолютного ничто.  Если существует нечто, то ничто, по определению, невозможно,  утверждал Парменид. Одно не может соседствовать с другим. 
  Да, то о чём невозможно помыслить не существует, но что существует, когда сознание не мыслит, вопрос открытый. Быть может, немыслящее сознание и есть всепорождающее ничто,  беременная Пустота как выражаются буддисты. Мыслящее, но неразумное, самость без "Я". 
   Освоить данную проблему с помощью мысли не представляется возможным. Поскольку мышление лишь карандаш сознания, который обречён рисовать пред-ставления только в заданной перспективе.
   Любая же попытка сознания описать себя этим карандашом равносильна попытке  укусить собственные зубы или увидеть глазом глаз.

(продолжение следует)


Рецензии
Только хотел сказать: что некоторые вещи не нуждаются в доказательствах, как например тот же человек, вернее "недочеловек" (это частица НЕ уж совсем наглядна, чтоб требовать еще и убедительности фактов) и увидел подкрепление в тезисе - "материя сознательна, сознание материально". Кстати, чьё это?
Но возвращаюсь: вообще, что косается пресловутой анторопологической проблемы, то к человеку многие аналогии просто не применимы... Сделаю ссылку на Свасьяна, его "Конец философии", там эта проблема уж очень доступна показанна... Неприменимо так же аналогия Гегелевской формулы из "ничего возгорится пламя" в смысле небытиё есть бытиё или точнее: бытие есть ничто и отсюда начинается пляска логического восхождения к Абсолютной идеи, то есть к бытию, что есть ничто... С человеком такие фокусы уже не впечатляют, проблема единого во многом остается открытой... То есть человек либо Бог, либо недочеловек и конкретное - Ничто... Хорошо, ради человеческого пафоса, нарисуем Ничто теперь с большой буквы...

Грофман   18.07.2013 23:31     Заявить о нарушении
Сергей, это мои обрывки моих старих эссе,написаных лет 8-10 назад.Честно говоря, я был в раздумьях, выставлять ли их. Сейчас я более систематичен и как все кто вник в постмодернисткие опции немного заражен скепсисом. Куда ни глянь везде наталкиваешься на зияющее ничто, везде одни знаки, бодриякры )))без оригинала. Я много над этим думаю. Что-то в этом есть болезненное, что-то не так с этой бесовской текстурой. Царство антихриста.)))Интеллектуальный соблазн эпохи. Хотя мне как закоренелому модернисту, возможно, хочется за что-то зацепится сознанием, которое в постмодерне тоже под большим сомнением. Я рад, что вы читаете мои тексты, будет с кем обсудить зияющую пустоту и оплодотворить её смыслом.))) Ради завершения гештальта, прочтите "Черную дыру" и Show Must Go On. Надеюсь на дальнейшее общение

Сергей Александрийский   18.07.2013 23:58   Заявить о нарушении