Миф о дуальности

Опыт неформальной философии
(продолжение цикла эссе "Мифология мифа")

"Дуализм ядовитое жало сансары" (эссе"Воронка")



... Думаю, речь должна идти о преодолении мнимой дуальности этого мира.
  Вообще, мышление в дуальной оппозиции оказалось весьма неплодотворным. В философии Нового времени, начиная с Декарта, споры велись  вокруг одной проблемы -- то ли Бытие отражает Сознание, то ли Сознание отражает Бытие. Разум, в лице философов, никак не мог  преодолеть  субъект-объектный барьер. Действие походило на комичное сражение нанайских мальчиков в мешке. Трансценденталист И.Кант выступил суровым рефери объявившем ничью, тем самым, дав повод постмодерну считать схватку и вовсе недействительной. Те кто ничего не понял до сих пор продолжают эту возню.
   Как паллиатив  возникла диалектика, проповедовавшая власть рассудочного синтеза над бесконечным кругом анализа. И только в начале 20 века, с возникновением новых представлений в физике, возникла мысль о Сознании-Бытии как о едином континууме неопределённости, разъятом Временем на множество векторов равнозначных представлений о реальности. Под сомнение попали материя, пространство, время и традиционное понимание истины.
   Сознание в лице Гуссерля попыталось препарировать само себя с помощью скальпеля феноменологического метода без наркоза. Боль поставила метод под сомнение -- кусая собственные зубы прикусили язык. Однако именно боль придала феноменологии экзистенциальный привкус.
   И вопрос здесь не в том, что дуальности не существует, игнорировать её себе дороже, вопрос в какой перспективе на неё смотреть. Гегель, допустим, считал субъект-объектный дуализм естественным свойством разума, которому так легче понимать мир. Дуализм мира создаёт должное напряжение и лежит в основе драмы существования. Мир "секуляризированной теологии" представляет собой вольтову дугу между двумя извечными полюсами. История лишь серия разрядов, в свете которых на миг угадываются очертания высшего смысла происходящего.
   Но уже индуисты, а затем и буддисты ещё в дохристианскую эпоху, понимали, что это  некая чувственная иллюзорная условность, возникшая как процесс внутри (?) Единого и что выход из этого беличьего колеса один -- не вовлекаться в процесс или для начала не отдаваться ему полностью, свести мнимую драму к игре в драму.
   В буддистском аспекте, жажда жизни, стремление к новым воплощениям и есть то "жало смерти", которое надо извлечь. Атараксия, апатия, видья,  адвайта -- вот те способы, которые предлагались во многих религиозных практиках в разных смысловых оболочках. Всё что имеет начало -- имеет конец, всё, что однажды родилось --  неизбежно умрёт. И только холистическое (целостное) мышление в категориях единого, преодоление разъятости сознания, может если не вернуть, то приблизить  состояние Абсолюта.
   Бытие это то, что случается с Абсолютным Сознанием,  когда оно смотрит на себя со стороны. Сознание через нас выглядывает из вечности во время. Преодоление состояния посредника, полное осознание себя этим смотрящим из вечности Сознанием и есть высшая цель проявленного существа.  В метафоре, Сознание через Бытие вспоминает себя как Сознание. 
  Христианство да и весь монотеизм далеки от этого понимания. Несмотря на декларируемый монизм Единого и Единственного, обладающего подлинной реальностью, дальше упор делается как раз на этот бесперспективный дуализм. Смерть патетически возводится в ранг чего-то окончательного и неотвратимого, преодолеваемого только по милости божества. Человек становится штучным и одноразовым, только в рамках одной жизни у него есть шанс наладить отношения с капризным и высокомерным Богом по принципу -- кто не успел, тот опоздал. Личный духовный опыт игнорируется в угоду уже пережитому некими духовными авторитетами, которым следует верить слепо и безоговорочно. Навязывается крайний, неразрешимый в рамках тварного бытия драматизм. А вера покоится только на вере на слово.
  Разумеется, подобная метафизика выглядит в глазах буддиста или индуиста лишь жалкой вознёй в сансарической иллюзии, без перспективы её окончательно стряхнуть даже ценой Апокалипсиса.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.