Об адовых муках

Однажды юродивый повстречал царя.
- Откуда ты идешь, странник? – спросил повелитель.
- Из ада, - ответил тот.
- И что ты делал там?
- Мне нужен был огонь, чтобы раскурить трубку. И я решил спросить, не поделятся ли жители ада со мной огоньком.
- Ну и что? Взял огня? – поинтересовался царь.
- Нет, тамошний царь ответил, что у него нет огня.
- Как же так?
- Я тоже удивился, - сказал юродивый. – На что хозяин ада мне сказал: у нас здесь нет огня, каждый приносит сюда свой собственный. Этот-то огонь и жжет его.
Комментарий:
Самое упрощенное, примитивное описание ада, образно изображенное на иконах, часто воспринимается, даже верующими людьми, как будто это так есть в действительности на том свете. Таким толкованием пользовалась и атеистическая пропаганда, разумеется, для борьбы с религией.
Но глубокие религиозные философы, мыслители и святые отцы говорят о том, что эти муки не физические и не похожи на страдания в этом мире. Можно только предположить, что огонь ада, сжигающий человека изнутри, - это огонь стыда, мера совести за наши мерзкие, неблаговидные поступки или преступления.
«Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.»
А.С. Пушкин «Борис Годунов»


Рецензии