Стоит ли за лесом Дворец счастья?
Камнем преткновения, побудившим Маркса восстать против существовавшего в его время порядка, была эксплуатация пролетариата, огромной массы трудящегося народа на капиталистических предприятиях. Маркс создал теорию трудовой стоимости, пытался точно определить, кто конкретно создает стоимость товара, а кто не создает, но лишь присосеживается, – и примерно вычислить, как происходит присвоение. И убедил значительную часть мировой интеллигенции: новую стоимость товара создает только живой труд работника. «Капитал» для неравнодушных к проблемам социальной справедливости стал Библией. Пролетарию недоплачивали. А сколько недоплачивали?
Перенесемся в советскую эпоху – в 1964 год. Н.С. Хрущев, генеральный секретарь, на одном из совещаний партийно-хозяйственного актива сказал следующее: : «Партия осудила по существу антиколхозную политику цен, которая проводилась при Сталине… Труд большинства колхозников практически не оплачивался. Так, например, на один трудодень в 1952 году выдавалось: в Калужской и Тульской областях – одна копейка, в Рязанской и Липецкой – две копейки, в Брянской и Псковской – три копейки, в Костромской и Курской – четыре копейки. Многие колхозы годами не выдавали на трудодень ни одной копейки» («Московские новости», №7, 1999 год.) Итак, если колхозник зарабатывал в день два трудодня (а это было непросто), то получал за это в день в Калужской области… две копейки, а в месяц – шестьдесят копеек. Ужасающая нищета колхозной жизни пряталась вождями как от городских жителей (Там крутили фильмы «Кубанские казаки», «Свадьба с приданым»), так и от мирового сообщества. В это время (впрочем, как и в любое другое) все мы жили бедно, однако в стране строились промышленные предприятия, создавался атомный щит, готовились к полету в космос. Колхознику явно недоплачивали. А сколько недоплачивали?
Капитализм – «плохой строй» (не гарантирует права на труд, выплачивает лишь пособие по безработице), но капиталиста можно разоблачить – подсчитать доход предприятия и уяснить, сколько от прибыли пошло в налог, в разные фонды, сколько выдано наемным работникам и каков «навар» у собственника. И в случае недовольства потягаться с ним по поводу зарплаты, использовав авторитет профсоюза. На Западе мы найдем немало положительных примеров успешной борьбы за повышение заработной платы. Но даже в этом случае недоплата (или переплата) останется туманным числом, которое не определишь и через микроскоп. Здесь, однако, есть механизм, который называется свободным рынком. И товар по имени труд (у Маркса – рабочая сила) стоит в зависимости от спроса на него. Социализм «хороший строй», но равенство в бедности всех угнетает, порождает пассивность и иждивенчество. Тяжелое чувство несколько компенсируется тем, что вожди не устают обещать скорое блаженство. И ущемление заработка существует здесь, ущемление замаскированное, скрытое разными бесплатными благодеяниями. «Ты побираешься, ходишь с торбой нищего, но твои дети учатся в бесплатной школе, к тому же у нас бесплатное лечение», – сказал бы нам советский пропагандист. (Нищенство в Советской России было распространенным явлением как до войны, так и в первые десятилетия после войны.)
Сегодня разбежавшиеся после крушения социализма марксисты снова собираются в кучу и затевают новую авантюру. Один раз они сильно «обмочились» – им этого мало. А почему другие должны страдать от этих непосед, от этих безумцев, от этих бесов? Разгадать основной план всемирной истории (мирового духа) человеческому разуму непросто. Среда, 10 июля 2013 года
Свидетельство о публикации №213071200635