Стоит ли за лесом Дворец счастья?

Иван Сусанин завел врагов в лес, чтобы они там погибли. И Маркс завел своих единомышленников в густой лес, чтобы они там… Чтобы они проложили дорогу к Дворцу счастья. И рубка началась. Самые смелые и энергичные повели свой народ напрямую. Завели его в глубокую трясину и заставили хлебать тухлую болотную воду, а сами… разбежались. Теперь он, повернув назад, с другими вождями медленно, но верно выбирается на сухую поляну.  Те, кого вели к Дворцу счастья на поводке, тоже сильно пострадали. Что касается самого большого народа на планете, то его вожди опомнились раньше других, двинулись в сторону и вышли на дорогу, которая неизвестно куда приведет. Пока неизвестно. Истина, однако, в том, что никакого Дворца счастья за лесом нет. Никогда там не было и не будет. На какую дорогу ни стань, везде надо трудиться в поте лица, рожать в муках, соперничать и дружить. Конфликтовать и мириться. Страдать и любить. И умереть достойно. Не следует теоретикам обнадеживать и обманывать доверчивых людей, сулить им златые горы и молочные реки с кисельными берегами.

Камнем преткновения, побудившим Маркса восстать против существовавшего в его время порядка, была эксплуатация пролетариата, огромной массы трудящегося народа на капиталистических предприятиях. Маркс создал теорию трудовой стоимости, пытался точно определить, кто конкретно создает стоимость товара, а кто не создает, но лишь присосеживается, – и примерно вычислить, как происходит присвоение. И убедил значительную часть мировой интеллигенции: новую стоимость товара создает только живой труд работника. «Капитал» для неравнодушных к проблемам социальной справедливости стал Библией. Пролетарию недоплачивали. А сколько недоплачивали?

Перенесемся в советскую эпоху – в 1964 год. Н.С. Хрущев, генеральный секретарь, на одном из совещаний партийно-хозяйственного актива сказал следующее: : «Партия осудила по существу антиколхозную политику цен, которая проводилась при Сталине… Труд большинства колхозников практически не оплачивался. Так, например, на один трудодень в 1952  году выдавалось: в Калужской и Тульской областях – одна копейка, в Рязанской и Липецкой – две копейки, в Брянской и Псковской – три копейки, в Костромской и Курской – четыре копейки. Многие колхозы годами не выдавали на трудодень ни одной копейки» («Московские новости», №7, 1999 год.) Итак,  если колхозник зарабатывал в день два трудодня (а это было непросто), то получал за это в день в Калужской области… две копейки, а в месяц – шестьдесят копеек. Ужасающая нищета колхозной жизни пряталась вождями как от городских жителей (Там крутили фильмы «Кубанские казаки», «Свадьба с приданым»), так и от мирового сообщества. В это время (впрочем, как и в любое другое) все мы жили бедно, однако в стране строились промышленные предприятия, создавался атомный щит, готовились к полету в космос. Колхознику явно недоплачивали.  А сколько недоплачивали?

Капитализм – «плохой строй» (не гарантирует права на труд,  выплачивает лишь пособие по безработице), но капиталиста можно разоблачить – подсчитать доход предприятия и уяснить, сколько от прибыли пошло в налог, в разные фонды, сколько выдано наемным работникам и каков «навар» у собственника. И в случае недовольства потягаться с ним по поводу зарплаты, использовав авторитет профсоюза. На Западе мы найдем немало положительных примеров успешной борьбы за повышение заработной платы. Но даже в этом случае недоплата (или переплата) останется туманным числом, которое не определишь и через микроскоп. Здесь, однако, есть механизм, который называется свободным рынком. И товар по имени труд (у Маркса – рабочая сила) стоит в зависимости от спроса на него. Социализм «хороший строй», но равенство в бедности всех угнетает, порождает пассивность и иждивенчество. Тяжелое чувство несколько компенсируется тем, что вожди не устают обещать скорое блаженство. И ущемление заработка существует  здесь, ущемление замаскированное, скрытое разными бесплатными благодеяниями. «Ты побираешься, ходишь с торбой нищего, но твои дети учатся в бесплатной школе, к тому же у нас бесплатное лечение», – сказал бы нам советский пропагандист.   (Нищенство в Советской России было распространенным явлением как до войны, так и в первые десятилетия после войны.)

Сегодня разбежавшиеся после крушения социализма марксисты снова собираются в кучу и затевают новую авантюру. Один раз они сильно «обмочились» – им этого мало. А почему другие должны страдать от этих непосед, от этих безумцев, от этих бесов? Разгадать основной план всемирной истории (мирового духа) человеческому разуму непросто. Среда, 10 июля 2013 года


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.