Новый Диоген

Бертран Рассел «История западной философии… В трёх книгах», М., «Академический проект», 2000. - 768 с.


В первых двух книгах (античность и средневековье) больше истории, чем собственно философии.

Рассел - это Диоген Лаэртский 20-го века, только более систематичный. Кроме того, если Диоген - компилятор чужих слов, то у Рассела всегда есть своё мнение, часто ехидное.

Например, «Гегель верил в мистическую сущность, называемую «духом», которая направляет человеческую историю по пути развития, стадиями которого являются категории из «Логики» Гегеля. Почему дух должен проходить через все эти стадии, не ясно. Есть искушение предположить, что дух старается понять Гегеля и на каждой стадии торопливо воспроизводит в действительности то, что прочитал» (с. 714).

Или: «Подкрепляя какое-либо суждение, ошибочно аргументировать ссылкой на мудрость наших предков либо на привычку, либо на то, что так думают все. В подтверждение своего взгляда Бэкон цитирует Сенеку, Цицерона, Авиценну, Аверроэса, Аделярда Батского, св. Иеронима и св. Иоанна Хризостома. Видимо, Бэкон полагал, что ссылка на эти авторитеты служит достаточным доказательством того, что не следует почитать авторитеты» (с. 431).

На закуску: «Начиная с Руссо и Канта, существовали две школы либерализма, которые можно определить как твердолобых и мягкосердечных. Твердолобое направление через Бентама, Риккардо и Маркса логично подвело к Сталину; мягкосердечное через другие логические стадии перешло через Фихте, Байрона, Карлейля и Ницше к Гитлеру» (с. 589).

Но ехидный Рассел и сам даёт повод для ехидства: «Конечно, для того чтобы быть довольными собой, У ЛЮДЕЙ существовало много и других важных причин. ТАТАРЫ сдерживались в пределах Азии, перестали быть угрозой и ТУРКИ…» (с. 497). Т.е. для Рассела татары и турки - не люди?


Рецензии