A l ombre

«Я - тень чьей-то тени…»

Марина Цветаева


«Чтобы Мир был свободен - он должен сойти с ума»

Милен Фармер




Маски, маски, маски… Сросшиеся с кожей лица маски лицедейства, прилипшие клейкой тиной гнусности пороки мира с … душой…
Слепота… Отчуждённость, эгоистичность, одичание души, слепота внутреннего мира и крах духовного…
Волки… Люди – волки. Да, процесс одичания душ людских сейчас как никогда активизирован, дьявол плебейства сжигает то, что  свято внутри, заменяя химерой «взгляда» изнутри…
Куда спрятаться святой, хрупкой и утончённой Милен от этого всего давящего уродства мира? Конечно же, за свою тень, стать тенью самой себя…

Клип «A l'ombre» стал неким «выстрелом», «вызовом» не только в среде поклонников, но и во всём окружении, обществе, заставив задуматься о грязи человеческих душ…
Типичный лорановский клип, со всеми классическими «нотками» - пронизывающим замедленным темпом, показе главной героини в самых неординарных сценах, порой шокирующих, кульминацией, ярким финалом, да что там говорить, своеобразный почерк мастера чувствуется в каждом кадре. Но это современный Лоран, который быть может «стандартизирует» под нынешние течения…

В любом случае, хоть со мной и спорят, считаю клип гениальным, Лорана великим художником, ну а Милен уникальной женщиной, экстраординарной суперпрофессиональной актрисой и певицей!

«A l'ombre»  это вызов нам всем, каждому, вызов на дуэль самого себя. Это диалог с собою же, со своим вторым «я», с нашим внутренним «дьяволом», который живёт в каждом.  Проникнувшись клипом, действительно начинаешь задумываться о крушении концепции «внутреннего» мира. Об этом говорят Милен и Оливье Де Сагазан, принявший участие в клипе.

Оливье Де Сагазан родился в 1959 году в Brazzaville (Congo). В свои 50 лет этот французский художник - скульптор делает чернуху, треш, сюр - в форме скульптуры, живописи и перформанса. Работы Оливье - это коктейль из нечётких неестественных форм, серость, грязь, заправленные психическими расстройствами. Биографию свою автор, к сожалению, не распространяет.

Видение французского художника Оливье де Сагазана переносит нас в темный, почти жестокий мир, который осуждает, метафорически человеческое состояние, унижающие человеческое достоинство, искажает и атакует его собственное лицо, зеркало внутренних проблем, но одновременно художник и обнаруживает хрупкость и слабость  в человеческом теле.

По сведениям, художник согласился принять участие в съёмках только с условием того, что певица лично будет принимать участие в его художественном перфомансе. В результате чего, зритель может видеть певицу, лицо которой вымазано толстым слоем глины. Хореографом клипа выступил Franck Desplanches.

Чтобы глубже понять концепцию клипа, приведу здесь интересные реплики, которые произносит Оливье Де Сагазан во время одного из его перфомансов.
 
 «Я хочу открыть эту карту. Я хочу открыть эту дверь. У меня есть язык. Я могу говорить. И что это значит? И что значит этот язык? Кто разговаривает с кем?
 Я есть. Да.
 Обезобразить себя - это дать возможность дать слово тому, кто говорит в данный момент. Который говорит обо всем, обо всем. Не знаю кто говорит!
 Это говорят мои клетки (имеет в виду клетки тела). Это я говорю! Я говорю! Я говорю!
 И что такое-слово? И что такое – термин? Это я утвердил язык. Я начал это, не зная где начало.
 Начало - это Бог, но им наплевать, им дана власть. Да, им дана сила слова, и они желают власти. В этом случае, они разговаривают сами с собой. Но это другой язык.
 Они растеряны, они выдумывают новые слова, и это их успокаивает, успокаивает, успокаивает. Они все выдумывают, все выдумывают (кричит, истерит)
 И это им льстит, льстит (дальше пара фраз - неразборчиво).
 ...Которые примкнут к  «ничему». А потом сердце остановится. А когда оно остановится (непонятные выкрики, выливает себе ведро воды на голову). Но это скоро прекратится!
 Но все-таки - это я! (мажет глиной лицо). Выход он здесь! Я вижу, что выход за этой дверью! Во имя отца, и сына, и святого Духа!(посыпает себя песком и гомерически смеется).
 Будем же, как восставшие! Выдумаем слова, сотни слов! И не будет этому конца, не будет этому конца!
 Я буду Богом, сексом, Фрейдом! Я надену все эти маски! Я всегда спрашивал, зачем существуют маски?(лепит лицо)Что скрывается за фасадом?!
 Голос за кадром: «Как будто хоть кто-то из них может пронизать время! Как будто все это имеет силу!»
 Как будто все это имеет значение в данный момент...»

В продолжении, полезен будет перевод virgin одной из статей во французском журнале, касающийся непосредственной работы Милен и Сагазана.

 Перформанс в клипе

В «Преображении» Оливье де Сагазан моделирует своё лицо при помощи глины, чтобы превратиться во что-то странное и чудовищное.
Своим чудовищным и будоражащим «Преображением» он «соблазнил» певицу на клип к первому синглу из её последнего альбома.
Его артистический перформанс произвёл фурор в интернете. Названное «Преображением», это видео, в котором артист из Сен-Назера - Оливье де Сагазан моделирует своё лицо при помощи глины, за три года набрало на youtube миллион просмотров.

Слияние её, такого удивительного мира, с моим.

…и среди пользователей интернета была некая Милен Фармер… «Эта работа ей понравилась. Она связалась со мной», - объясняет Оливье де Сагазан, который определяет себя как художника, скульптора и перформера.
Месяц назад Оливье де Сагазан отправился в Париж на съёмки клипа  «A l'ombre»  , который был запланирован для первого сингла её последнего альбома «Monkey me» . «Я сказал «ОК» на то, чтобы представить перформанс»,- добавляет он. «Я не хотел быть просто лишь в клипе, мне было необходимо слияние её, такого удивительного мира с моим. Я мгновенно понял, что мы близки по духу». В этом видео, снятом Лораном Бутонна, преданным соратником Милен Фармер, певица и её танцоры обмазываются глиной, чтобы произвести чудовищный и одновременно отталкивающий эффект. «На самом деле, клип хронологически повторяет то, что происходит в моём перформансе. Я - лишь проводник», - подчёркивает  Сагазан, ссылаясь на «великий органический хаос» этого перформанса, который исходит из хэппенинга. «Всякий раз это целое творение», - добавляет он. «Это синтез двадцатилетнего труда и полное обнажение». С Милен Фармер у него был доступ к значительному техническому оснащению. «Мы снимали на съёмочной площадке в 800 м2 с камерой, которая делала впечатляющую замедленную съёмку. Результат великолепен».

За границей

С тех пор Оливье де Сагазан получил множество других предложений, в частности, в области музыки. «Много вещей в готическом стиле», - говорит он. «Но я не хочу, чтобы на меня навесили ярлык, моя работа – это ода к жизни». До Милен Фармер этот перформанс Оливье де Сагазана был востребован по всему миру: Шотландия, Корея, Грузия, скоро – Польша. Помимо этого он выступает в Париже, готовит артистическую резиденцию в Сержи, регионе Парижа, с двумя своими работами: нечто среднее между спектаклем и перформансом. «Я продолжаю свои исследования в живописи и скульптуре. Глина и металл – как аллегория тела».

Примеряя чужие маски, мы сами СЛЕПЫ и не можем даже дышать. Представьте на минуту ощущения человека, которому замазали толстым слоем все физиологические отверстия на лице, во первых, этот человек полностью слеп, он «видит» только темноту, во вторых, он не может есть, в третьих - он даже не сможет дышать, а это значит скоро смерть...
Но всё ли сводится к смерти? К освобождению, познав смерть? Наверное, нет…
Наверное, речь идёт о том состоянии «тени» души, где есть смиренный покой, но нет зла и халтуры, смрадного запаха лжи и эгоизма, где есть терпимость и уважение к окружающему – людям, животным, планете, каждой пылинке.
Мы замазываем гримом двусвойственности своё лицо, а на самом деле, мы мимикрируем и сублимируем дефекты своей внутренней сути и воли, мы пытаемся скрыть свои изъяны порослей сорняков, пережимая порой своё же свежее дыхание и дуновение, мы закрываем глаза, видя ужас мира, забывая о своём разлагающемся кошмаре внутри, мы рефлекторно одёргиваем руку от укола и боли, а параллельно причиняем страдания другим, на наших «лицах» рисуют и разукрашивают иные, тогда как мы «выкалываем» глаза «врагам»…

Мы прячемся от себя, наталкиваемся на себя,
В тени
Мы отделяемся от себя,
Мы отрываемся от неба

 Искусственно намалёванные глаза на маске при слепоте своего собственного «зрения»,  «внутреннего» зрения, слабостей, страхов, замкнутости и когнитивности...

Конечно, Милен поднимает и другие темы в клипе.

Тема «защиты». Глиной, маской она защищается от предательства окружающего мира, от тех переживаний, которые причиняют люди, ранят, но даже на этой охраняющей оболочке, люди готовы разукрашивать узоры колкостей и смаковать над этим. Где ещё спрятаться Милен? В тени…

Тема «уродства». Всё мы красивы, пока молоды, но так устроила природа, что мы не молодеем, а стареем, и те изменения во внешности, которые появляются естественным путём, как их не гримируй, как их не скрывай, будут очевидны. Но старость не уродство. Даже сексуальность не подчиняется возрасту…
Показано символически уродство людей и мира, не внешних! Конечно же
внутреннее уродство, которое сидит, пожалуй в нас в каждом. Человек может быть идеально красивым внешне, носив в себе внутреннего демона, разрушающего не только душу, но и выпускать яд наружу, равно как и наоборот, неприятные черты лица, фигуры человека  вовсе не позволяют быть им «светящимся» от доброты изнутри и быть чрезвычайно красивым духовно. Лично мне импонируют вот такие люди – не красавцы внешнее, но с божественной добротой и красотой внутреннего мира.
Но какой интересный парадокс! Милен относится как раз к редчайшей категории людей, в которых совмещена красота внешняя и внутренняя!

Тема «вечности, тленности».  В клипе показаны лица Оливье, Милен – обычные, красивые, которые превращаются в «уродливое месиво», в это превращает глина – время. В конце клипа эти «изображения» напоминают полуразложившееся тела. Что этим сказано? А то, что ВСЕ мы будем такими под могильной плитой и мы бессильны перед властью смерти, наши лица сначала сгниют, потрескаются, потом усохнут и превратятся в скелет (череп), затем и кости превратятся в прах, труху, в ничто…. Мы пришли ниоткуда и уйдём в никуда…  Но, судя по финальному кадру, и хитрому взгляду, с вышеописанным мнением видимо можно поспорить….

 … Мои завтрашние дни...
 И вот,
 Под клёнами,
 Бушует холод,
 Но ты, скажи мне
 Не быть…


… Что ничто и никто не узнает.
 Когда опускается ночь,
 Устав от этой короткой жизни,
 Мы становимся тенями самих себя…

«Тени самих себя». Как Вы думаете, что это такое? Мне кажется, что это не смерть и не слёзы, это отражение самих себя на изнанке вечности внутренней утробы жизни.


У каждого человека есть светлая и темная сторона. Всё, что  мы любим, всё, что нам отвратительно или неприятно, всё, что мы не принимаем в других и не отождествляем с собой, есть проявление нашей тени….
 И, отрываясь от привычной реальности, можно, неожиданно для себя, получить ключи от запертой двери, и там, на открытой дороге, повстречать темную сторону себя.

Наверное, нужно уважать свою тень и… прислушиваться к ней…

Возможно, объединившись со своей тенью, мы обретаем конгруэнтность и  целостность, единство и счастье.
Борьба со своей тенью, это борьба с самим собой, которая ведет только к внутреннему конфликту и эндогенному когнитивному диссонансу.
Наверное,  не следует свои негативные качества считать пороком, чем-то недостойным вас. Наша тень – это тоже мы. Единство, сопутствующая ему вера – это состояние сознания самодостаточного человека. Единство с тенью делает человека целостным, терпимым, и, как следствие, более духовным. Сколько бы мы не отталкивали свою тень, она будет стремиться вернуться к целостности, то есть, к нам.
Все наши качества – это и есть проявления нашей тени, нужно лишь понять, прислушаться, «объединится», и, вероятно мы найдём гармонию с самим собою, разрушим дисбаланс с нашим вторым «я».

Мне кажется вот о таком понимании тени заложено в клипе, ну а маски из глины – это как истинное лицо и новое, искусственное и естественное, как собственное «я» и «теневая» сторона, объединившись с которой, Милен обретает истинное познание, окунувшись во «мрак» и «слепоту», но смывает в конце концов с себя всю шелуху негатива и приобретает обновлённое, зацементированное с «тенью»  иное «я».

Волки. Роль волков в клипе искусно сыграли собаки - дрессированные швейцарские белые лайки и … люди… танцоры, их движения в клипе так отточены и синхронизированы, что порой эти движения как бы «продолжаются» от людей танцоров к «волкам», нужно отдать должное оператору и монтажёру клипа, дрессировщикам животных.
Волки люди, люди волки. Их роль в творчестве Милен многогранна, часта и многим понятна, но здесь, возможно, «одичание» наших душ.


Туман, начало музыки, медленный темп и очертания волков, люди, встают с земли, бегущие волки…  Всё в замедленном темпе. Милен крупным планом, дерзко свисающие на лицо рыжие волосы, практически закрывающие лицо…
Руки человека, вроде умывающие руки, а вроде наоборот, пачкающие… белым полу густым веществом.
Студия с освещением, на заднем фоне, что - то вроде полиэтиленовых штор, насыпь земли, видно, что искусственная, танцоры, чуть ли не кувыркающиеся и стоящие на руках выделывают свои «завихрения» в замедленном темпе.
Мне кажется, что эту всю «искусственность» Лоран показал не зря, он акцентировал внимание на том, что это не лес, не поле, не настоящая почва, а что именно студия. Есть отчётливое мнение на этот счёт – это намёк на «неестественность». «Неестественность» чего? Деяний? Людей? Прилипших масок? Теней? Что дальше? Посмотрим.
Взгляд Милен. Что может быть прекраснее на этом свете?  Такой пронзительный, завораживающий, заколдовывающий взгляд Милен, показано очень крупно! Спасибо тебе, Лоран за это. Уже клип заряжен позитивнейшей энергетикой, излучающий поток добра и любви во взгляде Милен завораживает нас с первых кадров. Мурашки по коже и внутренний приятный озноб.
Милен с каждым клипом и годом всё моложе и моложе, как это понять - это  непросто. Да и не нужно понимать. Милен не подвластно время и годы. НЕВЕРОЯТНЕЙШАЯ красота и молодость Милен.
Руки мужчины, смазанные белой липкой глиной протягиваются к лицу и начинают обмазывать щёки, нос, веки глиной.
Далее возникло два вопроса.

1. Действительно ли это сам Оливье Де Сагазан? (многие сразу же узнали его по специфическим психоделическим перфомансам). Да, это именно он. Это только потом мы узнаем, что Милен вдохновилась его гениальными работами и пригласила к сотрудничеству.
2. Неужели Милен сделает то же самое и со своим лицом? Да, сделает!

Примечательно то, что костюмы с галстуками у Оливье и Милен почти идентичны. Она повторит его перфоманс! И это замечательно! Шок? Аффект? Удивление? Нет. Творчество! Искусство!  Самоистязание? Пытка? Нет. Эстетическое самовыражение своего мира,  воодушевление и полёт мысли и философия во корню!

Обмазывание грязью, залепливание глаз? Нет. Наоборот, прозрение святости и всепонимания, преодоление страдания и искупление во благо проявления духовного!
В этом вся Милен!

Я преклоняюсь перед Милен стоя на коленях! Это умнейшая женщина знает, что показать, как «завернуть», как зашифровать и как преподнести! Спасибо Милен, Лоран, Оливье! Спасибо за эту тонкую работу и неимоверную возможность поразмышлять снова и снова, пронося через своё сердце Ваше великое творчество!
Всмотритесь в потрясающую актёрскую игру Сагазана – сколько эмоций, проникновенных жестов, движений, это не просто обмазывание лица, он даже с залепленными глазами выражает такие эмоции на лице, что мороз по коже идёт. Великий художник, скульптор и актёр современности! Его глина оживает на  коже, его образы будоражат воображение и заставляют по новому понять природу человека, его взаимосвязи с внешним миром, его страдания и его трагедию. Художник рисует кистью, скульптор творит руками, Сагазан рисует индивидуальными  эмоциями, разрушающими страхами и леденящей болью и…  оживляет глину!

Фрейд утверждал, что нельзя себя подавлять. Однако он дал теорию, а не практический метод сублимации. Вот такую сублимацию, практику в искусстве мне кажется, создали Сагазан, Милен и Лоран.

Мужчина нарисовал своё новое лицо, покрыв его белым цветом, создал новые глаза … поверх своих…  Да, порой мы должны, мы обязаны смотреть на мир не своими глазами, а штампованным «взглядом» мира, общества. Как положено. В рамках. Как допустимо. Без табу. Как прописано в законодательствах, ненужных порой никому книгах и рукописях, написанных на базе «общественного» мнения. Милен как то говорила, что не любит «табу», уж не об этом ли? Мы не должны смотреть на этот мир единым «глазом», мы не должны думать как все и чувствовать как все. Мы все такие разные, мы все такие противоречивые… Мы все такие уникальные… Давайте найдём своё зрение, как взгляд изнутри и не будем сопротивляться мнениям иных. Мы же не волки, мы же не собаки….
Здесь у меня возникли ассоциации с клипом «Redonne-moi»: скульптура- глина- лицо- вечность - фигуральность, духовность, телесность, парадигма…
Мужчина ярко красной краской, не глядя, так как глаза закрыты, вырисовывает губы. Нет, это не намёк на транссексуализм, гомосексуализм, бисексуализм, как мы видели в некоторых работах Милен эпохи «Bleu noir», это метафора того, что опять же, мы стремимся принять «стандарты» и выглядеть, мыслить, вести себя так, как принято для «нормальных». Нормально для … «ненормальных»…
А Вы нормальны? А я?
Но посмотрите, Сагазан что то говорит и пытается что то усердно доказать. Уж не то ли, как  слишком быстро бежит время? Странно, но почему то у меня возникли именно такие ощущения… Боже! Что он творит! И чередующая смена кадров поющей Милен. Они словно на одной «волне». Вот он, настоящий творческий альянс, а точнее, трио – Милен, Лоран и Оливье. Я восхищаюсь клипом и замыслом!
Ну конечно же нам дана возможность понимать всё самим через свою «призму». Как Милен говорила – «В творчестве я никогда полностью ничего не объясняю. Каждый разгадывает мою тайну по-своему. Я предпочитаю недоговаривать». Да, дорогая Милен, мы постараемся домыслить сами, спасибо за это!
Но Оливье, а тем самым, Лоран, всё таки смывают краски грима нарисованного «стандартищиной» лица, тем самым показывая, что они, мы, я, не от мира сего и не хотим подчиняться общности внешней и внутренней «картинки», на лица, маски авторы накладывают тень … «уродства», страха, трепета, боли и смятения.
 Но значит ли что мы все такие? Конечно же нет. Но эти черты своего «я» можно узнать, пожалуй у каждого человека. Это наше уродство внутреннее, ранящее, разрушающее нас и сжирающее нашими демонами, это и есть «теневая» наша сторона, но! Давайте с ней дружить и находить общий язык. Так мы познаем себя и подружимся со своей тенью…
Искусственные «резиновые» улыбки, наигранности, иронии, предвзятости, подлости и ханжество. Давайте станем естественными!
Очередь Милен. На милое белое личико она руками наносит эту массу сначала нежно и понемногу, затем всё больше и больше, превращая в месиво. Идут переменные кадры Оливье и Милен, их лица, зацементированные эмоциями глины, тем временем танцоры «купаются» в грязи, а волки бегут, останавливаются, танцуют и тоже погружаются в грязь.
Милен меняет классический костюм на серебристый плащ, волки открывают пасти буквально синхронно разъярённому Сагазану и двигаются в такт парням в грязи.
Далее мы наблюдаем разноцветные и разноформенные метаморфозы глины на лицах художника и Милен - конусообразные, размытые, дырчатые, ассиметричные, массивные. Все эти наложения, в конечном счёте, будут смыты и Сагазаном и Милен, растворив все дифференциации и иллюзии, вербальности и сублимации…
Милен меняет третий наряд, переодевшись в чёрное открытое платье.
«Незрячей» зрительнице - главной героине прокалывают нарисованные глаза, тем самым освобождая от этой пелены «незримости». Почему это действие плохое? Оно не плохое, как думают многие, мол, что это за издевательство…  Этот символ, «ритуал», показанный в клипе дважды, демонстрирует нам намёк на собственное зрение, мнение и высвобождение!
Ах как Милен трясёт головкой в такт музыки! Это самый эротично завораживающий момент красоты в клипе.
В самом последнем кадре, Милен, смыв с лица грязь, немного с хитринкой во взгляде, мило улыбается, показывая, что все эти маски, наигранности нужно смыть и быть самим собою, обрести своё «я», объединится со своей тенью и просто жить!
 


Рецензии