Solve et coagule

Денис с недоумением смотрел на погасший экран смартфона. Только что его - выпускника медакадемии, с отличием окончившего ординатуру по психиатрии, пригласили на собеседование, предложив вакансию в российском филиале facebook. Милым женским голосом озвучили дату и время встречи, огласив только сумму ежемесячного контракта. Названная сумма внушала уважение своим окончанием на пять нулей.

Кабинет для интервью был таким же безликим, как и одежда интервьюера. Серые, чуть "загрязненные" тона.
- Добрый день. Я немного в недоумении от поступившего предложения. Я - врач-психиатр. Скорее всего, здесь какая-то ошибка.
- Денис Сергеевич, такая значимая на мировом рынке компания как facebook не имеет право на столь нелепую ошибку, - импозантно-серый мужчина неопределенного возраста чуть обозначил ироничную улыбку:
- У нас к вам действительно есть предложение. Образовалась вакансия специалиста в команде психиатров fb.
- Команда психиатров fb?
- Все, что вы услышите в этой комнате не подлежит разглашению вне зависимости от того, примите вы наше предложение или нет. Но что-то мне подсказывает, что наша команда укрепится еще одним сотрудником.

Холодный воздух московских улиц позволил понизить критическую температуру мыслей и постепенно уложить хаос в логичность восприятия. Хотя это уже и не имело особого значения. Левая рука сжимала папку-файл с подписанным контрактом.

Метастазирование мира цифровых компаний оказалось куда значительнее, чем можно было представить обычным, невоспаленным воображением рядового члена общества. "Цифра" симбиотировалась не только с миром спецслужб, но и с миром, отвечающим за состояние человеческой психики. Появление соцсетей позволило облегчить задачу государства по контролю за людьми с нарушениями психики. Виртуальные возможности и быстро формирующаяся виртуальная зависимость обеспечивали стойкую ремиссию и резкое удешевление лечения некоторых психиатрических заболеваний. Пациенты с удовольствием осуществляли перенос своего недуга в мир социальных сетей и достаточно комфортно там себя чувствовали, поддавались социальной адаптации. Денису поручили курацию над определенной группой пациентов - профили, фейки и прочие дочерние предприятия. Мониторирование комментариев, постов, музыкального сопровождения. Задача - оценить текущее состояние пациента, спрогнозировать обострение. Коррекция терапии - цель ежедневных отчетов Дениса. Работа занимала большое количество времени, но компенсировалась весьма неплохим денежным вознаграждением.

- Денис Сергеевич, пора расширять ваши функциональные возможности, - руководитель психиатрического отдела fb, "серая импозантность", был доброжелателен, позитивен и в меру эмоционален:
- Врач любой специальности должен работать, прежде всего, на профилактику. А в нашей с вами специальности это имеет особое значение. Каждый из наших потенциальных пациентов - потенциальный преступник. Чем раньше пациент попадет в поле нашего зрения, тем меньше бессмысленных преступлений  будет в мире. С завтрашнего дня, пару часов своего рабочего времени вы будете посвящать свободному серфу на просторах фейсбука, для выявления профилей с вероятными нарушениями психики. Состояние психического здоровья не есть нечто точечное и определенное. Это пространство колебаний. Разброс возможностей. Нельзя провести четкую границу между здоровым, невротиком и психотиком. Но ваша задача, Денис Сергеевич, попытаться установить эти границы для конкретного человека и то, как далеко он может их нарушить.

Новая задача, неожиданно увлекла и практически полностью стала поглощать даже свободное время. Ден собирал базовую информацию о виртуальном поведении определенных профилей. Сравнивал детали с, описанными классиками психоанализа, моделями поведения. Разработал форму индивидуальной психокарты профиля. Серф рождал множество побочных мыслей. Например, о том, что большинству пользователей соцсетей, присуща клипизация восприятия - довольствование одним, вырванным элементом без привязки к источнику, автору и без связи с теоретическим целым. Пользователи экономили время, одновременно бездумно его растрачивая в прокручивании ленты. Сенсибилизированно-клипизированной массой можно легко манипулировать.
Чтобы понять, какой человек скрывается за оцифрованным отображением, Ден составлял уравнения. С одной стороны знака равенства находились "параметры" нарушения психики, например, навязчивое отсутствие избирательности цели или преследование целей с чрезвычайным пренебрежением к реальности. С другой- особенности определенного профиля: вспыльчивость, несдержанность, мнения окружающих о привлекательности профиля. Частично теория, частично наблюдения. Ден подсел на расследования. Иногда - провоцировал, чтобы выявить маниакальную последовательность в действиях. Проверял "принцип постоянства" - человек взаимодействует с миром одним и тем же способом, если только на него не действуют внешние или внутренние силы. Его ежедневные отчеты становились все объемнее и разнообразнее.
Иногда Ден "привязывался" к профилю. Все крайности явно талантливы в способах защиты своей ненормальности. Один женский профиль выделял особенно. Девушка отличалась яркой персональной нарративностью, бурной активностью и крайней эмоциональностью.  Этакий виртуальный вулканчик. Легко бросала "вызов" окружающему фейсбучному обществу, создавая вокруг себя множество слухов. К тому же была красива. Ден не заметил, как стал ждать, с некоторым нетерпением, ее ответы в личных сообщениях. Флирт? Чувства? Работа? Решение его уравнения не стало неожиданностью. Невротические наклонности разрывали душу девушки на множество осколков. Она воспринимала мир вокруг себя как игру. Окружающие люди - игрушки, наигравшись которыми, можно выкинуть. Но каждую ночь он писал и писал ей множество слов. И каждый день фиксировал в отчет.

- Какое вы имеете право распоряжаться ее ребенком? При всех ее особенностях - она заботливая мать, - голос Дена крошил серую иррациональность кабинета шефа:
- На каком основании ювенильная полиция забрала у нее дочь и отдала на удочерение?
- Денис Сергеевич, дорогой, а вы не задумывались с какой конечной целью осуществляется поиск невыявленных нарушений психики? Зачем столько сил и средств? Определить потенциального маньяка-убийцу? Да, это тоже цель. Но основная - защита прав альтернативных личностей.
- Альтернативных личностей?, - Дену показалось, что он погружается в теплый и липкий бред.
- Это право личности, которой человек не стал. Расскрою небольшую тайну. Ваши отчеты по "свободному поиску" поступают на стол в спецслужбу. Отдел психогенетики. Если у неустойчивого профиля есть дети, то проводится расшифровка генома детей. Определяются их потенциальные способности и предпочтительные сферы деятельности, где они гарантировано достигнут значительных высот. Обязанность родителей перед обществом - максимально раскрыть потенциал ребенка в соответствии с его генной программой. Человек с нарушенной психикой не в состоянии развить нужные навыки у ребенка. Он совершает преступление против генов ребенка, превращая свое дитя в тревожное, неуверенное создание, рождающее множество защит от этого мира, чтобы выжить в нем. У данного профиля - двое детей с большой разницей в возрасте. Старший сын, вместо того, чтобы стать значимым военным стратегом, превратился в гея-художника с неудобоваримым творчеством. У младшей - еще есть шанс стать гениальным математиком. Так что, Денис Сергеевич, идите в свой кабинет и продолжайте работу.


Рецензии