Великий сын Франции

Пятнадцатый век подарил одного из величайших французских поэтов Франсуа Вийона. Творчество  его для средневековой литературы поистине следует считать уникаль-ным явлением благодаря особенной отточенности стиха и  мрачному юмору.  Родился он недалеко от Парижа в апреле 1431. Судя по всему, его мать была родом из провинции Берри и скромностью поведения не славилась. Ребёнку следовало бы носить имя Франсуа де Ложа, де Монкорбье. Но такого не произошло. Женщина не смогла оставить при себе сына, и мальчика усыновил капеллан Гийом де Вийон, настоятель церкви св. Бенедикта, которая стала родным домом для Франс-уа, принявшего фамилию своего усыновителя. Учился  Франс-уа Вийон в университете, став  в конце учебы магистром. Сту-денческие корпорации примерным поведением не отличались: коллективные проказы, уличные стычки с применением хо-лодного оружия, посещение винных погребков и частые про-гулы занятий  в alma mater.   В одной из уличных стычек Франсуа  смертельно ранил  молодого священника и был вынужден бежать из Парижа; перебравшись в Шеврез и Бур-ла-Рен. Здесь  он проводил время в любовных утехах с распутной аббатисой монастыря Пор-Рояль. Через год  ему было даровано помилование, и он вернулся в Париж. Здесь он написал маленькую шутливую поэму – «малое завещание».
 В это же время он связался с шайкой, ограбившей Наваррский коллеж. Имена преступников вскоре стали известны властям, и Вийону пришлось около четырех лет скрываться кочуя по разным  провинциям Франции, чаще других находясь  в  Орле-ане и Дофине. И всё же летом 1461 поэт оказался в епископской тюрьме городка Менсюр-Луар. Друзья и родственники Франсуа добились для него условного помилования; он смог вернуться в Париж, дав письменное обязательство возместить свою долю награбленного (120 экю). Через два года он принял участие в уличной драке, его отправили в тюрьму Шатле и без долгих околичностей приговорили к повешению. Он подал прошение о помиловании парижский парламент заменил смертную казнь на десятилетнее изгнание из города. Сразу по возвращении в Париж, Вийон создал свой шедевр  - «Большое Завещание» и множество насмешливых баллад, Более известная под названи-ем «Баллада повешенных, была написана в то время, когда Вийон ожидал смертной казни. Вполне достойны его таланта баллада, в которой он просит у судей трехдневной отсрочки приговора, и насмешливое стихотворение, где поэт советуется с тюремщиком относительно подачи прошения о помиловании, Тюрьмы, смертные приговоры, изгнание - путь поэта. Где, когда и при каких условиях он принял смерть –неизвестно
ФРАНСУА ВИЙОН
Сам от себя не убежишь,
Судьбы не одолеть.
Богатство ждешь, получишь шиш,
А может быть и смерть.

И не догонишь сам себя,
Не схватишь свою тень,
И жизнь отчаянно любя,
Благословляешь лень.

И не полезешь на амвон,
Коль не хватает слов.
И еле слышен денег звон,
Но  громко звук оков.

И ненавидим тяжкий труд –
Ведь это – не пустяк,
Что заработал, то упрут,
И ты опять – бедняк.

Так сладко спится богачам, -
Постель мягка и сыты. –
Во тьме мы бродим по ночам,
Голодные, избитые.

Париж уснул. Мой  пуст  карман,               
Наполнить – нет надежд.
Не подцепить продажных дам,
Не ублажать невежд.

Повеселиться не дано –
В дыму тупые лица, -
Хватало б денег на вино,
Не стал сюда б тащиться.

Кабатчик, черт его возьми,
Мне не дает в кредит,

Сижу я прочно на мели,
А гложет аппетит.

Но, кажется, все ж повезло…
У самого крыльца
Торчит богатое седло,
Не слышны голоса…

Один стакан, другой стакан -
И жизнь повеселела,
Смелее я смотрю на дам,
Пусть им ко мне нет дела.

Пока я к ним не подхожу, -
Сторонятся, косятся, -
Я не спешу, я погляжу,
Которою заняться…

Мелькнуло что-то там, в окне…
Кто среди нас не грешен?
Я жив еще, хоть худо мне,
А  Перселен – повешен.

Мне часто снится Монкофон
И черная телега,
Трясется в ней поэт Вийон,
Под залпы ветра, снега.

Пусть поджидает Монкофон,
Палач, его подручные…
Повеселись пока Вийон
С веселой юной спутницей.

Коль поднесут на посошок
Крепчайшего рюмашку.
Зашевелится мой дружок,
Я подойду к милашке.

Мы превратим глухую ночь
В забавные картинки,
Гони печаль и скуку прочь…
По Франсуа  - поминки..


Рецензии