1989 Безотходное потребление

1989 год. Осень. Диме Шаповалову родители передают поездом очередную посылку – несколько тяжелых картонных коробок с мандаринами. Такое количество мандарин я видел только в детстве, когда тетя Рая приезжала к нам в гости из Цхалтубо с чемоданами всякой вкусной грузинской экзотики. В общем, следующие два дня мы буквально обжираемся цитрусовыми.

Пару дней спустя играем вечером в шахматы. С одной стороны от шахматной доски изрядно поредевшая горка оставшихся мандаринов. В процессе игры она ощутимо уменьшается, в то время как с другой стороны появляется горка шкорок. Через несколько партий как-то совершенно незаметно мандарины заканчиваются. Повздыхали для приличия по этому поводу и забыли.

В какой-то момент, когда Юра Гоголь особенно надолго задумался над очередным ходом, я начинаю играться с мандариновыми шкорками. Стоит немного нажать на них, и в воздух летят микроскопические ароматные брызги с запахом самого, что ни на есть настоящего Нового года. Воздух пахнет так вкусно, что я не выдерживаю и пробую шкорки на вкус. Сначала выбираю наиболее красивые и аппетитные, потом те, которые «второй свежести». Мои соседи, выросшие в Батуми, поначалу глумятся на тему «голодного края», однако через какое-то время с шутками и прибаутками присоединяются ко мне. В финале ни с одной, ни с другой стороны шахматной доски не остается ничего, кроме нескольких листиков мандаринового дерева.

Эта незатейливая история вспоминается мне каждый раз, когда окружающие удивляются, как так можно есть мандарины или апельсины со шкорками. А я с тех далеких пор уже и не представляю себе, как их можно есть иначе.


Рецензии