Бутубычаг - Долина смерти

НА СНИМКЕ: Один из распиленных черепов. Фото Александра Жигулина.

Вот, что пишет о лагере Бутубычаг поэт Александр Жигулин:

- Я видел много концентрационных лагерей. И старых, и новых. В одном из них сам провел несколько лет. Потом изучал историю лагерей Советского Союза по архивным документам, но в самый страшный попал за год до того момента, когда КГБ вынудил меня бежать за пределы страны. Назывался этот лагерь "Бутубычаг", что в переводе с языка российских северных народностей значит "Долина смерти".

"Долина смерти" - документальный рассказ об особых урановых лагерях в Магаданской области. Врачи этой сверхсекретной зоны проводили преступные эксперименты на мозге заключенных.

Обличая нацистскую Германию в геноциде, советское правительство, в глубокой тайне, на государственном уровне, претворяло в жизнь не менее чудовищную программу. Именно в таких лагерях, по договору с ВКП(б), гитлеровские особые бригады проходили обучение и набирались опыта в середине 30-х годов.

Результаты этого расследования широко освещались многими мировыми СМИ. В специальной телепередаче, которую вела в прямом эфире NHK Японии, вместе с автором участвовал и Александр Солженицин (по телефону).

"Долина смерти" - редкое свидетельство, запечатлевшее истинное лицо советской власти и ее передового отряда: ВЧК-НКВД-МГБ-КГБ.

С сайта http://history.freejournal.biz/article857/index.html
«Практически все известные фото останков в Бутугычаге имеют распиленные черепа. Как черепа разрытые животными, так и в могилах. Такого нет нигде в других местах массовых захоронений. Учитывая, что зк [заключённые. МК] были просто «материал», пыль, то вполне можно предположить, что извлекались части органов или полностью органы как «сырье» для экспериментов и исследований на большой земле, куда они вывозились самолетами.

Вполне возможно, что материал забирали у еще живых людей – для чистоты эксперимента. Это было время масштабного изучения действия радиации на человека, и партийная верхушка была увлечена поиском путей для долголетия. Например, следствием этого было создание мощных институтов геронтологии в СССР, которые были озадачены проблемами долгожительства партийных бонз.

А то, что с подопытными не церемонились – нет никаких сомнений. Когда описывают подобные эксперименты немцев и японцев – сомнений нет. Когда в Союзе с его таким же жестоким режимом – сразу начинается блажь (Прим. составителя)»

Далее цитируется поэт Александр Жигулин:

«К началу весны, к концу марта, к апрелю на Центральном всегда набиралось 3-4 тысячи измученных работою (четырнадцать часов под землей) заключенных. Набирались они и в соседних зонах, в соседних рудниках. Таких ослабевших, но еще способных в перспективе к работе отправляли в лагерь на Дизельную – немного прийти в норму.

Весною 1952 года попал на Дизельную и я. Отсюда, с Дизельной, я могу спокойней, не торопясь, описать поселок, а точнее, пожалуй, город Бутугычаг, ибо населения в нем было в это время никак не менее 50 тысяч [Эта цифра некоторыми оспаривается; считают, что было раз в 10 меньше. Для меня количество людей, одновременно проживающих в лагере, – несущественные детали. МК], Бутугычаг был обозначен на всесоюзной карте. Весною 1952 года Бутугычаг состоял из четырех (а, если считать «Вакханку», то из пяти) крупных лагпунктов.

Мне удалось опросить одного из очень немногих выживших очевидцев лагерной жизни на Бутугычаге, живущего в Магадане. <…> Этого очевидца звали Андрей Васильевич Кравцов. Ему повезло работать в «чистой» комнате уранового рудника, где он расфасовывал очищенную от примесей руду для отправки на дальнейшую переработку, вероятно, на обогатительных фабриках севернее Челябинска.

Его товарищам повезло меньше. Те, кто попал работать в шахту и на дробилку, перемалывавшую урановые груды в песок, вдыхали в легкие так много урановой пыли, что смертельно заболевали раком легких всего через каких-то два месяца работы, а еще через пару месяцев умирали.

Долго Кравцов рассказывать про это не мог и просто разрыдался, заметив: «Бутугычаг – самое страшное из всех мест на земле, и я попал именно сюда». 

Продолжение следует:


Рецензии
Вы к сожалению преувеличили опасность урановых рудников. Уголь куда опаснее.

Владимир Поярков   05.02.2016 20:34     Заявить о нарушении
Насчёт опасности урановых рудников:
"Наиболее серьезная опасность для здоровья шахтеров, добывающих урановую руду, состоит во вдыхании радона. Поскольку уран встречается в природе одновременно с радием и продуктами его распада, постоянно образуется определенное количество радиоактивного газа. При открытом способе разработки месторождений урана скопления радона не происходит. Однако в шахтах под землей для уменьшения концентрации скапливающегося радона до безопасного уровня надо обеспечивать интенсивную подачу свежего воздуха. Вдыхание радона и урановой пыли – это серьезная угроза для здоровья для шахтеров - у рабочих урановых рудников отмечалась высокая заболеваемость раком легкого вследствие работы в плохих, невентилируемых условиях. Ученые из США отмечают это заболевание было распространено в шахтах некоторых областей штата Колорадо".
Давайте не будем сравнивать с угольными шахтами. Конечно, и там весьма вредные для здоровья условия труда. Не уверен, что я преувеличил опасность урановых рудников. Думаю, что для заключённых никаких специальных мер защиты из-за дороговизны не принималось.

Михаил Самуилович Качан   07.02.2016 05:36   Заявить о нарушении
Уголь за счет содержания тория-232 и 228 дает намного больше радона. Я работаю на том предприятии, где все заставлено бочками с переработанным и не переработанным ураном. Сами бочки нас нисколько не смущают. Большее опасенние доставляет рядом дымящая ТЭЦ c пятью трубами и фтор, который используют для фторирования урана.От него респиратором не спасешься. Из-за того что в угольном шлаке содержание тория увеличивается в тысячу раз, мне бы не пришло бы в голову покупать квартиру в шлакоблочном доме. А пыль она всегда опасна для здоровья, даже комнатная.

Владимир Поярков   07.02.2016 06:58   Заявить о нарушении