Рассказы старого шофера

Шоферы, автомашины и дороги– «неразлучные друзья». Большинство этих рассказов мне поведал Леонид Алексеевич Хлесткин, шофер с 55-летним стажем. Другие рассказы я услышал в разных районах необъятной России, но пишу их от имени дяди Лени, и, если есть в рассказах нестыковки, не судите строго.

До изобретения двигателя внутреннего сгорания (ДВС) бензин был очень дешевым, его сжигали, нужен был только керосин. Бензин продавали в аптеках против кожных заболеваний. И первые автомашины заправляли именно там.

Послали на подвозку снарядов, до артиллерийской батареи километров 5 – 6, не более. Все спокойно, подъезжаю, разгрузили ящики. И только собрался обратно, немцы постреливать стали, не очень интенсивно, но в мою машину попали. И стал я, шофер, без машины, а дело к вечеру, остальные машины уже ушли. Командир батареи приказал оставаться и быть подносчиком у восьмого орудия, а потом, мол, все отпишет. На войне права не качают, приказ – и «стоп, машина». Накормили, выставили охранение (секреты). Спать, ясно где – прямо в капонире (яма для орудия), шинель под себя, камень под голову – и спокойной ночи. Но было еще одно «но», часа через два-три приказ – передислокация (нас засекли). Вот тут-то я и понял, что такое служба в артиллерии. Всем лопаты и ломы. Прошли метров 50 – 70 вперед и стали рыть землю. Чтобы неслышно было звуков, приказали завести мотор моей машины, и ее накрыли 4-м снарядом.
Командир батареи обходил всех и торопил: «Ребята, через два часа не зароемся – нас зароют». И мы старались. Я никогда раньше так не работал. Перетащили орудия и снаряды (для них отдельная ниша), выставили охранение – и спать,
а не хочется. Хочется пить – смертельно. И мы думаем, где бы хоть смочить губы. Ночь, фашист рядом, наши если о нас вспомнят, то только утром. В голове была одна только мысль: пить – и ничего слаще не было, не думалось ни о смерти, ни о семье, ни о сне и еде, только об одном – пить. И вот один из нас, выглядывая из-за
бруствера, замечает что-то поблескивающее. Приглядываемся – скорее всего, это лужа, дождь был два дня назад. Ползти за водой, но кто? Могут быть мины, снаряды, да и вода ли это. Наконец Сашка Рыков берет котелок – и вперед. Через 10 –15 минут приползает с водой. Как она была сладка и как мы ее экономили, делили на пять человек! Утро. Немец отступил, и мы пошли смотреть эту лужу. Посреди нее лежит фриц с вывернутыми кишками и оторванной ногой. Ничего, мы просто посмеялись. Я отправился в свою часть и понял, что моя служба не самая тяжелая.

На войне как на войне. Когда не было бензина, заправлялись и спиртом, особенно часто это случалось, когда перешли нашу границу. Мотор «тянет» плохо, но пахнет приятно, и главное, чтобы об этой замене не пронюхала пехота.

Анекдот: «Наши партизаны из-за отсутствия обуви ходили в лаптях. Прошли партизаны. Немец смотрит на их следы и говорит: «Надо же, все партизаны на мотоциклах».

В 2003 году велосипедисты из Голландии решили сделать велопробег Владивосток – Амстердам. На самолетах прилетели во Владивосток и оттуда по автодороге Владивосток – Москва вперед. Но им и невдомек, что некоторые участки совсем отсутствовали и по ним можно было проехать только зимой. А 300 км были засыпаны только щебенкой. Ехали молча, даже когда варили обед, старались не смотреть друг другу в глаза, а когда выехали на асфальт возле Читы, то, не сговариваясь, остановились, легли на него и стали его целовать.

Когда строилась железная дорога Москва – Владивосток, во многих местах автодороги уже были. И были люди, ответственные за их состояние. Томск в то время был столицей Сибири, и там была сильная гильдия извозчиков, которые
рассуждали так: если железная дорога пройдет через их город, то их услуги будут никому не нужны. Собрав деньги, подкупили проектировщиков, чтобы они заявили якобы о невозможности прокладки железной дороги через их город.
В итоге услуги извозчиков были нужны еще 10 – 12 лет, но железную дорогу все равно провели. Все встало на свои места, и гильдия распалась. Остановить прогресс даже за деньги невозможно
.
Военные шоферы – особая каста. Когда отваливалось заднее колесо, к диску приворачивали проволокой бревно, предотвращая тем самым его вращение, и двигались дальше.
Бревно истиралось, но зимой этого хватало на 30 – 50 км.

Зимой в ветер и мороз ремонт в пути часто делали так. Руки мерзли, а в рукавицах это уже не ремонт: детали же мелкие и ключи в рукавицах выпадают. Окунали руки в бензин и его поджигали, руки на какое-то время становились
горячими, и можно было продолжать ремонт.

Если застревали в грязи или сугробах и такая тяжелая установка, как «Катюша», не могла двигаться дальше, а кругом никого, то брали снаряд, выворачивали взрыватель, привязывали к нему веревки и поджигали. Двигаясь вперед, он
вытаскивал и машину. Как правило, требовалось два снаряда зараз.

Работа шофером на Севере России имеет свою специфику. Во многих районах Севера дороги работают только в зимнее время. Летом машины на стоянках. Чаще всего дороги проходят по льду замерзших рек. Через 50 – 60 км зимники – избушка с дежурным, где всегда есть горячая еда, спальное место и возможность сделать мелкий ремонт. Взаимовыручка в этих местах – непреложный закон. Если кто-то кому-то помощь не оказал, об этом будет знать весь Север и с работы
выживут. Если уходишь в рейс на более чем 100 км, то машин должно быть не менее двух, и в машине должны быть железная печка, дрова, валенки, шуба. Без этого «джентльменского набора» в рейс не выпускают.
Однажды нас со снабженцем отправили всего-то за 40км получать запчасти. Получили, едем обратно, температура -45, январь, пятый час, уже темно – вдруг машина «стоп».
Вышли из машины, открыли капот, никаких видимых поломок не обнаружили. Как потом оказалось, конденсат в бензопроводе. Через 10 – 15 минут стартер уже не смог прокрутить коленвал – все замерзло. Так как ехали недалеко,то «джентльменского набора» не было, и стали жечь резину. Снимали баллоны и жгли их всю ночь. Это летом кажется, что они греют, а когда -50 тепла от них «как от козла молока».
И вот баллоны все сожжены, мы смотрим друг на друга, все черные от сажи, замерзшие, и с ужасом думаем, что замерзнем в 20 км от дома. И вдруг свет фар! Как мы им обрадовались – к нам едет тепло. 6 часов утра.

Перед войной автомашин было очень мало, преобладал гужевой транспорт. После войны автотранспорт стал обыденным явлением, но дороги в большинстве своем узкие, только с гравийной подсыпкой, снег не убирался, водоотвод самый примитивный. Связь с поселками, стоящими за 30 – 100 км,осуществлялась зимой трактором, тащившим за собой сани шириной 3 – 4 м, длиной 5 – 6 м. На этих санях – груз, люди,подстилка (солома). Если трактор не ломался, то не было но-
чевки в открытом поле. Скорость 5 км/час.

Промышленное производство автомобилей в мире началось в 1886 году. Карл Бенц взял патент на трехколесный экипаж.
Здесь надо отметить, что, как правило, к крупным изобретениям одновременно приходят несколько человек. Таков закон изобретательства, и в этом случае это Боде Роше, Даймлер и др.

Закон о ширине земляного полотна (12 м) и проезжей части (7 м) принят в СССР в 1945 году. При подъезде к городу разрешалось делать проезжую часть шириной 12 м.

Ранее существовала теория, что механизм – «сила», приводящая в движение какой-либо экипаж, не может располагаться на самом экипаже, а только вне его. Впервые эту теорию опроверг Леонардо Да Винчи, придумав тележку,движущуюся при помощи пружинок. Но осуществить эту модель смогли только в наши дни по чертежам Леонардо Да Винчи, и проходила она три-четыре метра. Сейчас даже детская машина с пружинкой пройдет много больше.

В 1866 году в Англии издан закон, по которому «перед каждой механической повозкой, идущей по улице города или по дороге без рельсов, ехал или шел человек с красным флагом и голосом предупреждал прохожих об опасности».
Этот закон продержался 30 лет.

Первая русская дорога построена в 1822 году.

1910 год. Машина «Руссо-Балт» имела скорость 84 км/час и расход топлива на 100 км 13 л бензина. Неплохие показатели.

Наша знаменитая «полуторка» имела мощность мотора 50л.с., механические тормоза только на задние колеса, поворотников не было. И сигналы шофер показывал левой рукой,кабина не отапливалась, зимой переднее стекло поднима-
лось, иначе оно запотевало. Шофер зимой тепло одевался,на руках рукавицы (краги) с большими манжетами, доходящие до локтей, чтобы не поддувал холодный воздух.
Так как ГАИ (до войны) не было, то шоферы очень часто согревали себя сорокаградусной. Они так и говорили: «Шофер должен быть чисто выбрит, слегка пьян и тщательно одет». Действительно, в 30 или даже 40-градусный мороз ехать с открытым передним стеклом совсем не просто. Если рейс был более 50 км, шоферу давали помощника. Из-за плохих дорог каждый дальний рейс превращался в событие. Улан-Удэ – Мухоршибирь – 120 км – этот путь туда-сюда
проходил за неделю, сейчас два рейса в день. На снимке вы видите (отмечено стрелкой) старую дорогу, по которой приходилось подниматься машинам. Как рассказывают шофера, перед этим подъемом выпивали 250 г водки и задним ходом поднимались на этот перевал.
 Население относилось к шоферам с большим уважением. Например, шоферы обедали без очереди и, если ему нужна помощь, ее оказывали с удовольствием (сейчас в это трудно поверить). Профессия шофера была также уважаема и ро-
мантична, как и сейчас, пожалуй, профессия летчика.

Была такая частушка:
Девки любят офицеров,
Бабы любят шоферов,
Девки любят из-за денег,
Бабы любят из-за дров.

Когда Форд стал собирать первый автомобиль, карбюратор не был изобретен и его жена лежала на капоте и клизмой впрыскивала бензин во всасывающий коллектор.
 Дай Бог, чтобы и у вас в семье была такая поддержка и вера в ваши
силы. Первый автомобиль 1892 года на заводе Форда имел двигатель мощностью 4 л.с.

В первой гонке Париж – Бордо – Париж на 1200 км первое место занял Левассор, пройдя дистанцию за 48 ч. 47 мин. Он вышел из машины на финише и сказал: «Это безумие. Я делал до 30 км/час». На этом месте ему поставили памятник и
выбили эти слова.

Первое такси появилось в Москве в 1907 году.

Первый русский автомобиль появился в 1896 году и демонстрировался на выставке в Нижнем Новгороде.

Первый электромобиль – в 1898 году, но тяжелые аккумуляторы и небольшой пробег сделали его бесперспективным.
На одной из гонок он развил скорость 100 км/час, и одна из газет писала: «Зачем нам такие скорости, он поднял облако пыли и скрылся из вида».

Разделение грузового и пассажирского автотранспорта
произошло в 1907 году.

Выпуск автомобилей в СССР начат в 1924 году.

После войны мне пришлось несколько месяцев служить на Курильских островах. Там не было не только ГАИ, дорог и машин (одна моя), но и бензина. Первое время ездили на трофейном спирте. Потом служил на материке – там тоннели
по 5 – 6 км (засекал по спидометру) и в конце склады с боеприпасами, сейчас (так говорят) там даже торпеды с атомными боеголовками. Хочу отдельно сказать о методах безопасности: машину осматривают так же, как я осматриваю недопитую кружку пива, меня ощупывают, будто я женщина,и так на входе и возле складов.

На Сахалине служил всего два месяца, возил дензнаки из бывшего японского банка в огороженную площадку. Денег было завались, но принимали их только японцы, не зная,что это только бумажки. Набиваем карманы деньгами (мнимыми) и идем или едем в город (Корсаков). А что нам надо – горячительное, еще остались остатки публичных домов и необычная для нас еда.
Дороги японцы построили совсем неплохие, но лес был вырублен на многие километры вокруг и оставшиеся пеньки наводили грустные мысли
.
Шоферы пользовались всеобщим уважением, но и спрос был, что надо (я описываю 1937 – 1950 годы). Не вышел на работу без уважительных причин – готовь пожитки: определят на два-три года, сбил шлагбаум – минимум два года, не дай Бог, машина сгорит или утонет в болоте – пять-десять лет.
Суровые времена – суровые законы.

Сейчас мы уже привыкли сдавать теоретический экзамен по карточкам, а раньше это выглядело так – экзаменационная комиссия из трех человек, перед тобой макет перекрестка (их несколько) и макеты всех видов транспорта и ты
должен двумя руками одновременно их всех развести. Когда ввели карточки, то это был такой же спор, как сейчас, по ЕГЭ. А практику мы сдавали на полуторке, и мне попалась женщина-инспектор. На перекрестке она выбросила свою сумочку и потребовала остановить машину, я не остановился, мотивируя, что на перекрестке останавливаться нельзя, и сдал практическую езду.

1954 год. На перекрестке стоял регулировщик. Это было украшением города, и собирались зеваки посмотреть на такие четкие и ответственные движения полосатой палочки, и я нарушил правила движения. Он (регулировщик) забрал у
меня права, и я три дня ездил по этому перекрестку, безошибочно выполняя его указания.       Были люди в наше время!

О состоянии дорог может говорить тот факт, что рейс Бичура – Улан-Удэ занимал 15 дней, хотя дорога всего 200 км (1946 год). Дорога проходила над обрывом (примерно 10км), и люди слезали с кузова и веревками не давали машине свалиться в пропасть. Говорить о комфорте при 30-градусном
морозе в открытом кузове не приходилось – не до жиру, быть
бы живу.

В 1970 – 1980 годах был предложен свободный поиск работы шофера. Они ездили по организациям и предлагали свои услуги. Справки за выполненные работы привозили в свою организацию и по ним списывались деньги с работодателя. «Туфта» была страшная.

В войну шоферов не хватало, и в эту профессию вклинились женщины. У многих мужчин возникла иллюзия, что это легкая сексуальная добыча, но, по моим данным и впечатлениям, это были настоящие шоферы с устойчивой психикой, и
кто в этом сомневался – получал монтировкой по голове.


Когда мне посчастливилось побывать в Москве, а это был 1997 год, я как истинный автомобилист, отдавший этому делу полвека, посчитал своим долгом сходить в Политехнический музей и поглядеть на старые автомобили. Затем походил по залам. Скажу вам сразу, ходить без экскурсовода – это всего
20 – 30% информации, которую вы получаете. Но вот и зал автомобилей, я пристраиваюсь к группе школьников, которую водит экскурсовод. Он много чего рассказывал, но мы остановимся на «роллс-ройсе», на котором в 1924 году ездил
В.И. Ленин. Вместо шин – резина (гусматик), черный цвет,открытый верх, гарантийный пробег – 200000 км. Многие ли,даже современные автомобили могут похвастаться таким гарантийным пробегом. В Англии даже есть пословица «Он надежен, как «роллс-ройс». Нам есть над чем поработать.

Когда я вспоминаю службу на «Катюше», а официально она называлась БМ-13 (боевая машина), вижу перед собой море огня и своих товарищей, которые копают землю. Огонь длится от 5 до 15 минут, затем смена позиции и закапыва-
ние машины в землю, кроме этого, отдельно капониры под снаряды и ходы между ними, а затем все повторяется до тех пор, пока не ранят или не убьют. Мне повезло. Многие уходили служить в другие войска: копка земли круглосуточно не
каждому по плечу.

Иванова, первая женщина-извозчица, ежедневно садилась на козлы и ездила по улицам, как заправский возница.Никто, за исключением родных и товарищей мужа Марии, не подозревал в «водителе кобылы» представительницу прекрасной половины человечества. Но каким-то образом в городской полиции узнали о ее настоящей половой принадлежности.
Служители порядка дотошно расспросили нарушителя. Узнав, что перед ними действительно женщина с нелегкими проблемами, они сердечно посочувствовали Марии. Для наказания не нашлось статьи. Разоблаченную в махинации отпустили, но в этом частном случае запретили ей дневную работу. Мария Осиповна Иванова стала работать со своей лошадкой только ночью. И хотя в это время пассажиров было мало (в извозе также был перерыв), многие извозчики на своего конкурента смотрели косо: они не могли примириться с тем положением, что женщина работала не хуже их, да к тому же была всегда трезвой и спокойной.
Однако замечу, что подобная практика была годом ранее полне легально введена в Париже. Там именно в 1907 году женщинам официально разрешили заниматься извозным промыслом, и французская публика отнеслась к ним весьма
снисходительно.

Мир разнообразен. Вот российские дороги все разные: большие и малые, благоустроенные и простые проселочные,шикарные и никудышные. В старину еще было деление на пошлые и непошлые (зависело от оплаты, пошлины). Были
тогда и очень важные – что шли на Богомолье. Например,Троицкий тракт из Москвы в Сергиев Посад. По ней ходили с почтением, часто – босыми ногами.

В Голландии два века назад вместо дорог строили каналы. Зимой, когда каналы замерзали, люди двигались по ним на коньках.

 В Венеции каждый поселок соединен с другими каналами, потому что строить дорогу сложнее.
.

О том, что Россия победила Францию в войне 1812 года, Япония узнала через три месяца. Сообщение доставили на корабле.

Шофер с французского переводится как кочегар (первые машины приводились в движение паровым двигателем).

Кстати, о жердевках, которые еще иногда называют гатями. Археологи обнаружили, что их строили в районе Ивангорода, Калининграда и в других местах еще…четыре тысячи лет назад. Они представляли собой настил в виде жердей, набросанных на редкие поперечины. Чтобы жерди не разьезжались в стороны, по бокам в грунт кое-где забивались вертикальные колья.
Военные жердевки отличались тем, что предназначались не только для пеших и конных, но и для проезда техники на шинном ходу. Вот почему жерди клали не вдоль, а поперек направления движения. Это был единственный выход весной 1942 года, когда под рукой, кроме леса, не было ничего.
В январе 1942 года Вторая ударная армия Волховского фронта прорвала оборону противника в районе Мясного Бора и устремилась на соединение с войсками Ленинградского фронта. Целью Любанской операции было снятие блокады Ленинграда. Дорожные коммуникации в этих условиях имели первостепенное значение, и пятый отдельный военно-дорожный батальон получил приказ построить Северную дорогу от Мясного Бора до Новой Керести протяженностью
21 км. Кругом леса, болота, а из строительных материалов –только бревна и жерди. Скреперов, грейдеров – ничего этого не было, и бревна приходилось таскать на себе порой за полкилометра. В этих условиях пришлось прокладывать так называемые жердевки. И они были построены ценой героических усилий воинов-дорожников с мостами через реки Полисть, Глушица, Кересть. Но у Мясного Бора северная дорога была перерезана немецкими войсками, и Вторая ударная армия оказалась в окружении. Это были страшные дни. Если в
блокадном Ленинграде жители получали в сутки 125 г хлеба,то окруженные воины Второй ударной – по 40 г сухарей.
Только в 1943 году военные дорожники Волховского фронта построили дорог с каменным покрытием 103 км, с деревянным – 456 км, отремонтировали 1407 км. Построили заново 2131 погонный метр и отремонтировали 2165 погон-
ных метров мостов.

На территории дореволюционной России протекало около 3 миллионов рек общей протяженностью 10 млн. км2 – не объехать и не обойти. Ладно, если они пересекали путь где-то в таежной глухомани, где путники появляются редко. В Москве, например, сотню лет назад протекало 150 речек и ручьев, было 800 озер, прудов и болотин. Что же касается Санкт-Петербурга, то вода и суша на территории бывшей столицы при строительстве чередовались практически повсеместно.Без мощеных дорог и мостов город существовать не мог. Это сейчас, когда в Санкт-Петербурге сотни ручьев и небольших рек спрятаны в огромные подземные трубы-водотоки, в северной столице насчитывается более 500 мостов. Прежде их было значительно больше. Они сделали реки, ручьи, овраги
в периодические водотоки. Строительством их заняты были тысячи опытнейших рабочих и талантливых зодчих.

Как свидетельствует история, в Древнем Риме строители мостов во время приемки работы должны были стоять под мостами с непокрытыми головами. По новостройке провозили грузы. После проезда последней гужевой фуры работа
считалась принятой и производился окончательный расчет.
Брак в работе лишал их не только последнего, но порою и жизни.

 Сейчас горячо поддерживается, например, разработка программы «Аэромобили», которую ведут ученые МАДИ, стремясь не отставать от Запада. Дело в том, что в США уже никто не сомневается в прогнозе: через полвека каждый четвертый автомобиль будет крылатым, то есть он сможет и ездить, и летать. Для России, где огромные территории страдают от бездорожья, это особенно актуально. Ведь без аэромобилей невозможно освоение огромных запасов ископаемых, которыми богаты Сибирь, Дальний Восток и территория
вдоль северных морей Ледовитого океана..
Для строителей дорог будет головоломка.

Самый длинный автодорожный тоннель в мире действует в Норвегии. Его протяженность – 24,5 км. Горный тоннель,названный Laerdal, является частью скоростной дороги, соединяющей столицу Норвегии Осло и западный порт страны Берген. Цена вопроса – $113,1 млн. Норвежский супертоннель на 12,9 км длиннее тоннеля, соединяющего Францию и Италию, и на 7,6 км больше горного тоннеля в Швейцарии,который до этого считался самым протяженным.

Есть дороги, которые пересекают взлетную полосу для самолетов. При посадке самолета шлагбаумы закрываются с обеих сторон взлетной полосы.

В некоторых странах в древности копье, положенное поперек седла, определяло ширину улицы.

Путеводители по Черногории утверждают, что самая узкая улица в мире находится в местном городке Котор и называется она «Позволь мне пройти». Улица настолько узкая, что два человека с трудом могут на ней разминуться.

Из истории местных правил дорожного движения по «Шелковому пути» известно: «На тропе над обрывом пройти прижим или бом (опасный участок дороги), где двум встречным лошадям и даже двум пешим не разойтись, погонщик сначала проходил это узкое место в одиночку, клал на дру-
гом конце бома шапку. Шапка на земле была прабабушкой нынешнего светофора».

Первый светофор появился в  Лондоне в 1868г. Светофор управлялся вручную и имел два семафорных крыла: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом 45гр – движение с осторожностью. В темное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались сигналы красного и зеленого цветов.

Из-за непролазной грязи жители Лондона (16-17век) передвигались по улицам на ходулях.

После войны, когда практически не было дорожной техники, для устранения «гребенки» использовали метлы и лопаты, но рационализаторы изготавливали агрегат с укрепленными на них метлами (до 20 штук) с конной тягой, что значительно повышало производительность труда.

В 50-е годы прошлого столетия, когда заменяли деревянные водопропускные сооружения на железобетонные (кольца 1 – 1,5 м), их изготавливали вблизи мест их укладки с применением деревянной опалубки. Такая технология была вызвана отсутствием в хозяйстве автокранов для погрузки колец и транспорта для перевозки их к месту укладки.

Когда стал применяться метод смешения на дороге, качество работ проверял лично главный инженер. Он брал подготовленную к раскладке смесь и делал из нее комок. Если он не рассыпался в ладони и не загрязнял руку – значит, смесь
проходила контроль. Это был своего рода прообраз передвижной лаборатории.

При постройке метро в Москве, когда пускали первую линию, по нарядам оказалось, что землю «вынули» под всей Москвой.
 Приписки – вечная болезнь строителей.

Одним из многих изобретателей, внесших посильный вклад в развитие автотранспорта, был наш соотечественник Борис Григорьевич Луцкий…
Его предложения мы используем и сегодня. Например, такие как расположение коленвала ниже цилиндров; расположение радиатора перед двигателем; ножной акселератор вместо ручного; наклонная рулевая колонка; штампованная стальная рама; зажигание от магнето «на отрыв»; Т-образная головка цилиндров; четырехступенчатая коробка передач с двумя горизонтальными валами и прямой передачей; расположение кулачкового вала над головкой цилиндров; а также он
проектировал самолеты и скоростные суда, мощные двигатели и производил дизайн автомобилей.
Талант – он всегда многогранен.

Еще при Петре 1 были попытки завести постоянные торговые связи с Монголией и Китаем. Удалось это лишь в 1727г. Представитель России Савва Рагузинский добирался из Петербурга в г. Кяхта (с обозом)-8 месяцев.

1720г- поездка из Петербурга в Москву занимала 5 недель, из-за непролазной грязи и поломанных мостов. О качестве дороги, уже при Екатерине- 2, говорит такой факт-Екатерина- 2 спрашивает ямщика-
Можешь ли ты довести до Москвы Прусского короля за 36 часов?
Могу, матушка- если в нем душа останется.

Первые машины в России были праворульными. Считалось, что главное- не наехать на пешеходов.

Чтобы сохранить тротуары Петр-1 запретил подбивать обувь железом.

Мы думаем, что поливать улицы водой это недавняя придумка городских властей, а ведь еще в древнем Риме улицы поливались водой и командой для этого был колокольный звон.

Шипованная резина кажется нам современной, как сотовый телефон, а на самом деле ее изобретение относится к 1914г.

Каторжане шли из европейской части России до Нерченска (Читинская обл) год, а иногда и два.

1908г. Итальянцы решили совершить автопробег Владивосток – Италия. Возле Томска у них сломалось колесо. Они заказали у мастера колесо деревянное. Доехали до Италии и это колесо сейчас хранится в музее.

В 16 -18 веке в России вдоль дорог высаживали березы, чтобы в непогоду не сбиться с пути.

Когда конные экипажи стали применять обрезиненные колеса то в Москве издали указ- на таких экипажах ставить специальные номера. Мотивируя это тем, что они двигаются бесшумно и представляют опасность для пешеходов.

По данным ассоциации «РАДОР» в России 46 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с внешним миром по автодорогам (2012г).


Рецензии