Миф о человеке

Опыт неформальной философии
(Продолжение цикла эссе "Мифология мифа")

"Человека нет, есть только проблема человека" (эссе "Воронка")


   "У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может" (Ж.-П. Сартр). "Дыра" это намёк не на отсутствие Бога, а на Его непостижимость, которая для нас равносильна ничто. Но не является ли и человек в последней своей глубине, как «образ и подобие», такой же «чёрной дырой», в которую падает за горизонт событий всякое бытие, не является ли он неким агентом из принципиально Иного?   
  Сартр утверждал: "Очевидно, что небытие всегда появляется в пределах человеческих ожиданий." Существование может и предшествует сущности, но не как пустая форма черпающая содержание, а как ничто в ризах сущего. То ничто, которое по неведомой нам причине пожелало стать чем-то, а затем и кем-то, чтобы воспроизвести, что-то, как проекцию себя в то же самое ничто. Короче, чёрт ногу сломит…
  В психологическом смысле, реальность есть базовый архетип, который трудно поставить под сомнение телесно, но ментально просто необходимо.
  То есть человек это не только его поступки, но и мысли.
  Надо иметь смелость противостоять природным установкам. У человека есть способность к абстрагированию,  которая даёт ему возможность, если не знать, то хотя бы предчувствовать истину как миф об истине...
  Человек не поддаётся полному описанию поскольку он носитель сознания,  которое по существу своему не поддаётся определению. Как идеальная математическая точка, имея нулевую пространственную характеристику, создает пространство, так и человек не описывается физическими средствами полностью, присутствует в реальности собственного сознания в виде тела.               
   Человек это то, что больше суммы феноменологических частей -- исторического, биологического, психического, этического, эстетического и пр. Тайна сознания это тайна реальности и человек носитель этой тайны. 
   Человек сам для себя загадка. 
   В каком-то смысле, человеку для познания себя требуется стать сверхчеловеком, стать в некую метапозицию по отношению к собственной психофизической сущности.
   Но возможно ли это?
   Подобное познаётся подобным в неполноте. Вспомним теорему Гёделя.  Отдельная аксиоматическая система не обладает внутренними ресурсами для своего полного познания, требуется внешняя метасистема описания, которая включала бы эту систему как познанный объект, а последующая за ней в свою очередь описала бы её как  предыдущую и так далее до бесконечности. Таким образом исчерпывающее описание человека возможно только из положения крайних метафизических допущений.
   Чтобы избежать падения в бездну этой "дурной бесконечности" люди договариваются о критериях и аксиомах (читай, догматах), только лишь затем,  чтобы падение на какое-то время выглядело полётом. Наука, в данном случае, такая же система в ряду прочих, только претендующая на безоговорочную универсальность описания реальности.
   Философия не входит в этот реестр по той причине, что она ясно осознаёт уровень проблемы. Философия остаётся в намеренно подвешенном состоянии и по поводу себя ничего определённого сказать не может. Поэтому каждый философ в качестве презентации себя как философа даёт своё личное понимание сущности «науки наук».
    Одно ясно, история философии при внимательном взгляде выглядит как истерия философии перед тайной бытия. С точки зрения концепции Метамифа, и наука, и философия, включая религию и всю человеческую культуру в целом, лишь  разновидности мифологий, ведущих давний спор относительно природы реальности. Мировая история представляется мне лишь конкурсом на лучший миф о реальности. 
     Всегда было так, чем больше индивидуальных сознаний вовлекалось в какую либо мифологию, тем выше была вероятность, что впоследствии она будет претендовать на общезначимость и абсолютную истинность. 
     Вспомним судьбу великих идеологических метанарративов предыдущих эпох:  монотеизма, пантеизма, марксизма, феминизма, платонизма, гностицизма,  логоцентричного рационализма, гуманизма, фашизма и прочих «измов» , а также  их последствий, порой губительных, которые одновременно или наперебой составили основную драму человеческой истории.

(продолжение следует)


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.