Дедовщина
Гандзий Дормидонт был призван в ряды вооруженных сил из западной Украины. Вместе со своими сверстниками-призывниками он ехал в 1965 году уже не в телячьем вагоне, а в новеньком плацкартном. В Средней Азии была не жаркая как обычно, а теплая осень. Все фрукты созрели, а на рынок везли еще и позднеспелые дыни, и арбузы второго урожая. Гранаты, яблоки, виноград, последние осенние персики - все продавалось дешево, буквально за копейки, лишь бы не испортились фрукты. Лопнувший гранат долго хранить нельзя, а спелый мятый виноград, неаккуратно сорванный с лозы, тоже начинает пахнуть душистым вином. Винные мошки так и летают над ним. А полакомиться мошками слетаются и мухи, которые очень сильно любят их. На любом железнодорожном вокзале среднеазиатской железной дороги есть импровизированные рынки. Жители района или городка несут на вокзал продавать все. Можно купить сушеную рыбу сазана, змееголова, сома, лепешки, пельмени, приготовленные на пару, а не сваренные в воде. Были бы деньги - покупай что хочешь. Но если и нет денег, то просто попроси и узбекский или таджикский народ никогда не откажет голодному человеку в еде. Видит Господь, это сущая правда.
Призывники 60-х годов резко отличались от предыдущих наборов в армию. Это были ребята, закончившие 10 классов или учившиеся в средних и высших учебных заведениях. Там где останавливался состав, везший призывников, никакого грабежа, воровства и вообще любого насилия и драк не наблюдалось. Ребята чинно выходили из вагонов и покупали все, что они захотят. Тем более, что в это время люди стали жить действительно веселее. Не было грузинского генерального секретаря, и самое основное - прошло 20 лет после окончания войны. Приехав в Душанбе, ребят распределили по ф разным местам. Кто попал служить на Восток - в самое сердце памирских гор, а кто на юг республики Таджикистан. Гандзий Дормидонт был направлен на пограничную заставу за Шаартузским районом. Участок границы стыковался с участком узбекской пограничной заставы, который уходил к городу Термез. Конечно, место куда попал служить Дормидонт, раем не назовешь. Летом жара в тени достигает плюс 43 градуса, а зимой и снега не видели вообще по два-три года к ряду. Шли дожди, да еще и с грозой и молнией, но зато целый год - лук, петрушка, укроп и чеснок с грядок все свежее, пахучее. На рынке было все, но и в своей солдатской столовой кормили, что называется от живота. Баня, чистое белье, просмотр кинофильмов, увольнительные, конечно, это не дом, а служба в армии, но жить можно и даже ощущаешь какой-то комфорт и уют. Но армию начала разъедать ржа, она нарастала тихой сапой и дали название этой вроде бы слабой во внешней среде бактерии - дедовщина. От года к году эта малоустойчивая бактерия проходила пассаж, набирая силу, на начинающей загнивать в самых верхних эшелонах власти системы. Именно у рыбы начинают гнить жабры, где нет чистоты, и кончается вентиляция. Все дурное идет с верху, система начинает загнивать. А идеологи, как певчие соловьи расхваливают власть, усыпляют массы. Коррупция начинает набирать силу и хамство, взяточничество, давление на трезво мыслящих людей. Позиция силы, так как она нужна для подавления воли и нагнетания страха в обществе. Это все начинает опускаться на низы иАподмятый кирзовым сапогом закон начинает подменяться идеологическими понятиями. Эта философия была отработана коммунистами от и до. Вначале идет легкое классовое расслоение. Начальники всех рангов делятся на три звена, потом интеллигенция, рабочие и колхозники. Затем начинается деление коммунистических благ своим и чужим, путевки, премии, квартиры, машины, магазины «Березка». Получается так что человек проработавший всю свою жизнь ни разу не получит бесплатной путевки в дом отдыха., или машину за половину ее торговой стоимости или квартиру. Все блага получали только свои люди, люди власти и люди в которых была необходимость. В армии офицерский состав тоже испытывал давление моральное и идеологическое, и самое основное - экономическое. Вот с этого и начинаются процессы воспитания, обучения и приобщения к воинской службе. Случаи выходящие за рамки общенормального бытия быстро сбрасываются на невоспитанность, моральную опущенность и опустошенность души и мозгов общества. Выдумывают все, что хочешь. И то что солдат выходец из сектантов или что его предки были врагами народа, или служили в ,УПА и УНСО. Офицерский состав не хочет брать на себя ответственность во всех смыслах этого слова. Ведь это не офицеры бывшей царской армии, где действительно существовала честь офицера, а состав мозговых извилин был на три порядка выше, а то и больше. Больше, чем у сегодняшних, рвущихся в большие господа.
Из грязи в князи, господа не получаются. И кто они, с какой голубой луны, мы видим воочию. Дежурные офицеры не спят радом с солдатами и не видят, какие взаимоотношения между молодыми ребятами. Но самое интересное - офицер делает наказание всего отделения лишь только за то, что кто-то один провинился. То есть, он, мучая и измываясь над не провинившимися ребятами, тем самым вырабатывает в них жестокость, ненависть, нетерпение по отношению к провинившемуся солдату из их отделения. И они начинают истязать и измываться над слабым.
Ага, ты не выполнил норму по работе или еще где-то. Получай сволочь сполна. Так как мы не хотим страдать из-за тебя от офицера.
Вот с этого момента, хорошо рассчитанного определенными «господами» начинается дедовщина. Так как сам офицер бросает, как кость собаке на растерзание, непослушного или несправляющегося. Со своими нагрузками слабого паренька. Идеология коммунистов как раз и заключалась в этом. Коллектив должен перевоспитывать, учить и наказывать И дедушки старались, и учили в поте лица своего. То солдату устраивали присягу: били алюминиевой или железной ложкой по голым ягодицам. Или исполняли какие-нибудь садистские выдумки «ханых» сидевших в специальных зонах на воспитании у отбросов общества: бандитов, насильников, педерастов и воров всех мастей, которые в свою очередь делились на благородных господ и не благородных. Вот так, попадая в армию, ты не знаешь, что представляет собой офицер, какого цвета эта лошадка. И только потом начинаешь понимать, какой человек держит твою жизнь в своих руках. Приказ должен исполняться, хотя его произносит явный дебил с разрезом глаз, как у дауна. И он несет в себе понятия вроде бы похожие на законы.
Гандзий Дормидонт попал на заставу, где все видны как на ладони, но даже здесь действовала идеология - один за всех, но совершивший ошибку или не выполнивший поставленную задачу человек, подвергался гонениям, всех против одного. А Гандзий был призван в ряды вооруженных сил из западной Украины. И некоторые солдаты видели в этом некоторый дефект. И если он допускал где-то ошибку, то тут же его оскорбляли.
Ребята, - говорил он, - я родился в конце войны. И кто воевал против кого не знаю, да и если честно сказать, меня это не колышет. Отвечаю только за свои поступки и не более.
Но не тут то было. Находились патриоты, чьи отцы и деды воевали против У ПА или УНСО в частях НКВД.
И начиналась злостная перебранка. В один теплый весенний вечер во время очередной разборки нервы у Дормидонта не выдержали. И он заговорил языком автомата Калашникова. Двое солдат и старшина рухнули на пол как подкошенные. Гандзий забрал у убитых солдат боеприпасы, и держа в руке свой автомат, быстро начал уходить в Бабатагские горы, видневшиеся вдалеке. Под покровом ночи он прошел очень большое расстояние. Набрав полную фляжку воды в реке Кафирниган, он начал подниматься в горы. Спрятавшись, в одном из ущелий, он лег и мгновенно уснул. Проснулся, от того что жаркое весеннее солнце очень сильно пригрело его. Найдя небольшую тень под скалой, он напился теплой воды и снова уснул. Проснувшись к вечеру, он пошел еще дальше в горы. Огромная луна, блестевшая как расплавленное золото, светила так, что действительно можно было видеть на полу булавку и даже иголку. Он шел всю ночь. К утру прилег И уснул в густой зеленой траве. В тех местах, где из года в год останавливались овцы, и пастухи стригли их. Здесь на окраинах поляны обильно росли шампиньоны на стыке чистой земли и слоя навоза. Проснувшись часов в 10, от яркого солнца начавшего припекать его. Голодный как волк Гандзий начал есть вкусно пахнущие грибы. Допив остатки воды и не найдя в горах родника он снова вернулся к реке Кафирниган, но очень далеко от того места где река делая поворот строго уходит на юг. Здесь же она текла с востока на запад. Дормидонт спустился с гор недалеко от поселка Махов, где была больница, и здесь жили все собранные отовсюду люди пораженные проказой. Они ходили или ездили на автомашине в небольшой, но древний город Гиссар, где была старинная крепость и чудом оставшиеся и уцелевшие крепостные башни и ворота между ними. Гиссарский бек, кому принадлежала эта крепость, тоже был болен проказой. В его летнем доме, расположенном в живописном Каратагском ущелье, кругом росли очень пахучие
цветы: райхон, мята и прочие растения. От него исходил неприятный запах и жизнь
потихоньку уходила от бека. А дети и жены были здоровы, а ведь все находились в одних и тех же условиях. Люди научились пользоваться мылом и другими благами цивилизации Болезнь резко отступила. Но продолжала находить для себя людей по каким-то особым случаям в жизни. Как злой рок. Человек живет в нормальных условиях. Вроде бы и чистоплотен, но инкубационный период этой болезни слишком велик. Прокаженные ходили по рынкам и магазинам, делали закупки одежды, обуви, продуктов питания Люди спокойно смотрели на них, общались с ними, и ни кто не оскорбил, и не отогнал их от себя.
Люди говорили: «на все воля твоя Господи. А мы твои дети». Солдат спустился с гор и шел по ровному плато, где на колесном тракторе «Беларусь» больной проказой тракторист пахал землю. Остановив трактор, человек начал махать рукой солдату, что бы тот подошел к нему. Тракторист узбек по национальности, плохо разговаривал на русском языке но рассказал Дормидонту:
Укя братишка, тебя ищут, здесь вчера приезжали на автомашине и объявили что ты опасный преступник и тебя надо бояться. Я не знаю, что ты сделал, но, смотря на тебя, думаю, что тебя вынудили сделать что-то дурное. Присаживайся в тени возле трактора, чай попьем, покушаем. Горные люди никого не сдают. Ты гость от Господа, Аллаху Акбар.
Он достал трехлитровый термос, наполненный горячим зеленым чаем достал лепешки конфеты и начал угощать парня. Узбек интересовался - откуда он родом, кто его родственники, сколько их, как живут и все прочее. Но не спросил у солдата, какое у него горе и что привело его сюда. Он видел по лицу паренька, что тот был почти в предшоковом состоянии. Разговаривая с узбеком, правильно отвечая на его вопросы, он был внутри себя, и продолжал думать о чем-то своем, беспокоившем его. Тракторист достал большой женский ситцевый платок, положил на него две лепешки конфеты и все, что было у него съестного. Связал узелок и отдал солдату. Он объяснил ему, где в горах есть родники и самое основное, где есть кишлаки, мелкие поселения. Дормидонт хотел сбегать к реке Кафирниган и набрать воды, но тракторист наполнил его флягу горячим зеленым чаем.
Пей помаленьку, - объяснил он ему, - потеть мало будешь, жажда мучить не будет. Парень был тронут радушным приемом узбека, его гостеприимством. Ему как-то сделалось легче, либо от того что он покушал, а может и от хороших разговоров. Попрощавшись с трактористом, он вновь ушел в горы. Теперь он знал более или менее где и что. После двух часов пути он вышел к кишлаку. Селение было расположено на обеих сторонах двух холмов, очень пологих. Внизу между холмами была дорога, а по обе стороны от нее были глинобитные дома и заборы от одного и до другого строения. Заборы были тоже глинобитные, и достигали по высоте своей уровня крыш. Рядом с домом, в заборе, были небольшие ворота, сделанные из толстых досок. У кого-то они были покрашены краской, а у кого-то просто изрезаны красивым восточным орнаментом. Возле каждого дома были небольшие огороды и росли плодовые деревья: гранатовые кусты и виноградная лоза. В верховье кишлака был родник, который поил своей вкусной водой все живое и растущее в огородах. Сюда, одев на осла через передние ноги и голову резиновый баллон от автомашины, взяв в руки ведра, шли за водой дети и взрослые. Резиновый баллон имел аккуратно прорезанное отверстие, которое располагалось на спине осла. Набрав неполное ведро воды, хозяин потихоньку заливал в отверстие баллона. Когда он наполнялся водой, и наполнив еще два ведра, водонос давал команду ослу что бы он шел домой. А сам с двумя ведрами потихоньку шел за ним. И так в течение дня эта процедура повторялась два-три, а то и более раз. В зависимости от того что делал хозяин дома: или он поливал огород ручным поливом из ковша и ведер, или делал что-то другое. Солдат долго наблюдал за селением, рядом внизу на плоской крыше сарая на больших фанерах сушили свежие фрукты и овощи. А самое основное - под горячими лучами солнца лежали размером с кулак сжатые, круглые каточки, в меру посоленные, кислого молока. Квашенное молоко когда оно скисает, и становится густое как ряженка, его сливают в чистый белый мешочек сшитый из грубой ткани, сыворотка стекает в течении 4-5 дней. Затем из мешочка сильно сгустившуюся кислую массу перекладывают в чистый таз и, добавив в нее соли по вкусу делают круглые шарики. Они были сухие и твердые как камень. Но их можно было хранить в таком виде больше года. Что бы их покушать, надо было опускать шарики в воду Сухое подсоленное кислое молоко спасало человека от желудочно - кишечных расстройств и питало человека в течении многих дней пути или пребывания в каких-то экстремальных условиях. Где нельзя было что-то сготовить и поесть, не было хлеба. И вообще, узбеки считают, что курут - сухое кислое молоко повышает резистентность организма к неблагоприятным факторам внешней среды и создает иммуностимулирующий эффект за счет закваски приготовленной из желудочка суточного барашка с которого сняли каракулевую шкурку.
И вот этот прекраснейший продукт питания был рядом. Солдат знал это, а потому потихоньку начал продвигаться к сараю. Залезть на крышу сарая было очень легко так как со стороны холма стена была всего в 1 метр высотой. Парень подпрыгнул и вот уже на крыше. А рядом сухие фрукты и овощи, и сухие шарики кислого молока. Но вдруг он услышал голос хозяина, который вышел из сарая и встал напротив опешившего солдата Он довольно неплохо говорил на русском языке. Великом и многовековом тысячелетней давности. Языка украинского народа не знал и не слышал ни когда, поэтому он сказал:
Урус, ты молоденький кяфир, заходи моя дома. Заходи кунак, гост будет, наша Тоджикистон или Узбекистон ГОСТ - посланник Господа. Я очень хорошо, говориться на русский язык. - Похвалился он. - Спрыгнешь сам или лестницу тебе поставить?
С другой стороны сарая стена была в 2,5 метра в высоту. Парень прошел по плоской крыше и спрыгнул во двор ровно посередине торцовой ее стороны, то есть сбоку сарая.
- В мехмон хоне - гостиной дома, большой и светлой комнате, усадил гостя на почетное место, возле достархана. Автомат Калашникова повесил на гвоздь, предварительно завернув его тряпкой и связав суровой ниткой. Он сказал:
-Аллах не любит, когда женщины и дети смотрят на оружие.
Солдат не противился, он понимал, что хозяин чистый человек, честный, радушный и самое главное, не продажный. Разместив гостя, он сказал: «Я, братичка, пойдем немного кушать делай,(потом будем разговариваться». Он вышел из гостиной комнаты и вошел в женскую половину дома, дав заказ своей жене, чтоб сделала и принесла угощения. Сам лично положив на поднос мягкие лепешки, конфеты вернулся в комнату. Через некоторое время его жена принесла вначале хорошо заваренный чай, а уж потом и еду. Разговор шел до самого вечера. Вечером хозяин пошел кормить скот, а его жена пошла доить коров. Закончив дела, они вновь вернулись в дом, и хозяин вновь стал кормить солдата. Трое сыновей узбека в возрасте от 10 до 14 лет - смотрели на гостя и расспрашивали его об Украине. Их интересовало - такие горы на его родине как в Таджикистане или поменьше? Они хорошо объяснялись по-русски.
Дормидонт три дня гостил у хозяина дома. Очень радушный и приветливый узбек рассказал ему, где другой кишлак и сказал, как разыскать его родственника. Он дал ему штук 20 круглых шариков курута - кислого молока в сухом виде, три лепешки, конфет. - Тебя никто не подставит и не сдаст властям.
Солдат ходил из кишлака в кишлак. Сменял свою солдатскую одежду на одежду местного жителя. Его ни кто не обидел и не оскорбил. Все понимали, что у человека случилось горе и ему очень тяжело. Люди не образованные, с европейской точки зрения - бескультурные, горные отшельники, не умеющие жить в городе, но у этих людей была своя культура, свой менталитет, свои понятия жизни, великая терпимость и трудоспособность. Они были чисты как дети и не признавали подлости и предательства, хамства, и других пакостных вещей. В понятии этих людей, солдат был настоящий мужчина, сумевший отстоять свою честь и достоинство. Он не унизился перед людьми, издевавшимся в групповую над одним. Отстаивал свои права, отлично зная, что ждет его впереди. Звери, служившие с ним, выпросили то, что они просили. И парень сделал шаг настоящего мужчины. Поэтому Дормидонт ходил полтора месяца на воле среди настоящих людей.
А в это время, вдоль Бабатагских гор, на расстоянии в 75-100 метров друг от друга, стояли в карауле солдаты. Они сторожили его, чтоб он не вышел к железной дороге в городе Регар или в районе Чептуринского вокзала. Искать его в горах, среди людей верующих в Господа нашего, это, конечно, было бессмысленно. Дормидонт путешествуя от кишлака к кишлаку, наоборот ушел на запад, как раз поближе к территории своей заставы. Река Кафирниган в этом месте делает поворот, и течет не с востока на запад а с севера на юг, впадая в Аму-Дарью. Молодой парень, пастушок, сдружившийся с солдатом говорил ему:
- Ака брат, давай я достану для тебя не проколотый целый баллон от легковой автомашины, потом g сделаем еще маленький плот из сухих стволов ферулы для одежды и вообще для поддержки. Река Кафирниган полноводна и очень быстра, она домчит тебя до Аму-Дарьи быстрее самого лучшего скакуна. Через два часа ты будешь у границы и осмотревшись, пересечешь Аму-Дарью. Уйдешь в Афганистан. Пищи тебя хватит на целый месяц, ни где не останавливайся и не заходи ни к кому. Это для того чтоб тебя не отдали пограничникам афганцам. Есть договор о возврате, таких как ты перебежчиков да и других тоже. Возле границы продажные люди любят деньги. Брат, если уйдешь от границы на 50 и более километров, все - ты на свободе. Граница у них охраняется так, для вида. Вот, мол, это государство Афганистан и оно охраняется, а на самом деле один пункт находится в 15-20 километров от другого, без всяких колючих проволок и всяких там заморочек. Один раз в сутки офицер верхом на иноходце едет вдоль границы, а два солдата сопровождают его. Как вооружен офицер, не знаю, но у солдат винтовки нашего ученого товарища Мосина. Ака, брат мой, уходи, спасай свою жизнь, а риск как сказал товарищ Ленин - благородное дело. Тем более что на кону стоит твоя жизнь.
Дормидонт хотя и европейский человек, но уровень его мышления был у него ниже, чем у пастушка, который слушал рассказы и разговоры бывалых людей.
Пастушок вывел солдата к реке Кафирниган и, попрощавшись с ним, ушел обратно в горы домой. Напоследок он сказал ему:
- Вода теплая резиновый баллон накачаем хорошо, он тебя спасет. Подумай хорошо, а где найти меня знаешь.
Дормидонт спустился вниз к реке и, найдя нужное просторное место, лег в тени под громадным валуном и уснул. Проспав всю ночь, утром он почувствовал, что слегка замерз у реки. Когда солнце пригрело его, он умылся, покушал, а потом надолго задумался. О чем он думал, знает один Господь. Потом, сняв с себя одежду, и оставшись только в трусах, он сел на прибрежную гальку. Затем, вырыв в гальке небольшую ямку, он поставил туда свой автомат и слегка засыпал приклад. Немного согнувшись, дуло автомата он направил в раскрытый рот, а большим пальцем с силой нажал на спусковой крючок. Его нашли рыбаки, чисто случайно, оказавшиеся в этом месте. Вот так закончилась разборка людей, которые не могли терпимо относиться друг к другу.
Система, конечно, учила, ей нужны были работящие образованные люди, без них нет государства, но под час она же безжалостно калечила молодые головы горячих по натуре людей. Самые жестокие уродовавшие души людей наказания были в стране Советов. Срок наказания в пять и до восьми лет считался легкой прогулкой по концзонам Севера и Дальнего Востока. Педагогические коллективы тюрем (Лагерей, так называемой «малой зоны», и армия, заводы, фабрики, и колхозы, так сказать «большой зоны» перевоспитывали непонимающих чего-то людей. Ведь в понятии элитной группы людей, атак же надстройки, это были винтики и болтики. Люди слабые больные или какие-то дефектные получали пенсию только на хлеб и воду. Человек, укравший на кусок хлеба, не сделавший крупного вреда, ни обществу, ни государству, должен был сидеть и, умирать от туберкулеза, — перевоспитываться. Людей пришедших служить в армию, но имеющих не благонадежных родителей, родителей, чье мнение не совпадало с понятием трактовки системы и идеологии партии, в которой находятся самые лучшие из лучших, мудрейшие из мудрейших. Но почему-то в последствии облившие ее грязью и продавшие и уничтожившие ее болыиивитско - коммунистическую партию. Эти люди диктовали законы тогда, подминая под свое понятие народ. Они и сейчас у власти, но теперь они уже господа - миллиардеры, воры в законе, паханы, отнявшие у народа все, что создавалось ударными пятилетками. Царствие небесное умерщвленным зекам. А ведь для работы в армии нужны офицеры— педагоги, которые должны вырабатывать в солдате не робота, а умного, доброго, думающего человека, готового в любой момент выполнить свой долг перед родиной.
И еще один маленький секрет для офицеров, вышедших из семей рабочих, колхозников и нищенской интеллигенции. Господа были люди дворянского происхождения, которые имели многочисленную челядь и крепостных. Не забывайте это «господа», а так же - где живете и чем питаетесь. И куда всем навешивают лапшу о том, что вы господа. Аллаху Акбар, помогай нам Господь, открой глаза наши на истину.
Анатолий Искаков г.Керчь
Свидетельство о публикации №213071300729