Первая победа

   Наша дочка Света рано начала говорить. Уже в полтора года она ясно выражала свои мысли. Но, как часто бывает, никак не могла выговаривать звук "р". Как не пытались мы ее научить, ничего у нас не получалось. Мы перебирали все слова с этим злосчастным звуком. Но дочь всегда находила ясно выговариваемые ею родственные слова. Свекровь успокоила меня, говоря, что папа Светы только в 4 года научился этому звуку. Я поверила и успокоилась. Желание сходить к логопеду улетучилось.

    Через два месяца после этого, в январе, в яслях, куда ходила дочка, сделали анализы на дизентерию. По результатам получалось, что наша Света или больна, или является носителем этой инфекционной болезни. Из СЭС сразу пришли солидные дамы для дезинфекции нашего жилища и всего, что там было. Они поглядели на все и, выслушав мои доводы по поводу невозможности в нашем случае все просушить потом, решили обработать только некоторые детские вещи , игрушки и горшок. Но ребенка обязательно надо было класть на дальнейшее обследование в больницу, чтобы подтвердить или исключить все подозрения даже носительства инфекции путем многократных анализов. Пришлось дать свое согласие на это, но лишь в случае, если я буду с дочкой. Нас вдвоем положили в детскую инфекционную больницу. Что это такое? Закрытое лечебное учреждение со своей спецификой. Лечь всегда проще, чем выбраться оттуда.

    Нас поместили в большую, на восемь коек палату. Для кого были эти койки? Ребенок, ложась в нее, был уже на вершок от пола. Уже горшок надо было убирать из-под нее. Лечь маме с ребенком (кровать одна на двоих!) не было возможности, сетка оттягивалась до пола. Стульев, чтобы прилечь рядом, для мам не хватало. С мамами лежало четыре ребенка. Четверо было "одиноких". Мы, мамы, не сговариваясь, брали шефство над ними. Каждая новая мама включалась в этот процесс.

    В больнице в то время исключалось ношение своей одежды. Мамам выдавались бесформенные рубашки и халаты неимоверно серого цвета. В повседневной жизни этот цвет явно отсутствует. Если назвать его мышиным, значит нанести оскорбление ни в чем не повинным зверькам. И там, в больнице, при виде женщин в таких халатах, подпоясанных, если повезет, родным поясом, а не бинтом, картина выглядела уныло. Детей же одевали в блеклые пижамки. В штанишках резинки давно потеряли свою эластичность, детям приходилось постоянно держать штанишки руками или завязывать резинку как шнурок. Тогда, в случае необходимости, часто приходилось этот шнурок просто разрывать, чтобы ребенок мог сходить на горшок. У кофточек же часто было полное отсутствие пуговиц. Кастелянша перебирала целый ворох чистых кофточек, чтобы найти одну с пуговицами. Мамы просто не могли допустить, чтобы дети палаты были полуголыми в январе. Из дома передавались через маленькую форточку нитки, иголки, резинка  и пуговицы. Мы ремонтировали одежду, освобождая детские ручонки для более интересных дел. Разве это дело -поддерживать штаны и все время поправлять кофточку, выбивавшуюся из них? Так мы коротали время, а дети занимались своими играми под нашим неусыпным контролем. Уж мы-то не забывали, в какой мы больнице лежим...

    Моя маленькая дочка быстро подружилась с девочкой гораздо старше себя. Та была или старшего дошкольного, или младшего школьного возраста. Умненькая симпатичная девчушка. Лежала одна. Она с удовольствием возилась со Светой. Я им нарисовала девочку из плотной бумаги, вырезала, а они рисовали для нее платья, сами раскрашивали. Девочка вырезала их, потом наряжали вместе эту бумажную куклу, долго обсуждая наряд. Больше, конечно, говорила подружка дочери. Моя только вторила ей. Каждая девочка мечтает стать принцессой, вот и платья рисовались широкими, длинными до кончиков нарисованных прямо на кукле туфелек. Всегда было приятно смотреть на девочек. Они никогда не носились с криками "Ура!" по коридору, как делали это мальчишки, не выдержав многодневного заточения в старом маленьком корпусе детской инфекционной больницы. Дети тоже приспосабливаются к условиям жизни. А война, хоть на широком пустыре, хоть в стенах небольшого помещения, без воинственных кличей не обходится. Старые уборщицы всегда на них кричали сильнее, чем сами мальчишки. Доктора, что были значительно моложе, проходили молча. Но улыбки на их лицах выдавали, что они еще не забыли своего непоседливого детства.

    В тот знаменательный вечер я сидела за большим столом в коридоре, делала пуговицы к детским пижамкам. Настоящие пуговицы давно у всех по домам закончились. Из картона вырезала кружочки, обтягивала кусочком тряпочки из старой простыни, что великодушно дала кастелянша. Дверь в палату была открыта. Краем глаза смотрела на девочек. Они сидели рядом на стульях и рассматривали какую-то книгу. Вдруг моя срывается с места, бежит ко мне и кричит:"Виногр-р-рад кр-р-рупный!" В эту минуту она была счастливейшим ребенком!!! Едва я успела обнять, как она вырвалась, с этим криком сделала несколько кругов по коридору. Из других палат стали выглядывать мамы и дети. Даже мальчишки приумолкли, перестав играть, прислушиваясь, какой же новый клич издает девчонка, орущая в коридоре. А она бегала, кричала и руками показывала, разведя их в стороны, какой виноград крупный. Немного позже к нам приехала бабушка. Я настроилась переговорить с ней через форточку. Уже залезла на стул, приоткрыла это маленькое окошечко в большой мир, как подлетает мой ребенок и кричит:"Бабушка! Бабушка! Виногр-р-рад кр-р-рупный!" Пришлось быстро захлопнуть форточку. На улице зима, а остаться здесь с простуженной дочерью еще на какое-то время, было выше всех человеческих сил. Но ребенок так кричал про виноград, что бабушка все поняла, стоя на улице перед двойными рамами больничного окна. Ее лицо озарила радостная улыбка. Я была уверена, что добрая весть облетела других родственников в тот же вечер. Анализы все показали, что моя дочка здорова. Нас выписали. Мы быстро собрались, я поблагодарила девчушку за то, что так быстро научила выговаривать Свету звук "р". 

    Потом, когда дочь научилась писать, она уже не помнила свою первую маленькую учительницу, которой я благодарна по сей день. Да, Света бы позже могла произнести сей звук. Но было ли тогда столько свидетелей ее торжества, ее победы? Как важно убедить себя и других:"Я могу!"


Рецензии
Галя, рассказ написала так, что я как будто перенеслась в то время Тоже с дочкой пришлось полежать в больнице Все так похоже: и серый цвет халатов, и детские штанишки без резинок, и кофточки без пуговиц, и девочки без мам. Твоя дочка пользу извлекла: "Виноград крупный". Моя тогда поменьше была. Больница ее ничему не научила, а меня-терпению. Спасибо за рассказ!

Татьяна Буйнова   25.03.2021 11:16     Заявить о нарушении
Да, Танюша, чтобы лежать в то время с детьми, как, наверно, и сейчас, нужно терпение. Особенно в инфекционном отделении зимой. Не верится, что мы вылежали там без происшествий. Спасибо, что отозвалась на мое воспоминание. Успехов тебе!

Галина Арзамасцева 2   03.04.2021 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.