Начальник

Отрывок из романа "Табу"
 
Когда в декабре прошлого года я возник в помещении сельсовета – или ещё чего-то там административного, не могу сказать, как на самом деле – и спросил, как снять жильё и найти работу сторожа, моё поведение не вызвало никакого удивления у человека, сидевшего за столом в кабинете без таблички на двери. Лишь приоткрыв дверь, я понял, что явился по адресу. Это был начальник, сомнений не было! Я безошибочно распознал бы в нём руководителя, встреться он мне хоть посреди леса, один на один. Его выдавал сосредоточенно важный  взгляд ничего не выражавших, пустых глаз, отводимых во время разговора в сторону. Такому всё равно, что возглавлять: он сделает это без труда, не вникая в суть и не заморачиваясь подробностями. Я сам недавно из таких, своих распознаю за версту. Именно к нему направила меня встреченная у входа румяная девушка. Она активно грызла семечки у входа в контору, мечтательно разглядывая неприличную надпись на заборе напротив. Судя по всему, она появилась здесь задолго до моего прихода - чёрно-белые лушпайки устилали асфальт внушительным слоем.
- Направо по коридору, последние двери, - ответила девушка на вопрос, как найти начальника.
Я кивнул и вошёл в тускло освещённое помещение. Вернее, освещения в коридоре не было, по крайней мере, в тот момент. Свет проникал через узкие окна-бойницы с торцов коридора. Форточка одного из окон была распахнута, на подоконнике красовалась мега-пепельница в виде пол-литровой банки, почти доверху набитой окурками. Глаза привыкли к свету, и я разглядел напротив входа доску подгулявших объявлений организационного характера: самому свежему минуло почти год. Я подытожил, что общественные события здесь не так уж и часто, и улыбнулся. С каждой секундой подтверждался удачный выбор нового пристанища. В приподнятом настроении я свернул направо, как мне сказали, и через пять шагов постучал в последнюю, третью по счёту дверь от входа. Никто не ответил. Я уже намеривался постучать повторно, но за дверью кашлянули, и я услышал: «Войдите».
Кабинетишко был маленьким, пыльным и закуренным. Его хозяин, видимо от желания размяться, иногда выходил курить в коридор, к переполненной пепельнице – наверняка, в относительно свободные от посетителей дни. Я не могу сдержать иронию: предположить наличие толпы посетителей здесь было так же нелепо, как отправиться встречать Новый год на кладбище. Сегодня, видимо, наплыв достиг максимальной точки. Об этом можно было судить по тому, что сидевший за столом человек даже не повернул головы в моём направлении. Вид его свидетельствовал о полном погружении в работу: он сосредоточенно разглядывал одинокую бумагу с небольшим количеством печатного текста. С трудом оторвавшись от чтения, собственник кабинета поинтересовался, что мне угодно.
Я изложил своё дело. В отсутствующем взгляде начальника мелькнула толика удивления – и тут же пропала. Похоже, передо мной сидел не самый любопытный человек в мире. И не самый торопливый. Ответ на мой вопрос он обдумывал так долго, что я засомневался, помнит ли ещё он о моём присутствии. Я кашлянул. Через минуту начальник ответил мне, что жильё снять можно – пустующих домов тут валом, благо дело настроили в эпоху застоя. С работой сложнее: в деревне один сторож на всё про всё – сторожить особо нечего, всё ценное давно растянули. Позже выяснилось, что должность сторожа занимает по совместительству сам начальник – дело не пыльное, а копейка бежит!...   
Порывшись в столе, начальник достал и засунул в карман связку ключей.
- Оплату за дом – на месяц вперёд, - строго сказал начальник.
- Не вопрос, - пожал я плечами.
- Платить-то есть чем? – с сомнением спросил мой визави, оглядывая непонятный его системам оценки  прикид, целиком составленный из небрежно изящных брендов морового уровня.  – Двадцать баксов, - и вопросительно посмотрел на меня. Я понял, что мой сплошной Армани ни о чем не сказал ему и в душе улыбнулся наивности.
- Десять, - ответил я. Всегда считал себя хорошим торговцем. Но не тут-то было. В забытой богом сельской конторе я встретил настоящую достойного оппонента.
- За десять даже ноги не буду ломать. В Водяное иди за десять. Час ходьбы, - и начальник полез опять в карман, демонстрируя намеренье вернуть ключи на прежнее место и вернуться к текущим производственным хлопотам.
Моя усталость не укрылась от проницательности этого психолога-самоучки, он собирался на ней сыграть.
- По рукам, - тогда ответил я.
Ни двадцать, ни тем более,  десять долларов – не деньги для меня. Просто я считаю торговлю полезной привычкой.

15 мая 2013


Рецензии