Человек подобен велосипеду
Человек подобен велосипеду
Сергей Черняховский
Тема труда все более активно присутствует в политической повестке страны. Физическим воплощением ее стало назначения одного из основателей движения "В защиту человека труда" Игоря Холманских на пост полпреда президента в УрФО. Спустя год стала ясна необходимость появления идеологии человека труда и место его в современной экономической и социальной структуре. О том, должен ли труд становиться политическим понятием, нужно ли его сплетать с религией и о том, станет ли рабочий класс кадровым ресурсом президента, рассказал Накануне.RU член Изборского клуба, профессор Сергей Черняховский.
Сергей Черняховский: Тут очень важный момент, который нужно понять. С одной стороны, он нам всем понятен, с другой, мы его до конца не осознаем. Человек, он как велосипед – стоит, пока едет. Пока человек занят какой-то плодотворной деятельностью, он развивается и осознает себя как личность. Когда ему делать нечего, он начинает потихоньку превращаться в обезьяну, он теряет сознание, оно гаснет, он пытается возместить его каким-то образом от наркотиков до наиболее примитивных способов удовлетворения своих потребностей и опускается на четвереньки. Чтобы не остаться на четвереньках, человеку нужно интересное творческое занятие. Смысл марксистского коммунизма заключается в словах Маркса: создать условия, когда каждый человек, способный стать Рафаэлем, будет иметь реальную возможность стать Рафаэлем. Это освобождение труда и превращение труда, превращение средства добывания пропитания в способ творческой реализации личности.
Вопрос: Но тут возникает вопрос о системе выявления таланта и его реализации?
Сергей Черняховский: У Стругацких была мысль о том, в чем будет стимул развития будущего коммунистического общества, их так называемая Высокая теория воспитания – у каждого человека есть талант, заложенный изначально, и если научиться выявлять этот талант, дать возможность его развить, человек всегда будет тянуться к некой полезной деятельности, соединенной с его талантом. Он будет работать, потому что ему интересно. Это не значит, что он будет работать, подыхая с голоду, и возьмется за вилы в какой-то момент. Но в принципе, выведенный из зависимости "работать, чтобы кормить себя", он будет работать, потому что ему интересно. На Западе уже в 70-80-е годы родилась такая концепция стимулирования труда более интересными видами труда – система Херцбергера. Поэтому разговор о труде - это действительно разговор с очень глубокой философской подоплекой. Это вопрос, касающийся, с одной стороны, экономики, потому что без производительного труда не будет страны, ее просто возьмут и разберут голыми руками, заберут ее ресурсы. С другой стороны, это действительно вопрос сохранения человеческого в человеке, то есть сохранения человека как творца. Религиозное сознание полезно, когда вносит свой штык во все это, но не оно, на мой взгляд, сегодня главное.
Вопрос: Но разве концепция выделения талантов и их реализации, акт творения и созидания – это не пересечение с религией?
Сергей Черняховский: Пересечение, конечно. Дело в том, что религия, на самом деле, создавалась в определенных условиях, как одна форма сознания, на тот момент очень прогрессивная, кстати. Потом появилось научное атеистическое сознание. Хочу обратить ваше внимание на то, что религию можно отрицать с двух позиций. С позиции человека, который лежит в грязи, и не хочет опереться на религиозный костыль – "я свободен", "я свинья", и с позиции человека, которому костыль не нужен, который уже стоит на ногах, но он признает все позитивное, что заложено в религиозном осмыслении мира. Просто он заходит дальше. И в этом отношении надо разделять атеизм и антитеизм. Антитеизм – это попытка порушить религиозный страх, атеизм – это уверенность в том, что человек должен жить по известным заповедям, несмотря на то, что ни бога, ни рая нет, а просто потому что он человек, в этом реализация его сущности.
Я здесь не вижу противоречия, а вижу потенциальную позитивную определенную помощь от религии, но в современном обществе, если какие-то слова начинать часто повторять, они обесцениваются, и слишком большое активное присутствие религии в некоторых случаях может ее только дискредитировать. Еще раз повторю, что сегодня она выполняет, в значительной мере, ряд позитивных функций, решает позитивные задачи. В любом случае, сама религиозная идея о том, что мир создан трудом создателя, и человек должен пройти путь до него, в поте лица своего – это, действительно, сущность, это то же, что говорит Энгельс: труд создал человека. В религии воплощено идеальное представление о человечестве, его стремление к созданию, созиданию, свободному труду, коммунизму, в каком-то плане, с религиозной точки зрения, это прохождение пути от грешника к богу.
Вопрос: На заседании Изборского клуба прозвучало предложение разделить труд и работу и труду придать политический смысл. В некоторой степени это уже происходит, "люди труда" получили свое движение и своего полпреда, заявляют о своей политической позиции. Как вы относитесь к приданию труду политического смысла?
Сергей Черняховский: Речь не столько о разделении труда и работы, это лишь термины, речь о разделении труда, как обреченности, когда ты должен себя прокормить, и труда, как своей реализации, когда ты работаешь не потому, что надо прокормить себя, а потому, что ты творишь мир. Можно, к слову, и за деньги делать что-то полезное и хорошее. Когда я пришел работать по специальности в Историко-архивный институт, поработав уже слесарем, я вдруг подумал, что это невозможно, что мне будут платить деньги за то, что я буду заниматься любимым делом. До этого это было разведено, хотя тот опыт тоже полезен и интересен. Здесь факт не в самом получении денег, дело в том, на каком месте они стоят. Со временем мы придем к ситуации, когда деньги по своей функции немного отомрут, но главный момент – это реализация человека, это экзистенциальный момент. А экономический, повторюсь, в том, что если у нас не будет заводов, то будем мы никем в этом мире. А так как мы не просто никто, а никто с огромными богатствами, то об это "никто" вытрут ноги, все отберут и оставят жить где-то на откосе.
Свидетельство о публикации №213071401411