Возможно ли предотвратить катастрофу?

                «Пусть уж лучше они меньше
                делают, лишь бы проявили 
                способность что-либо делать».
                М. Монтень. Опыты.      

С 1991 года Россию покинули более 200 тысяч ученых и инженеров. Как правило, в самом творчески активном возрасте. В самой России около 1 миллиона ученых «среднего звена» перешли (чтобы хоть как-то прокормить семью) на неинтеллектуальную работу.

«Российская фундаментальная наука находится в катастрофическом состоянии - если руководство страны не примет необходимых мер, ее ждет коллапс, уверены российские ученые, работающие за рубежом. "Утечка мозгов" за границу будет продолжаться, наука мирового уровня в стране исчезнет, а многие знания будут утрачены, предупредили они (бывшего в то время) президента РФ Д. Медведева в открытом письме».

"Регресс продолжается, масштабы и острота опасности этого процесса недооцениваются.
Уровень финансирования российской науки резко контрастирует с соответствующими показателями развитых стран, - цитирует письмо газета "Ведомости" (2010 г.)
СССР за десятки лет удалось создать мощную научно-техническую базу, наладить воспроизводство научных кадров», - отмечают авторы письма. «Эта база гарантировала научно-технический прогресс и независимость страны».

По словам ученых, необходимо надведомственное государственное планирование, следует разработать комплексный план по стабилизации и развитию фундаментальной науки и образования. Координировать это планирование должен непосредственно президент или премьер-министр.

«Во-первых, в рамках плана следует увеличить финансирование науки, обеспечить условия труда и быта ученых. Во-вторых, определить важнейшие направления научно-технического прогресса и приоритетные проекты - наподобие атомной и космической программ. В-третьих, следует активно привлекать в Рос-сию крупнейшие научно-технические проекты мирового масштаба».

Ученые предлагают обеспечить прозрачность финансовых потоков в рамках научных проектов, активнее интегрировать российскую науку в мировую систему, ввести международные стандарты оценки качества научного труда, укрепить систему независимых грантов. Наконец, предлагается создать российский Институт высших исследований с привлечением государственного и частного финансирования.
"Мы считаем, что срочное предотвращение грядущего коллапса науки в стране, немедленная разработка и внедрение новой модели научно-технического развития должны войти в число важнейших приоритетов руководства России. Мы готовы предоставить имеющиеся у нас опыт, знания и силы для экспертной помощи…».

Обратим внимание, что независимые от российской власти специалисты рекомендуют взять на вооружение советский опыт разработки крупных проектов, хотя сами трудятся в зарубежных лабораториях. Выходит, что рано списывать достижения прошлых лет лишь по причине принадлежности их советской эпохе.

Никакой публичной реакции, как теперь принято, на письмо обеспокоенных ученых не последовало. Хотя в послании президента Федеральному собранию (12.11.2009) много говорилось о модернизации и инновациях. Но как они могут развиваться без фундамента – высокого уровня научных исследований? Это ведь просто маниловские мечты!

Перестройка и либеральные реформы бульдозером прошлись по научному сообществу. «С каким демонстративным унижением удушали доставшуюся нам от СССР науку – ведь это не из-за жалких грошей, которые у нее отняли. Это была ритуальная казнь прекрасного порождения «Эпохи Сталина». Не сравняли его с землей благодаря мужеству и самоотверженности российских ученых, которые, несмотря на недостаточное финансирование, хотя и существует закон о науке (какой по счету из нарушаемых?), пытаются сохранять научный потенциал.

Попробуем разгадать один из парадоксов нашего времени. Чем ниже становится интеллектуальный уровень жителей России (пока примем утверждение как аксиому, которую будем доказывать по ходу изложения) тем больше в ней появляется разного ро-да академий. Каких только организаций не наплодили резвые соискатели научных степеней и званий. Тут академия пожарников, там академия телевизионных болтунов.

Куда ни кинь, непременно попадешь в какого-нибудь действительного члена академии химерических наук, купившего звание на награбленные деньги. И не важно, что самозванец двух слов связать не может, а по интеллекту…даже и аналог для сравнения не сразу подберешь. Главное – на визитке с вензелями вы-делено слово академик, а название академии сразу и не найдешь.

И каждый действительный член пыжится изобразить из себя нечто выдающееся, хотя, знаю по опыту общения с некоторыми, порой двух слов связать не могут. Как-то, знакомясь со мной, один из таких персонажей, гордо представился академиком в надежде сразить меня наповал. Не сразил! Но нужно было видеть, как с него слетела напускная «академическая» спесь, когда он узнал, что я кандидат физико-математических наук. Да защитившийся еще в советское время, когда такие дипломы присуждались за реальные научные достижения.

Мне повезло работать длительное время в академическом журнале. Часто встречался, готовил совместные публикации с известными учеными. Память сохранила воспоминания о ярких людях – академиках и членах-корреспондентах, профессорах и докторах наук. В советские времена один академик АН СССР приходился на миллион жителей огромной страны и за редким исключением это были действительно выдающиеся ученые. Теперь же, при нынешнем обилии самозванных академий, численности людей с высшим образованием скоро не хватит для их пополнения. Ну что ж пережили девальвацию национального достоинства, переживем и девальвацию престижа когда-то уважаемых институтов общества.

Любое из впечатляющих советских достижений, будь то космос, или атомный проект и можно долго перечислять их за отсутствием нынешних, связано тем или иным образом с именами выдающихся ученых, членов АН СССР. Их ценила советская власть, они избирались в самые высокие властные структуры, без них не принималось ни одно судьбоносное для страны решение. Заслуженный авторитет имели они среди значительной части населения. Это был подлинный цвет нации.

И вот теперь творение Петра Великого хотят разрушить люди, которым почетная приставка «не светит» ни при жизни, ни после смерти. И делается это впопыхах, без широкого обсуждения, в надежде на то, что «взбесившийся принтер» проштампует какой угодно закон.

Много комментариев на эту тему в интернете. Чтобы не повторяться укажу лишь один нюанс, который, мне кажется, утонул в море возмущенных откликов. Предполагается, что имуществом и финансами объединенной академии будут управлять чиновники. Кстати, Нобелевский лауреат А. Гейм, выходец из России, но получивший награду за исследования, проведенные за рубежом, тоже обратил внимание именно на этот аспект предлагаемого закона.

Нужно ли говорить какая эффективность научных исследований будет при этом. Достаточно взглянуть на корпорации «Роснано», которая знаменита пока только многомиллиардными убытками. Совсем не научными достижениями блистает детище Д. Медведева «Сколково».
Много чего сумели разрушить за прошедшие 20 с лишним лет реформаторы в России. При этом ни один чиновник не замечен в создании проекта мирового уровня. Их успехи фиксируются лишь в беспрецедентном росте коррупции.

Вспомним, сколько денег грохнули по инициативе Д. Медведева на преобразование милиции в полицию. А результат ничтожен. Так стоит ли отдавать нынешним геростратам творение, которым до сих пор восхищаются и высоко ценят зарубежные ученые. Их откликами переполнен Интернет. Но разве возомнившие себя знатоками во всех областях жизни к ним прислушаются. Что им до мнения лауреатов Нобелевских премий, других престижных научных наград.

Более того, в газете. ру ученый русского происхождения, длительное время работающий в Англии сообщил о 10-летнем (!) неудачном эксперименте по управлению имуществом научных учреждений. Но ведь это только умные учатся на ошибках других. Нашим чиновникам это не «грозит».

Они видимо руководствуются рекомендациями А. Чубайса, «блестяще» развалившего РАО ЕЭС и теперь с прежним «успехом» наращивающим убытки от деятельности «Роснано». Или может быть советами М. Прохорова, не замеченного ни в каких научных достижениях.
Дай Бог, чтобы в Российской академии наук нашлось достаточное количество независимых людей, чтобы сохранить организацию с почти 300-летней историей.

К сожалению, развернувшаяся накануне принятия в Государственной Думе соответствующего закона борьба выявила своих героев и предателей, способных менять свое мнение с непостижимой скоростью на противоположное. Вновь избранному президенту РАН академику В. Фортову и его соратникам удалось до-биться отмены самых вопиющих нелепостей нового закона. Но им еще предстоит долгая позиционная война за восстановление утраченных позиций.

71 академик и член-корреспондент заявили о том, что в знак протеста они не собираются вступать в академию, созданную по лекалам чиновников. Причем это элита научного сообщества, представителей которой готова трудоустроить у себя любая раз-витая страна. Как повелось с давних времен, большинство «бузотеров» представители естественных и технических наук.

В советские времена партийные власти очень гневались, когда Академия наук не побоялась оставить в своих рядах академика А. Сахарова. Но им и в голову не пришло разгонять авторитетную организацию с 250-летней историей. Теперь же академия стоит перед угрозой утраты самой лучшей своей части. Может быть, хоть это остановит тех, кто не способен созидать, но готов с легкостью разрушать созданное знаменитыми предшественника-ми. 
Реформы в Академии назрели, но их должны проводить люди, знающие специфику научной деятельности, а не те, кто гоняется за учеными степенями и званиями ради карьерного роста.

В конце концов даже пенсионеры добились, пусть кратковременного, но успеха в борьбе с законом о монетизации льгот. Пожелаем и сотрудникам академии успеха в их трудной борьбе. Может быть, хоть им удастся показать, как надо добиваться реальных результатов в нынешнее время.
Ни пуха, ни пера!      
 


Рецензии