35. В. Агошков. Феодальные замки земли вятичей...
*
ФЕОДАЛЬНЫЕ «ЗАМКИ» ЗЕМЛИ ВЯТИЧЕЙ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ.
К концу XI и началу XIIв относится появление в бассейне Верхней и Средней Оки своеобразных маленьких «крепостей». Укреплённые усадьбы служили для защиты феодала от воинственных соседей или зависимых от него смердов. Некоторые, наиболее крупные феодальные замки, построенные на пограничье Руси со степью, могли играть роль форпостов и для защиты от кочевников.
Большая часть этих городков прекращает своё существование в середине XIIIв, очевидно, в связи с татаро-монгольским нашествием; на некоторых жизнь продол-жалась и в XIVв. Картографирование этих городищ показало, что наибольшее их скопление сосредоточено в бассейне верхнего течения Оки, а также на западном пограничье вятичской земли, т. е. в областях, наиболее рано освоенных славянским населением.
Как известно, на этой же территории возникают и первые «вятичские» города.
В.В.Седовым были отмечены характерные признаки городищ-феодальных замков, отличающие их от рядовых сельских поселений:
1) наличие укреплений;
2) находки предметов вооружения, типичных для «быта феодалов»;
3) находки стеклянных браслетов;
4) значительная имущественная дифференциация среди населения таких городищ. В то же время эти городища отличаются и от поселений городского типа своими незначительными размерами, тесной связью с сельским хозяйством и слабым и односторонним развитием ремесла.
*
ЛЕТОПИСНЫЙ СПАШЬ. Хотя Спашь находится несколько севернее Орла, на реке Неполоди, мы советовали бы нашим читателям внимательно прочитать об этом древнем городе. Именно здесь была в XIV-XV вв. столица Звенигородского княжества, которое могло распространять своё влияние и на кромскую землю.
Т.Н. Никольская, кажется, не знает об этом, но на основании археологических данных высказала мнение о существовании здесь княжеского стола, что делает ей честь, как учёному. Она сообщает о том, что на страницах летописи упоминания об укреплённых усадьбах феодалов Земли вятичей очень редки.
Однако можно предположить, что некоторые летописные «города», о которых стало известно в связи с феодальными войнами Ольговичей и Мономаховичей (1146-1147 гг.), являлись именно такими княжескими (!!!-В.А.)) или боярскими усадьбами типа замка. Одним из таких городов-замков, основанных черниговскими князьями, был, очевидно, летописный Спашь.
Из сообщения Ипатьевской летописи под 1147г известно, что по пути из Мценска в Кромы Святослава Ольговича догнали послы от Владимира Давыдовича и Святослава Всеволодовича в Спаши: «…и въ Спаши оугониша и посли от Володимира Давыдовича и от Всеволодича».
Вторично Спашь (следует читать Спас) упоминается в Ипатьевской летописи под 1152г: «…и поидоша туда на ВятичЕ, и тако взята я, та же на Мценескъ, оттуда же идоша на Спашь, та же на Глуховъ…». Таким образом, Спашь, или Спас, лежал где-то недалеко от Мценска, по направлению к Кромам и Глухову.
Татьяна Николаевна спорит с Б.А.Рыбаковым, который условно помещал Спашь несколько южнее Мценска, в правобережье Оки, поскольку здесь, по её мнению, древнерусское городище неизвестно.
В 1967 и 1971 гг. Верхнеокской экспедицией проведены раскопки на городище, расположенном на высоком левом берегу р.Неполоди (левого притока р.Оки) при впадении в неё безымянного ручья, против с.Спасское.
За валом городища на поле расположено огромное селище, протяжением 1,5-2 км, частично распаханное, и кладбище, известное под названием Погост Звенигородский. Поэтому городище носит двойное название – у с.Спасское, или Звениго-родское, хотя село Звенигородское сейчас не существует.
Однако в Писцовых книгах Московского государства XVIв имеется запись: «Погост на государеве цареве и великого князя Федора Ивановича всея Руси земле, Звенигородцкого городища, на реке на Неполоди, а на погосте церковь Николы Чюдотворца, древяна, клецки, а в церкви образы…». Таким образом, городище Спасское и Звенигородское, несомненно, одно и то же.
Представляется, что не случайно именно около этого городища была выстроена деревянная церковь (теперь не существующая), при которой, как это обычно бывает, располагалось кладбище; и в том, что эти земли принадлежали великому князю, вероятно, можно усмотреть какую-то преемственность, существующую с более древнего времени, чем XVI век. Возможно, что древнерусское селище, именуемое в Писцовых книгах «погостом» у Звенигородского городища, в древности являлось «посадом» при маленьком детинце-замке какого-нибудь князя.
(Мы теперь знаем о том, что «какой-нибудь «князь» назывался Звенигородским! Об этом писали: сто лет назад болховский исследователь Т.Мартемьянов, в 90-е годы ХХв – учёный, археолог из г.Орла Л.Красницкий и учёный, писатель-краевед В.Неделин.
Т.Н. Никольская о Т.Мартемьянове, скорее всего, не знала… Между словами «огромное селище» мы бы написали «княжеское»!-В.А.)
Спасское городище занимает очень выгодную позицию и господствует над окружающей местностью, возвышаясь над уровнем р.Неполоди на 30 м.
Площадка городища, почти круглая в плане, имеет диаметр около 40м. Со стороны реки склоны городища отвесны и неприступны.
С напольной стороны городище окружено великолепно сохранившимся высоким валом (высота со стороны площадки около 6м) и глубоким рвом.
В южной части имеется въезд на поселение. Культурный слой, более гумусированный в верхней части и менее тёмный в нижнем горизонте, имеет толщину около 0,8м и насыщен фрагментами гончарной керамики с волнистым и линейным орнаментом, а также предметами быта и украшениями домонгольского времени.
В самом верхнем горизонте слоя найдены обломки белоглиняной гончарной посуды XIV-XV вв.
На конечную дату поселения указывают также четыре железные подковки для сапог с широким твёрдым каблуком (подобные подковки известны в Новгороде в слоях XIV-XV вв.) и небольшой костяной четырёхконечный крестик (размером 4,2х2,2 см), на одной стороне которого изображено распятие с Предстоящими, а на другой – Святая Пятница.
Подобный же костяной крестик, но с изображением Св. Николая был найден при раскопках В.В. Седова в Суздале.
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №213071400006