откровения старца Фидея. 2

откровения старца Фидея.  Часть 2


- ...Вот и ты, отрок.... Входи же, не майся... Удовольствие мне  видеть тебя, радость моя... и утро сегодня хорошее... прозрачным сотворенное... каждым листком блестит и светится...

- Да, простите меня, Фидея, ... но не спал я всю ночь ... Голова моя кипит и....

- Голова кипит от хаоса мыслей наших бесконтрольных.... 
Вижу, хочешь продолжить беседу...

- Да... простите ....

-  Не проси у меня прощения, а у Бога....  Излагай твое, рад говорить с тобой...

- Вот прочитал о Житие Святых...  о подвигах аскетических... и сам захотел...  и тесно стало душе в мире... и не знаю, понять как- от дьявола это искушение или от Господа мне дано? Как понять, Старец Фидея, от кого послания эти душе происходят?

- Да важно очень понимать эту разницу... а то подвяжешься в аскетическое житие, хорошо, коль на служение Господу, а сам - слаб и не готов к малому, не то, что -  к великому... и будет твое житье уединенное на потеху бесАм....  И не только готовым надо быть духом, но и понимать: ради чего делаешь такое. Не гордыня ли в тебе? Не от неприятностей ли, тебя в миру постигших? Не от любопытства греховного? Или от желания славы? Вот, что важно очень- пойми сначала , что в тебе есть- Господь... или бесы гнездо свили?... да сам не разберешься, понятно это, но Бога нашего  призывай помочь тебе разобраться- где пути истинные, а где ложные...

- А всяк, кто понял, и есть святой?

- А всяк кто знает Закон Божий и есть Христианин? - спрошу я тебя. Так лучше всех знает законы сатана! Он ли паства Божия?! Спрошу я тебя. Он ли, кто все знает и пути ведает, есть праведник? Нет! Он, все знающий, сатаной остается во веки веков!

- ... Не понял я, Старец Фидея, и значит- понять пути истинные - не есть избавление от Лукавого?

- Есть.... но на мгновение... а через мгновение- все другое... и снова должен идти к пониманию, не останавливаясь, потому как, после каждого шага -вновь выбор тебе между сатаной и Богом.... после каждого, отрок мой, неугомонный....
И еще- истину Божью нам познать не дано, нам - человекам в плоти тварной... но дано нам СТРЕМЛЕНИЕ к познанию Её....  Оно, стремление, и есть СУТЬ нашего Бытия... Ведь идем мы дорогой, пока дорога есть... а если нет дороги- значит уже и не идем никуда... от того дорога не может кончиться, иначе - она уже не дорога- а конец... а конец всему, сам знаешь, что... смерть то есть.... вот оно как, поэтому- познавать нам, но - не познать во век! А после смерти- все другое... вижу, хочешь спросить, что то- другое? ... и что говорить об этом, когда оное  сокрыто от нас Господом по немощи нашей  телесной...  " ...говорю о земном, и вы не понимаете! Что же мне вам  говорить о небесном?!"

- И если идти путем этим познания, будут знамения о верности пути моего, да? ...

- Как у тебя скоро все! Да иные через всю жизнь аскетическую не получили никого видимого дара подтверждения, по тому и - ...по Вере воздается, а не по видению... потому , как не это- цель... и не известны нам " помыслы" Господни о сеём- кому дано, а кому нет... Но есть мысль моя такая, что -  в душе у человека ответ...
там, в душе, где Царствие Божее предлагается нам.... Что у человека там?! будь он сто крат аскетом, монахом, схимником и молитвенником- мы видим только внешнюю оболочку, а Господь видит все!

- Но дары получают святые старцы в конце подвига своего?

- Да дары получает некоторые, дары  провидения, исцеления... но не дары есть цель, и не они есть результат, а причастие Духа Святого Божьего. Мы все имеем Дары Господние от естества нашего и, умаляясь от страстей, получаем рост их... и чем больше наш подвиг, тем зримее плоды эти. Не пост и лишение хлеба есть цель, а сим уничижаем господство страстей,  и не это есть результат -уничижение страсти, а обретение Духа Господнего есть результат... многолетних трудов и браний...
Да так... и  кто просто голодает, йоги например, могут достичь свершения телесного...  не есть пищи по многу дней...  не бояться холода... и получают прозрение оные, способность предсказания и даже левитацию...,  но само по себе это - ничто! Как, например, человек учится писать, наконец умеет писать, и вот- пишет... но не это- его умения-  есть главное, а главное -  что он пишет и зачем!  и остается он -человеком, который умеет писать, и всего-то! То есть,предсказывать, в нашем примере. И что ему от этих предсказаний или от его  голода?! Все пусто  Без обретения Христа...
Все тлен!

- А как отличить- где разница - с Богом человек подвиги духовные свершает, или по тщеславию своему? Или по наущению сатаны?

- "...по плодам узнаете их..." ....  каковы плоды его, человека, на стезе этой подвигов... Еще раз: не плоды то - способности сверх обыденного... не плоды то... а -  вехи дорожные на пути к приобретению Божьего... без сего вехами и остаются дорожными... и могут, как быть, так и не быть... и на иной дороге быть могут...
И как объясню я тебе: что Это - Дух Святой, когда не знаешь?! когда не касался и не рыдал по ощущению его? Как объяснить простое?  простое не имеет объяснений... это сложное объяснить можно,  черно -белое, например, это -черное и белое вместе...  если человек знает, что такое черное и что это- белое... а если не знает? как объяснишь ты слепому, что ЭТО - белое, если он никогда его не видел? Вот как...  простое не имеет объяснений...  простое - основа... начало...  нет у него составляющего...  вот что такое - Бог - это ИСТИНА в начале... Начало всему! ...  самое простое в понимание не составлено из чего -то, что мы знаем...
... и как объяснишь тому, кто не ощущал, не знал, не имел желание познать, что есть БОГ?!
...Потому дается на веру нам, а не на знание,  нет у  нас такого знания в природе нашей человеческой, в физической нашей сущности. И не вынести его нам- умрем от силы его неземной -  не телесной... От  того - верить должны и молить: дать нам пути истинные в познании Бога!  А познания те не от ума даются,  а от веры и любви, от раскаяния  в грехах, что есть подтверждение воли нашей доброй в сем познании...   
...и когда ты приблизишься на мгновение, уже не спросишь того - что это, дух Божий?!  Ибо сутью своей тварной узнаешь Творца!
Но  работать надо много, преодолевать сопротивление в себе, ибо грехи наши, подстрекаемые дьяволом, уводят нас от истины, разжигают страсти, и мы гибнем через них в неведении...  Ум же,то бишь, разум,  дан нам применительно к подвигу нашему познания, чтобы с умом делать дело  и отличать козни дьявола от Истины  Божьей...  и чтобы не испортить  глупостью хорошее начало... 
...ведь нет такого благого дела, которое нельзя было бы извратить! 

Вот разум тебе дан и ум, из него исходящий,  применяй их, дабы отличить худое от доброго... Раскаяние твое, опять скажу, и скажу много раз еще, - это проявление твоей воли быть с Господом! И только воля твоя добрая поможет тебе быть услышанным! По  неволе не будешь с Господом. Никто не насилует нас ни Господь ни дьявол, а следуют нашему волеизъявлению!   Вот как оно, стало быть! ...
И сатана насильно не тянет тебя в грех, но соблазняет, провоцирует, искушает!Пользуется слабостями твоими... знает тебя всего... все знает про тебя! Вот почему от слабостей полезно избавляться.... " все мне позволено, но не все полезно... " - писал Апостол Павел... Но слепы мы к себе, вот -беда... видим   ...  соринку в глазу брата своего, а бревна в своем глазу не видим...
...И только Господь в Силе защитить нас,  открыть глаза на сети, расставленные в уловление души нашей! Но защитит Он грешника только по обращению его, грешника, ... то есть, по нашей доброй воле! 
...Вот, отрок, не все просто, но и не сложно до неисполнения! Вот для чего Заповеди нам Господни! Следуй им с сердцем и разумом... или, стремись следовать им, хотя бы...

- Не понятно мне вот что остается, старец Фидея- так аскетический подвиг сам по себе не приближает к Богу? ... хотя, и не только это... мне не понятно...

- Нет, не приближает,  по моему убеждению, аскетический подвиг препятствует дьяволу и  избавляет бесов, что гнездятся в душе нашей и в уме и творят там что им угодно, входя через мирские искушения, противостоять которым до победы невозможно без помощи Божьей. Но во власти нашей удалить себя, и из себя, физически эти соблазны... И только воля твоя быть с Богом... и помыслы о нем... и исполнение Заповедей его- приближает тебя, то есть- нас, к Богу- но стоит тебе попустить сатане- удаляешься опять ... 
Вот стало быть как:  уничижаешь просьбы тела твоего, а то и требования сластолюбивые,  и - меньше от него, от тела, зависишь... это - в помощь пути твоему к Богу... но и только... 
"... не все , кто говорит мне: Господи...  Господи... войдут в Царствие Небесное..."
... А кто войдет, - не нам,  спорщикам окаянным, известно... не тем, кто в гневе свою истину видения промысла Божьего утверждает, не тем, кто шлет проклятья на инакомыслящих, а - ТОЛЬКО ГОСПОДУ ИЗВЕСТНО- КТО!! Важно это, мой друг, важно! Все эти дискуссии - от сатаны... он вселяет в ум наш гордыню владения истиной и уводит от смирения- покаяния, а стало быть - от Бога!

- А если Видения посещают  человека старающегося?... как узнать - от Бога они, или от фантазии мозга? Или от лукавого?

- А зачем тебе знать? Вот  как писал Павел по такому вопросу твоему: " ...видишь как не видишь...  и не видишь как не видишь"....   не принимай и не опровергай ...- как- не есть оное...
...голоса из расщелин, лучи света,... видения эти от Бога или от лукавого, как узнаешь умом естественным сверхъестественное..., умом тленным- вечное?...

- Да, Вот я читал, Фидея,  как раз, что слышал  старец один афонский голос Христа из расщелины скалы как подтверждение верности его видения апокалипсиса.... но..., возможно, это его фантазия ...?

- ...И прелесть его... вот почему: "и слышишь, как не слышишь... и, не слышишь, как  не слышишь.... и видишь как не видишь... "   ....чтобы не быть посмешищем бесам....Ведь сатана и как Ангел Света может предстать! И как узнаешь? Вот и не впадай в прелесть и не удивляйся ничему- не принимай... и - не не принимай ... все ровно должно быть в тебе... Ибо, лучше тебе не распознать Истинного Ангела Света, чем сатану за него принять!
А прежде откажись от того в себе, за что бесы привязывают душу человечью, от того, что дает наслаждение в  теле... страстное и сластолюбивое... трудно это, отрок, ох как трудно... а надо...

- Но как быть в миру с этим, порочащим тебя, когда мир человечий из этого, страстного и сластолюбивого, состоит?

- А не смотри вокруг... в глубь себя смотри...  там много трудиться над чем!
...Вот... не гневайся на пустяки, ибо того хотят от нас бесы, словно, как питаются раздражением нашим, и ножку подставляют на ровном месте...

- Значит, удобства жизни претят очищению души?... 

- Это какие удобства? Что "удобствами" называть, смотря... Как необходимы они тебе? Где они в излишества и негу обращаются?  Подумай сам вот еще о чем, - для чего богатство человецам?... для чего роскошь?  На что она, если, например, один ты? ... И ни к чему делаются излишества...
...Так вот,  она, роскошь,  для того лишь,  чтоб другому показать... иначе, на что она? что мне одному в марках одежды в богатой пище, если один я, и нет никого на свете белом? Видишь, что это значит-  показывая, демонстрируя, как я хорош, и богат, я вызываю вольно зависть, восхищение, и все прочие чувства, отсюда вытекающие. .. а для чего это мне? Да для утешения гордыни моей! Я - лучше, если другой мне завидует!... богаче, успешнее... значит- все эти порывы держатся на превосходной степени... значит, всегда им сравнение требуется со знаком положительным ,.....
это-  гордыня ...  , мой друг,  ... она.... и что делает человечец для приобретения сего? крадет... обманывает... убивает... суетится...  и далее - завидует... гневается...  Вынужден этому становится... И так оно длится,  как веревка крутится, петля на петлю... петля за петлей...  ... и вокруг души обматывается, что, и дух- вон!... и стало быть, все пороки из гордыни вытекают!
...вот, отрок, о чем Господь предупреждает нас Заповедью!  Вот, от чего богатому тяжело войти в Рай! Что бедность сама по себе- не плохо , не хорошо... , так и богатство само по себе- не плохо, не хорошо... никак... но как человечец им, богатством, владеет, то и характеристиками соответствующими начинает обладать, иначе -  не быть ему богатым! В миг все растеряет, и бедным будет... Не удержать богатства в руках праведных! Лукавство с ним сопряжено и гордыня....  в этом беда, а не в самом богатстве...  ко Богу ведут врата узкие... а широкие- к дьяволу...  знать это надобно и направлять себя на стезю Божию...

- А почему Господь не сделал к себе врата широкие?

- А ты сделай к себе в дом врата в километр! И кто войдет туда?! Да все, кому не лень порог переступить- и кто хочет и кто не хочет! Всяк порок и всяк бес нечистый! Да узкие еще и потому, что усилия надо приложить к себе, к душе своей, чтобы благим быть и сатане противостоять и его вратами широкими, дабы он всех рад низвергнуть в преисподнюю.... Всяк хорошее сделать- усилие надобно приложить! А плохое- и лени хватит!
...Вот оно как, отрок, хорошо, что не боишься спрашивать, только плохо, что я не боюсь отвечать... прости меня, Господь мой..., грешника... словоплета...
оттого и грешники мы, как ...страсти наши порождают другие страсти и умножают сами себя... это нам во век отпущенный знать надо...

- Но я слышал, что любовь наша спасет нас... направит в эти ворота....

- Мы  все ПОТРЕБИТЕЛИ света любви... мы не живы без этого.... а Источник  Света один - Господь! Он сам - есть Свет! Он есть Любовь!  От него мы живы! Понимаешь?! Понимаешь, Какая есть разница между Богом и Иными?  - многие лишь потребляют свет... иные, немногие, потребляют и отражают, и  все -  в нем нуждаются! ...а Он - САМ ЕСТЬ СВЕТ! Так как же сиено нам на место Божее себя ставить гордыней своей?! Кто из нас жив сам по - себе, без света? никто!!  Что мы? Тлен... -   без Бога... Так возблагодарим Господа за Свет и жизнь нашу!
Это вменяется нам в благо...

- Говорил ты, старец, в прошлый раз, и сейчас сказал, о "прелести"... что страшна она для человека, ищущего истину Господнюю...  Вот... не понял я- что это- прелесть...  и чем страшна?

- Верный вопрос задаешь, отрок. Живет прелесть во всех душах наших, бесами подпитывается, и так разрастается, что единым становится наполнением ...- и нет человека - души его, а лишь метастазы прелести в нем... Поджидает она и праведников... часто в конце их пути подвижнического... пути аскетического... как трудность, самая трудная...

- Так что она?

- Торопишься знать, чего лучше не познать... А вспомни, отрок, как бывало: ты сделаешь что- либо, или справишься в себе с чем - нибудь...    или помолишься хорошо, ...а иной раз видишь, как другие грешат явно- и зарождается в тебе мыслишка, как тонкой иголка в затылке- вот - я хороший... я лучше, я уже не делаю так...  понимаю, в отличии от других... я милостыню подал- хороший я, воздержался возразить иному... бесстрастие ощущаю... уже иду путем в Рай... Вспомнил? Бывает? Говорю так, сам зная о себе такое...

-... Да, старец,... все время... ужас это....

- Вот  как слабы мы... так лукавый на гордыни нашей играет, так оскверняет все дела и хорошие поступки наши...
 Но если замечаешь это- уже хорошо, значит бороться будешь с помощью Господней- один не справишься...  А если -не замечаешь- ввел тебя сатана в ПРЕЛЕСТЬ! Вот она - прелесть, отрок мой , вот она... исчадие ада...  : Я ЛУЧШЕ... Я - ИСТИНО ВЕРУЮЩИЙ... Я -ПОДВИЖНИК, МОЛИТВЕННИК! ЗАБОЧУСЬ О БЛИЖНЕМ... Я... Я...я ... я...  Я ПРЕДСКАЗЫВАЮ, ИСЦЕЛЯЮ... ЧУДОТВОРЮ!  Я - КАК БОГ! Это- прелесть... это- она... вводит человека в порок высокомерия... тщеславия... гордыни... и, вытекающей из них, завести... гневливости... отчаяния...   и человек сам не видит того за собой... Смерть это душе...   Вот как Святитель Игнатий Брянчанинов вествует об этом:

"... Брат! Неполезно тебе преждевременное получение сердечной, благодатной молитвы! Неполезно тебе преждевременное ощущение духовной сладости! Получив их преждевременно, не приобретя предварительных сведений, с каким благоговением и с какой осторожностью должно хранить дар благодати Божией, ты можешь употребить этот дар во зло, во вред и погибель души твоей1). Притом собственными усилиями раскрыть в себе благодатную, умную и сердечную молитву невозможно: потому что соединить ум с сердцем и душой, разъединенные в нас падением, принадлежит единому Богу. Если же будем безрассудно принуждать себя, и искать раскрытия одним собственным усилием тех даров, которые ниспосылаются единственно Богом, то понесем труды тщетные. И хорошо, если бы вред ограничивался потерей трудов и времени! Часто гордостные искатели состояний, свойственных обновленному естеству человеческому, подвергаются величайшему душевному бедствию, которое святые Отцы называют прелестью... "
Вот как надобно быть внимательными себе... Вот как, отрок...

- А если человек и правда многого добился, много нужного делает?

- Ничего человек сам не добился, а делает такое дело,  ему положенное... Разве придет кому , скажи, в голову гордиться тем, что он пьет воду? или ест? Или лекарства принимает, с болезнью борется... Это - нужное? Да... повод гордиться ? Нет.
Так и остальное христианское мы должны исполнять естественно - как дышим, потому, как нельзя по другому- погибнем... Разве гордишься ты , что не умер, перейдя дорогу? Даже если переход был трудный- то страху больше и молитвы, что живы остались... Что ж себя хвалить, как мы не знаем, что через шаг с нами будет?... немощны мы и лукавы в слабостях своих... вот это и надо осознать нам, отрок... Не устал еще?
- Нет нет ... про церковь хочу... Старец Фидея... есть у меня порок страшный...-  в Церковь редко хожу...   Понять хочу, от чего там не уютно мне? От чего стесняют меня молящиеся прихожане? От чего досаду часто чувствую? И надо ходить в храм как часто? Всякий праздник должно? Разъясни мне, старец, напутствуй...

 - Что ж я напутствую, когда сам блуждаю... как в лесу темном... но есть проблески света перед очами ... вот ими и поделюсь... знай только- не ОТ меня это , а Для меня проблески, как и для тебя... Да вижу, смутил я тебя, прости уж мне, глупому....

- Старец Фидея, мне ли прощать?!

- А чем я тебя лучше? Вот болтаю без умолку... и птицы дивятся... ну так,  что по видению моему по поводу Церкви, Дома Божьего... ....
...Дом Божий- и все сказано этим... Церковь -Дом Божий... "... Но не забываем, что Церковь внутри нас есть... И что тогда? Как понять нам это?
 А вот как вижу: идешь в Храм на службу-и время это все уделяешь молитве... кое у себя в жилище собрать для Господа не можешь...  и усилие идти принимаешь, поборая леность...   Но если в Храм идешь болтать с иными, или думать разное мирское, или гордыню тешить, суету организовывать человеческую, со свечами бегать, переставлять их туда сюда, или ритуал видимый только исполнить и других дергать в правильность исполнения, тобою видимую,- грош цена твоему походу... и человеку, так поступающему, грош цена...  Все происходящее в Храме для одного лишь- в молитву ввести нас покаянную! И с этим искренним покаянием принять в себя Кровь и Тело Христа как залог спасения нашего, как семя жизни, без которого мы мертвы. Еще Славу воздать Господу в сердцах наших! Просьбы наши донести о наставлении на пути истинные... И на волю его уповать, а  не на свою докучливую просьбу... 
а остальное - все пустое! "...  Дом мой Домом Молитвы назовется..."  видишь, отрок, для чего в храме быть? А не можешь так, так и не ходи вовсе! Не лицемерь! Больший вред принесешь душе своей! Вот как мнение мое... хотел услышать- слушай...  Потому как и Церковь не нужна Богу без молитвы- ... " ... что вы можете создать мне, когда мой дом- небесный?!..."  и -  "... из камней этих могу создать вам  детей Авраамовых..."  Вот как ... и не будем тщеславиться, что Церковь  создаем руками своими и Бог живет в ней... пустое это...
"... где соберутся трое во имя мое, Я с ними буду..."    Во Имя Мое!  Это и есть суть всему... а остальное- человеческое... в суетное впадающее...
А ритуал, всего лишь- ритуал... им и останется, если без Бога в душе...  Он сам по себе- ничто... И исполнитель, священник, когда увлечен лишь видимыми глазу действиями и слышанному ушами пению- как актер бестолковый, и даже- вредный... И здесь страх есть, в язычество пойти- уделять бОльшее внимание движениям правильным, поворотам и наклонам...  в театр все превратить можно... в плохой театр, где сатана режиссер... 
А праздники церковные... ну что ж... Да ... много празднований человеками измышлено... ну так и что с того? Можешь праздновать- празднуй, а не можешь- не празднуй... не хорошо это, и не плохо... никак это душе твоей -  ни прибавит, ни убавит... это и Богу - никак... не то в нас надобно ему... горазд мы праздновать, только названия меняем радостям ...А  Святым- почет и подражание примеру их светлому, деяниям их- Слава.... и - все...  А Радость -  одна БОльшая из всех есть - ВОСКРЕСЕНЬЕ ГОСПОДНЕ!

- Так, как мне быть?

- А никак ... Молиться всегда и везде... просить Господа на пути наставить истинные... терпение дать и смирение...  И приходишь в Храм- все то же- молись... и ничего более....
... молись так:  сначала - Славу Господу возводи от сердца чистого... затем- покаяние за греховность свою глубокую и немощность ...  а затем проси Господа дать тебе веры, терпения ... смирения ... истинных путей...  и избавить от происков лукавого, помочь в борьбе с ним... но принимай в конце Волю Господнюю, а не свою,  лукавую умом... ибо Он знает жизнь нашу, а мы неведаеим ее, а измышляем гадательно...
Вот так, отрок,...  нет нам путей легких, если бороться вздумал со страстями своими... тяжело это... ох, как тяжело... с бесами сражаться по многочисленности их и хитрости...    без Иисуса Христа невозможно никак...  и так  им сказано для нас: 
"... постом и молитвой изогнется род сей..."

- Сложно мне, старец, но буду стараться...  А если я вижу, что иной, брат мой, ошибается? Грешит явно? Должен ли я вменять ему? ....И про Причастия  Таинство....

- Нет... нет, отрок мой ищущий, будет с нас на сегодня... молись за меня ...  и после приходи, если не устал от глупости моей... скажу лишь на твое слово о брате- себе вменяй... себе прежде, ибо столь в нас срамного и нечистого, что очередь до других и не дойдет вовсе... во век! ... А с братом можно вам беседу вести - как все равны мы и больны слабостью первородной, то так и разговаривать- больной с больным...  и я болен ветхостью и грехом слова моего и помысла строптивого...  и молитвы твоей прошу, мой друг...

- Нет, что ты, старец Фидея, говоришь, как можно? .... Ты свят...

- Брось глупости... не  красят они нас... никто не свят, как только Бог один... и слова наши беречь надо, а не болтать , что в голову приходит... ибо, за каждое слово праздное и скверное  отвечать будем...    ну, иди... и молись с чистым сердцем, без глядения себя со стороны...  помни - что есть прелесть... 

- До свидания, старец, до завтра... спасибо... ах, да, не благодарю... тебя...

- Будет... будет... И дверь не закрывай за собой...  пустое это...  зло мое внутри бьет меня...  слабость моя велика... ну иди... завтра, если Богу угодно, свидимся...

( продолжение следует)


Рецензии
Интересно и доходчиво изложены глубокие философские знания. Я бы рекомендовал это произведение для молодежи, для тех кто осмысливает свое место в жизни. Спасибо Вам за труд.

Александр Орешкин   22.01.2014 08:56     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за понимание...

Елена Серебровская-Мильори   22.01.2014 14:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.