Тезисы вокруг сериала о Столыпине

К фамилии Столыпин у меня со школьной скамьи заложены исключительно негативные впечатления. При упоминании таких фамилий как Стаханов и Карацупа сразу представлялся замурзанный ударник-шахтер с белозубой улыбкой, да зоркий пограничник с верной овчаркой. Вот только Петр Аркадьевич навевал мрачные ассоциации своим знаменитым "столыпинским галстуком", представляющим не что иное, как обычную удавку, коей усмиряли бесстрашных революционеров военно-полевые суды.

После школы не так времени-то много прошло и советские идолы понемногу стали рушиться. Царская эпоха стала видеться по другому, ее темные герои тоже постепенно светлели ликом. Не берясь идеализировать ни царя Николая-II, ни его преданного слугу Столыпина, я все же стою на позиции, что все эти революционные бури принесли намного больше горя России, чем счастья "угнетенным народам". Причем, эта переоценка у меня наступила гораздо раньше, а фильм лишь позволил увидеть то, о чем так много читал прежде.

Больше всего меня не оставили равнодушным так называемые "бомбисты", духовных потомков которых мы сегодня называем более понятным и привычным словом "террористы". Возможно мои личные выводы и предопределены замыслом создателей фильма, заранее задумавшими невербальным путем сформировать у зрителя дурное представление о тех, кем мы еще недавно восхищались как борцами за права трудового народа.

Вот, сижу и смотрю за жизнью кукловода Азефа - одного из вождей боевого крыла эсэров и спланировавшего не одно убийство влиятельнейших лиц российского государства. И что же я вижу? Холеного барина с упитанной физиономией, играющего в революцию. Только играет господин не бесплатно. Сыпят ему обильно денежки как сотоварищи по партии для снятия стрессов в парижских ресторанах, так и коллеги из... Охранного отделения.

В сущности, авантюристу все равно кто там и кого убивает. Азеф вертится мухой в шипящем кипятке, успевая угождать и нашим и вашим. Гольдониевский Труффальдино из Бергамо, пытавшийся одновременно изо всех сил угодить Федерико Распони (переодетая Беатриче) и Флориндо Аретузи на фоне бравого провокатора лишь бледная тень!

Главное быть искусным серфингистом, скользя постоянно по поверхности житейских волн и не забывать питаться от всякого стойла, где можно некисло поживиться. В сериале прозвучало число 2000 рублей. Это зарплата сексота за сведения о преданных товарищах и бедный Труффальдино и мечтать о таких барышах не мог. Впрочем, плутишка не додумался зарабатывать на иудином ремесле, а именно оно приносит наибольшие выгоды.

Итак, 2000 рублей. Это много или мало? По нынешним меркам мизер, но только не 100 лет назад. В 1906-1910 годах средняя зарплата рабочего с низкой квалификацией составляла около 20 рублей в месяц. Я здесь даже не беру в расчет таких высокооплачиваемых специалистов, как машинисты, токари и кузнецы. У последних зарплата была от 50 до 90-100 рублей. Чтобы перевести сумму в современный эквивалент, ее нужно умножить на 1046... Ого!

Пока у читателя роятся мысли от больших чисел, я кой-какие циферки все-таки назову. Азеф на наши деньги получал около 2 млн. рублей (!!!) в месяц, обычный работяга около 20 тысяч, а были и от 50 до 100 тысяч зарплаты!!! Такие деньги далеко не все получают сегодня даже за полярным кругом в Газпроме или Норильском Никеле. У меня тут же вопрос появляется:

- На кой вам сдалась эта революция, люди добрые?! Примерно на 10 рублей можно было питаться всей семьей круглый месяц!

Причем не просто на хлебе и воде, как нам это рисовали в фильмах "Угрюм-река" о трудягах у ненасытного сибирского дельца Прохора Громова. По калорийности стол советского рабочего достиг уровня царского коллеги только в 1982 году:

- "Средний русский чернорабочий съедал в день полтора фунта черного хлеба (600 гр.), полфунта белого (200 гр.), полтора фунта картофеля (600 гр.), четверть фунта крупы (100 гр.), полфунта говядины (200 гр.), осьмушку сала (50 гр.) и осьмушку сахара (50 гр.)" (http://www.opoccuu.com/rab1913.htm).

Неужели мало?! Неужто понадобилась революция ради добавочной порции куропаток или французских устриц?! И это только о чернорабочем идет речь, а будешь лучше работать - получишь в разы больше!

И где же жили несчастные рабочие? Отнюдь не "под старой телегой", как у Маяковского при строительстве Магнитки. В Петрограде съем квартиры обходился в 3,5 рубля (!) в месяц, т.е. любой чернорабочий беспроблемно мог прокормить семью, снять квартиру и еще останется на одежду и текущие расходы около 6 рублей. Есть такое сравнение: при существующем сейчас размере аренды снятия жилья в Петербурге - сравни его с дореволюционным процентным соотношением к зарплате того рабочего - сегодня надо получать... 270 тыс. рублей!

Итак, вальяжному Азефу ежемесячно платили оклад 100 рабочих, чтобы он мог отвести душу на Елисейских полях в окружении элитных проституток. О каких интересах родины тут может идти речь?! Когда после провала его куратор генерал Герасимов посоветовал ему остаться в Берлине, то Евно Фишилевич (родное ИО героя) буквально впал в истерику, не в состоянии прожить без французского шарма. Так и ехал бы туда с самого начала! Зачем воду мутить?!

По-моему, кто любит родину - в данном случае Россию! - тот должен скрываться не среди многолюдных улочек Монпарнаса, а где-то в бескрайних таежных просторах Сибири или Дальнего Востока. Ведь дым отечества для патриота должен быть сладок! Точно так же по заграницам бегал и Ленин с ушлыми однопартийцами, в уютных апартаментах пером и чернилами готовя ядовитое зелье для далекой Родины...

Вот эти-то подонки, имеющие самое отдаленное отношение к народу, действовали от его имени. Как видно в сериале, злодеи рангом поменьше Азефа-Савинкова, отлеживались после кровавых разбоев в соседней Финляндии хоть и без устриц, но тоже не на пустой желудок. Меня коробят их междусобоечные диалоги о том, как тряхнуть какой-нибудь банк или купца для пополнения кассы партии. Вот ведь, скоты! Так все запросто у них, словно сходить на церковную паперть и сшибить у простодушных богомольцев на булку хлеба.

Все-таки виноват Петр Аркадьевич! Виноват! Мало извел этих демагогов. Ой, как мало! Не бомбисты, конечно, в конечном итоге развалили страну, но они как тля годами подтачивали державное древо, чтобы в самый критический момент оно смогло рухнуть на милость победителей. Сидели революционеры преспокойно по тюремным камерам: то голубей им дают для развлечения, то брадобреев присылают, а то и вовсе устраивают университетские посиделки. Ничего подобного в послереволюционных тюрьмах и близко не было! За свои же деньги и вскормили...

Что же касается роли масонов в убийстве Столыпина, то мне как-то эта версия кажется надуманной. Убить его могли и просто высокопоставленные недоброжелатели, искренне считая провальной политику главы правительства. В конце концов, следствие так и не было доведено до конца и определить точно роль каждого фигуранта не удалось.

Когда петербургский губернатор Трепов в пьяном угаре вопит о несправедливости к себе, как преданному слуге царя - ведь у пьяного на языке точно то, что и на уме! - то он никак не похож масона, больше всего переживающего за наднациональные интересы тайной организации. Хорошо известно, что и генерал Курлов, вложивший в фильме пистолет в руки убийцы Богрова, до конца жизни оставался преданным монархистом. Где же тут масонство? Так, кружок для забавы аристократов...

Еще есть один нюансик, бросающийся в глаза. Авторы фильма несколько неуклюже пытаются превознести роль Григория Распутина, выдавая его за пророка. Возможно кто-то из создателей и преклоняется перед порочным "старцем" с гипнотическими способностями, но официальная позиция РПЦ не в его пользу. Или так неймется канонизировать развратника?

В целом же, сериал "Столыпин… Невыученные уроки" я бы посоветовал просмотреть всем любителям отечественной истории. Может и не со всем мы согласимся, но поразмыслить будет о чем...


Рецензии