Московское послевкусие стилизации

Совесть, где ты? Где ты, канонiчная совестЪ?.. Стаи прямоходящих животных, реки сточных вод... «Неужели мы только тени на стенах коридоров?»…
11 апреля 1964 года состоялась премьера фильма Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Прошло почти 50 лет...
Все называют картину «Я шагаю по Москве» лирической комедией, не подозревая, что сценарист фильма - Геннадий Шпаликов – отвесил всем звонкую «лирическую» оплеуху.
Предчувствие… «Бывает всё на свете хорошо»! Бывает, кто спорит? Но полотёр – образ которого в картине гениально воплотил Владимир Басов – всё ближе и ближе! Ахтунг, G-гиты! Но нет, поют дальше – «над лодкой белый парус распущу»… А теперь стоп! Вот она, суть-то! Кака суть? Така суть! Вслушайтесь – «ПОКА НЕ ЗНАЮ С КЕМ»… Вот вам и ответ, почему СССР – это теперь только мифологическая историческая субстанция; вот вам и ответ, почему после пронзительного романтизма наступает эпоха тотального отчуждения. Личность, окунувшаяся в патоку иллюзий, обречена на поражение. И драматург Шпаликов это знал. Опыт был – его сценарная версия «Заставы Ильича» (режиссёр Марлен Хуциев) мутировала до цензурной версии «Мне двадцать лет». Идейные мутации как модель развития человечества. «Человек – это звучит гордо!»… «Конечно же, гордо, - хитро улыбаясь, говорит мутация-мать – конечно же гордо… Не нервничай, малыш». Мутации мутаций… «Разбудить нам печали сонные тихим стоном души»…
«Я шагаю по Москве» Данелия, «Мне двадцать лет» и «Июльский дождь» Хуциева – это «лирические» погребальные марши, реквием по оттепельной мечте. И - как итог – «Ты и я» Ларисы Шепитько – ода необратимости перемен. Того ли ты ждал, романтик? Где твой белый парус, малыш? Что, пролюбил? Ай-ай-ай… После премьеры «Ты и я» сценарист фильма Геннадий Шпаликов повесился в Доме творчества писателей в Переделкине…
Реализм иль романтизм? Кто более матери-мутации ценен? Цикличность… Российский синдром «четвёртого марта»… Мутация идей и последующая тотальная модерация… Обо всём этом картина «Я шагаю по Москве». Прав работник пером Сергей Минаев – «Москва не делает людей лучше!» (роман ««Москва, я не люблю тебя!»). О чём вы – возразят мне адепты «нормального летнего дождя», «Я шагаю по Москве» - это поэзия и свет, это радостная ода жизни, это чистая и честная юность, это идеальный мир… Правильно, скажу я. Вот только не идеальный мир, а другой… И не ода жизни, а пробуждение! Читайте по губам – дру-гой мир, про-буж-де-ние!
Итак, «Я шагаю по Москве». Начало. Танцующая в темноте… э-э-э… извините, Ларс попутал, танцующая возле здания аэровокзала девушка в платье из ситца, видимо, героиня песни Аркадия Северного. Главного героя - пока ещё просто Володю – играет Алексей Локтев. Володя… Кто он? Нет-нет, он не офицер КГБ, не кочегар, не плотник, а простой монтажник из Сибири… Пишет рассказы, вызван в столицу писателем Вороновым… Скажите, а фамилия у Володи случайно не Сорокин?.. Не знаю, спросите Данелию, он же «Паспорт» снимал…
«Я шагаю по Москве» - это целая пригоршня бисера, который режиссёр метнул перед зрителем. Первое появление цитадельного Никиты Михалкова в роли Кольки, гробокопателя… э-э-э… извините, Хичкок попутал, просто копателя - копателя метро… Роль Колькиного друга, Саши, исполнил второкурсник «Щуки» Евгений Стеблов… А Галина Польских в роли продавщицы Алёны!.. В эпизодах фильма мелькают Ирина Мирошниченко, Инна Чурикова, Ролан Быков, Лев Дуров, Ирина Скобцева… Что говорить, даже Олег Видов мелькнул в роли мальчика на велосипеде! Как всё трогательно – летний дождь, бегущая под дождём девушка и д`Артаньян… э-э-э… извините, Боярский попутал, Видов с зонтом на велосипеде… Это уже потом, сняв «розовые очки», Олег пересядет с велосипеда на коня и устроит безголовые скачки под именем Мориса Джеральда, доскачет аж до Дикой орхидеи… Впрочем, это потом, а сейчас смотрим на босые девичьи ноги на фоне колёса велосипеда… «Летний дождь, летний дождь, начался сегодня рано…» - мутации продолжаются… Чистота и любовь…
Чистота? Кака така чистота? Уже началось! Вот вам показательный пример!.. Из рубрики «Воспоминания очевидцев»: «Фильм стал первой главной ролью Никиты Михалкова, которому на момент съёмок было 18 лет, в игровом кино. Он получил эту роль благодаря рекомендации сценариста фильма Геннадия Шпаликова… Через некоторое время после начала съёмок Никита Михалков подошёл к Георгию Данелии и попросил поднять гонорар с 8 рублей до 25. Так как это нужно было согласовывать с Госкино, Данелия пошёл на хитрость и сказал Никите, что на его место берут другого актёра. Никита расплакался, попросил прощения и сказал, что этому его научил Андрон Кончаловский». Вот так романтики превращаются в кольцевых червей… Пигментные пятна капитализма… И об этом тоже картина «Я шагаю по Москве».
Честность и чистота? Что вы, право! Фильм насквозь пропитан тревогой по типу 25 кадра. Ода жизни? Ну-ну… «Пока не знаю с кем»… Изначально у Шпаликова было «над лодкой белый парус распущу, пока не знаю где». Худсовет: «Что же, ваш герой в Израиль собрался или в США?» Пришлось менять… Данелия шутил – «Не знает Колька, с кем он – с ЦРУ или с Моссадом»… А что на самом деле? Станция метро «Университет». Алёна уезжает в сторону центра, Володя садится в электропоезд на противоположной платформе и - вместо «Внуково» -уезжает в… оборотный тупик. До 1964 года – а события в фильме датированы 1963 годом – станция «Университет» была конечной станцией! И указатель «Посадки нет» Данелия не убрал из кадра преднамеренно. Георгий хотел показать, что путь романтичных володей, которые «пока не знают с кем» – это тупик, цивилизационный отстой! И не зря в песне копателя метро Кольки – которая рефреном проходит через всю картину – есть слова «в чём дело – сразу не поймёшь»! Несерьёзно? Простенько? Нет, зритель, посмотри на фильм «Я шагаю по Москве» другими глазами, и ты поймёшь, что творение Данелия по сценарию Шпаликова – это арт-хаус, некий тревожный роуд-муви. Вспомни, что Москва для Володи – это только транзитная остановка, а путь его лежит на родину своего товарища, который погиб. Вспомни также другие транзитные маяки тревоги в фильме – это и пассажир в метро, и гражданин на Чистопрудном бульваре, и вор в Парке культуры… «Вот правда жизни»!..
Работа оператора-постановщика Вадима Юсова – шедевр! Так снять Москву, так – посредством визуальных образов – вдохнуть в каждый кадр настроение! А впереди у Юсова «Андрей Рублёв», «Солярис», «Они сражались за Родину», «Копейка»… Да, создать такой образ Москвы!.. Вот только зачем в фильме моют из шланга памятник Гоголю? – подумай об зтом, зритель!.. А зачем в картине образ правнука А. С. Пушкина, футболиста (!) Семёна, играющего в «Торпедо»?.. «Семён, как нога?» - кричит Колька, копатель земли. «Мениск подозревают!» - отвечает Семён… А если сложить имена «Володя» и «Семён», что получим? Правильно, Владимир Семёнович! А кто у нас Владимир Семёнович? Ну, не Данелия же!.. И кто такой Исаак Борисович Мениск, которого подозревают? – подумай об этом, дорогой мой зритель!.. И над этим всем бой кремлёвских курантов – тревожный и какой-то потусторонний… На экране – Красная площадь. Володя и Красная площадь… Что, зритель, теперь-то ты стал понимать, что к чему?.. Володя и Кремль… А ты, Колька, вкалывай! Вкалывай! Твоё место под землёй! Остались сомнения? Пшли вон! Всем срочно смотреть «Я шагаю по Москве»! Смотрите этот фильм как предчувствие… Смотрите это фильм как знамение… Как код да Винчи… Срочно все в Рослинскую часовню!.. «А я иду, шагаю по Москве»…

P. S. «Здесь нас никто не любит, и мы не любим их. Все ездят на метро, ну, а мы не из таких… Я не люблю Таганку, ненавижу Арбат… Еще по одной, и пора назад…» - Майк Науменко, «Blues de Moscow».

P. P. S. «Эх время, время, времечко, жизнь не пролетела зря… Трамвай - «пятёрочка» - вези в Черёмушки меня…» - Николай Расторгуев, поющий также песню про батяню-комбата…

P. P. P. S. «Мы с тобою две капли разные одной воды… Слезы облака… И нас с тобой не отыскать, все, что мы есть, - вода… Лишь остается ждать серебро дождя… Только бы не остаться Вечности льдом искриться…» - Дельфин, тот, который будет жить, «Серебро».


Рецензии