А как с любовью на Руси?

А как обстояло дело на Руси? До принятия христи-анства жена должна была быть покорной и безропотной.
Свободу она ощущала только до замужества, бегая с непокрытой головой, с  толстой косой за спиной  или распу-стив ее, ведя хороводы… В день свадьбы  юная жена должна была в знак покорности  склонившись к ногам мужа снять с него обувь.  Богатый жених мог в знак благодарности за такую службу в обувь свою поместить золотые монеты.
Приближался к концу  Х  век летоисчисления от Рождества Христова. Жители града Полоцка пригласили кня-жить на земле Полоцкой Рогволода или «Рёгнвальда». Не ста-нем спорить по поводу того, был ли князь варягом или славя-нином? Есть сторонники того и другого взгляда. Во всяком случае, в летописи того времени сказано: «Этот Рогволод при-шел из-за моря и держал власть свою в Полоцке». Дочь и два сына были у Рогволода. Имена сыновей история не сохранила. Что истории до того, что погибли они бесславно, зарезаны, как овцы! Сколько гибло тогда лиц мужского пола, и гибли не только в бою? Дочь Рогнеда, девушка на выданье, славилась красотою своею. От женихов именитых отбою не было. Среди них оказались и два сына великого князя Киевского Святосла-ва  Игоревича, прославившего Русь Киевскую своими воин-скими походами на Хазарию и на Болгарию. Братья успели после гибели отца перессориться, скорее на вражду их подтолкнуло окружение каждого. Братья уже успели скрестить оружие в борьбе за власть в Киеве. Одолел Ярополк, а Владимиру пришлось бежать в Новгород. Старший Ярополк был сыном Святослава от брака законного, второй – Владимир был от наложницы. Говорят летописи, что отказала Рогнеда Владимиру, посчитав недопустимым выйти замуж за сына наложницы. Что поделать, по обычаям того времени имела она на это право! И  право ее нуждалось в реализации - была красавица княжна объявлена во всеуслышание  невестой Ярополка. Полоцк стал готовиться  к свадебному торжеству. Во все концы были посланы гонцы с приглашением на свадебный пир. Естественно, гонцы мчались на резвых конях в сопровождении дружинников. Этим самым  была ослаблена охрана «детинца», как в то время называли крепость, замок княжеский. И мысли не возникло у Рогволода, что кто-то посмеет нарушить общепринятый обычай соблюдать мир во время проведения свадебной церемонии. Слышал Рогволод и о том, что отец Владимира великий князь Киевский Святослав прославился рыцарским поведением в войнах. Никогда не нападал внезапно,  всегда перед этим посылал гонца к неприятелю с коротким посланием: «Готовься! Иду на вы!» Поэтому появление князя Владимира в пределах полоцкого княжества вначале не вызвало опасения. Следовало принять  его как гостя почетного…Понял Рогволод,  что ожидают его большие неприятности тогда только, когда на берегу Западной Двины появился Владимир с войском большим. В гости с та-кой огромной вооруженной свитой не ходят. Закрыли ворота, стали готовиться к обороне. Но…и в те времена, как  и в наши, предатели находились. Нашлись они и в окружении Рогвольда. . Не только впустили , но и по тайным ходам детинца привели!
Владимир на глазах у отца и братьев стал насило-вать Рогнеду. Братья кинулись защищать сестру и тут же упа-ли, пораженные мечами. Такая же участь постигла и самого Рогволода. Рогнеда стала наложницей у Владимира. Эти собы-тия легли в основу изменения имени ее, стала называться она Гориславой. Полоцк был разорен.
Итак, красота княжны, ее гордость, а также могуще-ство и влиятельность ее отца сыграли роковую роль в судьбе города, личной судьбе Рогнеды, и оставили глубочайший след в истории, благодаря которому мы можем строить множество версий и догадок о произошедшем. Это – основная версия, рожденная летописями  того времени.
Возможно, что не выбор Рогнеды повлиял на ход истории, а другие факторы?
 Полоцкое княжество в те времена, как выше упо-миналось, было центром земель славянского племенного союза кривичей, которые перекрывали практически весь древнейший путь "из варяг, в греки", а следовательно полоцкий князь обладал серьезными доходами, был влиятельным и могущественным. Почему не завладеть владениями его?.. Князя Владимира можно представить отцом «рейдерства», которое станет обычным явлением в Украине постсоветского времени.
Хотя, летописи того времени упор делают на оскор-бительный ответ гордой княжны послам Владимира, с полоц-ким князем: "Не хочу розути робичича, хочу за Ярополка!"
Рогнеду-Гориславу, князь Владимир поселит в Кие-ве в качестве жены и княгини.  Через девять месяцев она родит  сына Изяслава, который станет родоначальником полоцкой ветви  дома Рюрика, Всего Рогнеда принесет мужу четыре сы-на и две дочери.
Кроме Рогнеды у князя Владимира было еще четы-ре жены и многие сотни наложниц. Летопись говорит о том, что в Вышгороде у него было 300 наложниц, в Белгороде – 300, в Берестове – 200. «И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.» -говорит «Повесть временных лет».  Летопись говорит и о том, что в 987 году Ро-гнеда-Горислава сделала попытку убить супруга. Скорее всего, измученная несчастливой семейной жизнью и бесконеч-ными изменами мужа, вспомнив в очередной раз страшную свою свадьбу и судьбу родителей, братьев - она решила за все разом отомстить и занесла руку с остро отточенным кинжалом над спящим Владимиром. Но в этот момент князь Владимир внезапно проснулся и сумел отнять у нее кинжал. Он хотел тут же на месте покарать покушавшуюся на его жизнь отчаявшую-ся жену, но тут малолетний Изяслав с мечом в руках встал на пути отца. Такой поступок сына-первенца настолько изумил князя, что он пощадил жену.
Когда же в 989 году Владимир принял христиан-ство, то велел сказать своей первой жене Рогнеде: «Теперь, крестившись, я должен иметь одну жену, с которой вступил в христианский брак; ты же выбери себе мужа из моих бояр». Гордая Рогнеда ответила: «Княгиней родилась, ею была, ею и останусь... А если ты принял святое крещение, то и я могу быть невестой Христовою».  Летопись говорит далее, что ответ матери настолько удивил младшего сына Рогнеды Ярослава, страдавшего параличом ног, что он тут же от этой болезни поправился. Напоминаю читателю, что речь идет о Ярославе Мудром, будущем великом князе киевском.  Рогнеда, вместе с Изяславом была отправлена в Полоцкое княжество, которое отец отдал Изяславу в удел. Для сына и Рогнеды Владимир основал город Изяславль, ныне называемый городом Заславль Минской области Белоруссии. Рогволода и князя Изяслава можно считать родоначальниками государственности Белоруссии, а города Полоцк и Заславль первыми ее столицами.
 Сама Рогнеда приняла христианство, основала мо-настырь в Изяславле-Заславье. Согласно летописи перед смер-тью она постриглась в монахини под именем Анас.
Принятие христианства не дало свободы русской женщине. Муж оставался ее хозяином и повелителем. Мог муж, поучая жену, и кнутом высечь. И жаловаться некому на его деспотизм. Родители, выдав дочь замуж, теряли не только власть над нею, но и право защиты ее. В аристократических кругах женщина была намного  защищеннее…  Но вспомните, почему Анна Каренина у Льва Толстого бросается под поезд?  Пришла советская власть, объявившая равенство мужчины и женщины перед законом.  Но не могла власть эта изменить фи-зиологию женщины. Одновременно со свободой у нее увели-чились физические нагрузки, теперь она работала на производ-стве,  работала дома, выполняя всю, так называемую, женскую работу… На любовь времени не хватало! К ней женщина стала относиться, как к трудовому процессу. Неудивительно, что в период перестройки на весь Советский Союз дико прозвучал ответ одной из женщин: «У нас секса нет!»
Женщина становилась придатком трудового про-цесса. Она носилась в кадрах фильма от одного ткацкого стан-ка к другому, связывая концы рвущихся нитей, и никому не приходила в голову мысль, что прославлялась потогонная си-стема, осуждаемая в зарубежном исполнении. Любовь, семья становились тенью жизни и, чтобы усилить такой теневой об-раз вставлялись в кадры фильма  музыка и песни о любви. Ча-сто после просмотра фильма в памяти только эта песня и оста-валась! Рук труженице не целовали, к ногам ее кавалеры не падали. Поцелуй любви в губы заканчивал фильм и сопровож-дался топотом множества ног и рвущимися изо ртов звуками. И не понятно было – осуждение или одобрение эти звуки вы-ражают?..

Девочка, девушка, дева,
Жизни цветущей пора
Пряла, вязала и пела –
Потом повезли из двора.

Стала ты женщиной, бабой
Стала ты равной мужчине,
Пол величают твой слабым -
По неизвестной причине?..
Снижается доля интимного, эмоционального нача-ла, отношения между женщиной и мужчиной приобретают от-чужденный характер. Не случайно мужчины-интеллигенты, отвечая на вопрос о мотивах брачных связей,  нередко вспоми-нают «любовь», «эксцентричность»; женщины  в этих случаях акцентируют  слова – «случайность», «физическую неудовле-творенность мужем» Вот все, данное женщинам равноправие.


Рецензии