Цветы с чужого сада 4

БИЖАН ФАРШИ ДЖАЛАЛИ (Бежик) провел в Интердоме много лет, с 1956 по 1968 год. Настоящий ветеран. Утверждает: “чтобы это все рассказать не хватит, пожалуй, и жизни”. Приехал в Интердом в возрасте 5 лет. Привожу отрывки, которые, на мой взгляд, не только отражают интернациональный дух этого заведения, но и, одновременно, хорошо освещают бытовые и характерные мелочи в жизни Интердома:

- “Помню мы, дети иранских политэмигрантов, ехали в поезде из Сталинабада (Душанбе) в Москву, через Ташкент, где к нам присоединились дети греческих эмигрантов. Из моей семьи туда ехало сразу четыре человека: младший брат и две сестрёнки моей мамы - дядя Хосров, тоже воспитанник ИДД (Интернациональный Детский Дом), и две тёти – Севиля и Гуля.

Сейчас, спустя более полувека, мы многое переосмысливаем и о многом вспоминаем с лёгкой ухмылкой, будучи умудрёнными жизнью, но стоит нам оказаться вместе, как мы сразу начинаем вести себя словно и не существовало прошедших десятилетий. Будто время остановилось для нас, где - то там, в шестидесятых, и мы вновь проснулись пацанами, чтобы опять, с большой неохотой, вставать на зарядку. И если дежурная воспитка, будит тебя на зарядку, не просто говоря: - ребята, или Бежик, Луис, Георгис, и т.д. - вставайте,  и, к тому же, стучит, стучит ключом по железной спинке кровати прямо у тебя над ухом, то значит, это Берта Александровна, и ты проклинаешь в эту минуту всё на свете, потому что всё равно уже проснулся…

А помнишь? - практически так начинаются все наши встречи. И сколько у нас таких, "А помнишь?" Чего только стоили наши победы в спорте, и это не только из-за того, что у нас были лучшие спортсмены, но и из-за настроения и желания идти в зал, чтобы болеть за наших...

А помните, какие классные праздничные концерты у нас проводились? А “Огоньки”? А их оформление? Помню как будучи голышнёй, меня привлекли старшие в помощь к оформлению зала на праздник."

Бежик заканчивает  свои истории на позитивной ноте:
"Я убеждён, что главное состоит в том, что время проведенное в Интердоме, со всеми своими неписанными жёсткими законами детского сообщества, огромной братской дружбой, традициями в конечном счёте и воспитало нас настоящими людьми.
////

Грек СТАВРОС БРАХОС  (В Интердоме с 1972 по 1982 г.) делится в с нами занятной историей о птице мира.

О ГОЛУБЯХ

"Мне пришла на память одна история, которая случилась уже к концу лета. Сидели как-то группой пацанов на чердаке. А там голуби приютились. Началась охота на голубей. И вот, поймав голубя, тут же, на чердаке развели костер и стали жарить его. Из чердака повалил дым. Увидев дым, клубами выходящий из чердака, воспитатели подняли тревогу и полезли наверх. Воспитатели в одну дверь, пацаны - в другую, а голубь на костре, жарится посередине чердака.

Искали участников чердачной трапезы, чтобы наказать, но так и не разузнали, кто же, конкретно, там был. Однако, Людмила Францевна, не могла оставить эту историю без последствий. На ближайшей линейке, с большим пафосом и драматизмом, начала свою  дежурную речь с фразы, которая в дальнейшем стала для наших пацанов и пацанок, крылатой: «Дети коммунистов, птицу мира, и ту сожрали!».
//////

И напоследок, АЛЕХАНДРО ЯНЬЕС , чилиец , живет и работает в Сантьяго де Чили. В Интердоме с 1979 по 1985г.  рассказывает о прибытии в Интердом первых палестинцев.

Осведомим читателя , что с 60-х годов в Интердоме преподавал испанский язык бывший его воспитанник, закончивший в Иванове пед. институт. Звали его Хулио Кобенья. Официально его называли Юрий Игнатьевич, а испанские и латиноамериканские ребята звали его дон Хулио, или “Профэ”  (на испанском учителей зовут profesor). Алехандро вспоминает своего учителя добрыми словами и рассказывает историю об “арафатиках”. Привожу отрывок из этой истории.

"...Как-то, осенью в 1982 году, в преддверии торжественных празднований 50-летия Интердома, наш Профэ во время своего урока говорит нам, что прибыла новая группа детей в Интердом. Пять палестинцев, приехавших из Сирии, дети от 8 до 9 лет, а может и меньше, с родителями и родственниками, участвующих в освободительном движении Палестины... Если я не ошибаюсь, это были первые палестинцы в Интердоме. Потомки Арафата, наши арафатики!

Хулио рассказал нам подробно о каждом из них, о их родственниках, как и откуда они приехали ... и как всегда, он заканчивал свой рассказ отмечая важность ласкового приветствия и встречи со стороны интердомовцев, в частности латинцев. ;- Не важно, - говорил он нам, - арабы они или другой национальности, они заслуживают того, чтобы мы окружили их вниманием ... более того, с этого момента они являются частью нашей большой интердомовской семьи.

Таким образом, и не зная ещё этих "новеньких", мы уже достаточно много слышали о них и были ментально подготовлены к их встрече. Так или иначе, они уже были "наши"! Закончив учебный день, мы, четыре неразлучных друга, которых все называли «четыре мушкетёра», направились в столовую, через наш красивый двор, к центральному зданию Интердома, к тому первому зданию, куда прибыли первые дети в 1933 году. ;;

...Так вот, проходя прямо по центру двора, напротив входа в школу, мы увидели пятерых мальчиков, со своими чемоданами и с ...потерянными взглядами. Конечно, мы сразу поняли, что это была группа новых палестинцев. Проходя между ними, я эмоционально воскликнул: «Смотрите, это "Арафаты", о которых нам рассказал наш Профэ». У новичков загорелись глаза, узнав только одно слово в моём восклицании, они мгновенно заулыбались, начали кивать маленькими головами и повторять: “Арафат, Арафат, Арафат!" В этот момент произошла таинственная и уникальная связь: палестинские новички признали нас и увидели в этих латиноамериканцах "своих". Я уверен, что для них этот момент тоже был незабываемым. И, конечно же, «четыре мушкетёра», с этого первого контакта превратились в пример для них, в старших братьев и друзей... друзей на всю жизнь!

Скорее всего, без мудрости нашего Профэ Хулио, этого чудесного момента не было бы, или по крайней мере эта связь, которая длится до сегодняшнего дня, была бы менее интенсивной и прочной. Палестинцы - Махмуд, Самир, Абдульхалим, Джихад и Кайс – это наши «арафатики», наши братишки боевой Палестины!

Таким образом, Хулио Кобенья не только остался в наших сердцах за его учебную деятельность, но и за его постоянную заботу и работу в укреплении братских отношений, настолько характерных для интердомовцев."
////////////////// /

На этом позвольте завершить это небольшое погружение в книгу САГА об ИНТЕРДОМЕ, в которой есть ещё много любопытных историй. Надеюсь, что приведенное выше позволит познакомиться поближе с теми, кто на протяжении нескольких поколений проживал в этом необыкновенном доме уместно названным ИНТЕРДОМ.

Всего вам доброго,
томас памиес/ барселона, 16 июля 2013г.
-------
В заголовке : виньетка с портретами авторов сегодня
-------


Рецензии
Как хорошо, что Интердом был и остаётся в сердцах воспитанников светлым образом! Как хорошо, что сохранилось общение, встречи, совместно написанная книга! И как хорошо, что Вы, Томас, рассказали об этом. И рада за Вас, и завидую по-хорошему)))
С благодарностью,

Мария Евтягина   09.04.2018 16:15     Заявить о нарушении
Благодарю, что прониклись, Маша!
У меня остались лишние книги второго издания "Саги...". Часть их я отвез в Португалию на встречу интердомовцев, которая состоялась в октябре прошлого года. Поскольку желающих её заиметь значительно превосходило количество привезенных, я устроил тест-конкурс с вопросами по истории Португалии и России, чтобы убедиться насколько хоршо подготовились к поездке присутствующие и помнят ли историю России. Вспомнили уроки истории в Интердоме, тянули руки все. За час весело проведеного урока, книги - а их было двадцать экземпляров - достались представителям десяти национальностей. Авторов среди них не было, так как им книга досталась раньше, из первого тиража. Все кто сумел , оставили свои подписи на титульном листе.
Потом давили босыми ногами виноград - тот день проходил в винных погребах, потом пили домашнее вино. По усам текло, в рот тоже попало...

Томас Памиес   09.04.2018 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.