41. В. Агошков. Недошивина и Равдина о вятичах

41. В.Агошков. Верхнее Поочье.
*
Н.Г.НЕДОШИВИНА И Т.В.РАВДИНА О ВЯТИЧАХ.

В 1974-1975 гг. курганам вятичей было посвящено два исследования.
Это работы

Н.Г.Недошивиной «Погребальный обряд вятичей XI-XIII вв.»

и Т.В.Равдиной «Хронология «вятичских» древностей».

Н.Г. Недошивина впервые рассмотрела погребальный обряд вятичей не только как важный исторический источник для изучения идеологических представлений племени, но и использовала его также для целого ряда хронологических и типологических выводов.

Для этой цели Н.Г. Недошивиной изучено 1349 погребальных комплексов (717 погребений на материке и 632 погребения, расположенные в могильной яме). Выводы сделаны автором не только на основании отчётов прежних исследователей, но также и по материалам собственных раскопок в трёх, хронологически различных курганных группах (Новленская, Акатово, Маклаково), где вскрыты 84 погребения.

Основной тезис, к которому приходит исследовательница погребального обряда вятичей, по словам Т.Н.Никольской, состоит в следующем:

В XI-XIII вв. на обширной территории северо-востока Руси, заселённой двумя большими славянскими племенами – вятичей и кривичей, существовало единство погребального обряда, что, в свою очередь, свидетельствует о единстве идеологических представлений населения данной области. Поэтому основным критерием для определения племенной принадлежности вятичей, по-прежнему, являются женские украшения, и в первую очередь, височные кольца.

Но это единство находит своё выражение в археологическом материале сравнительно поздно – лишь в XI-XIII вв. в силу ряда социальных причин, в частности, в связи с тем, что именно на этот период падает расцвет ремесла.

Вместе с тем летописные данные свидетельствуют о сложении этнического и социального единства вятичей уже в IXв, чем появляются археологические признаки этого единства.

В диссертации Т.В. Равдиной «Хронология «вятичских» древностей» изучено около 3000 погребальных комплексов из 500 могильников, в результате чего удалось уточнить типологию и датировку основного определяющего признака вятичей – семилопастных височных колец.

Несмотря на то, что христианская религия боролась с обычаем сожжения мёртвых и обряд трупоположения становится в XIв господствующим, всё же можно отметить, что пережитки языческой погребальной обрядности в курганах XI-XIII вв. живут в народной вере ещё долго и свидетельствуют о преемственности в вятичском погребальном обряде. Эти археологические данные вполне согласуются с записями Нестора-летописца…

*
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД.
 Учёная указывает, что курганные кладбища XI-XIII вв. в Земле вятичей расположены на возвышениях, чаще на берегах рек, и обычно невелики. В курганной группе насчитываются от 5 до 30-40 насыпей, чаще до 20, что соответствует и небольшим размерам селищ.


В местах наибольшего скопления населения встречаются могильники значительных размеров, 5О-100 насыпей (например, Анискино, Доброе), а могильник, открытый экспедиций Музея истории и реконструкции Москвы на окраине г.Одинцово (в Подушкинском лесу), состоит из 234 насыпей. Правда, в него входит восемь отдельных курганных групп, расположенных с интервалом 200-400м; каждая из них являлась, очевидно, кладбищем одной деревни.

По внешнему виду курганы с трупоположениями ничем не отличаются от круглых курганов с кремацией, и часто находятся в одной с ними группе. Они имеют полусферическую форму, высоту от 0,3 до 1,5-2-3 м, диаметры – от 5 до 12-16 м.
Вокруг основания насыпи встречаются ровики и перемычки. Обычно курганы раннего времени имеют более высокую насыпь, позднее, когда погребения совершаются в могильных ямах – курганы становятся менее высокими.

Однако нет правил без исключения. В Одинцовских курганных группах (раскопано всего 50 насыпей) наблюдается другая закономерность: ранние курганы времени XI-середины XII вв. – невысокие, до 1,5м, более поздние – крупнее, форма их насыпей разнообразнее. Кроме того, в курганной группе Одинцово обнаружена и очень редкая форма курганных насыпей – усечённоконическая.
 
Пять курганов с плоской вершиной отмечены в Волковской курганной группе у Звенигорода. погребения обнаружены в ямах глубиной от 0,6 до 0,95м. Высота курганов от 0,06 до 0,85м, диаметры – от 5,5 до 8м.

*
СЕМИВЕРХИЕ КУРГАНЫ, СЕМИЛОПАСТНЫЕ КОЛЬЦА.
В седьмой курганной группе Одинцова исследован ещё один необычный тип курганов, слитых из семи насыпей. На поверхности таких курганов (диаметром 14 и 16м) чётко выделялись семь самостоятельных вершин. Погребения находились только под центральными вершинами, внешние насыпи имели, по-видимому, символическое значение.
 
Не означает ли это, что семиверхие курганы и семилопастные височные кольца каким-то образом связаны между собой?!

К тому же диаметр некоторых курганов – 14 метров: два раза по 7. Не имеет ли это отношение к космосу? Семь дней недели?

Одинцово – от «оди'н» или «О'дин» – языческий бог? Усечённоконическая форма кургана напоминает «космический корабль». Или древние люди таким образом высказывали поклонение мужскому божеству?! Цифры 7 и 1 похожи при написании и, наверняка, связаны с обозначением человека…

В Царицынских курганах (в группе Орешково, курган 4) А.В. Арциховским отмечен ещё один тип насыпи кургана – седлообразный в профиле.
 
Такой курган создавался в несколько приёмов: сначала сооружались четыре холмика, грунт для которых брался из ровиков, а затем земля снова подсыпалась, в результате чего малые холмики слились в один большой курган (верхняя часть его насыпи состояла из земли, привезённой со стороны). Курганные насыпи в могильниках часто группируются без особого плана, располагаются параллель-ными рядами, в шахматном порядке или по полукругу.

Т.Н. Никольская отметила среди курганов наличие отдельных крупных насыпей, расположенных в стороне от группы; высота этих курганов от 3,5 до 6м (Митино, Беседы, Доброе, Никольское, Верхогрязье). (Может, так хоронили старейшин, князей, царей?-В.А.)

Как и у соседних кривичей, в вятичских курганах известно два основных типа погребального обряда: погребения на материке (горизонте) и погребения в грунтовых ямах. Как показала Н.Г. Недошивина, ямные погребения вятичей (так же, как и кривичей), всегда позднее погребений на горизонте и относятся к XII-началу XIIIв.

Сделаны два существенных вывода: 1) в западной части Земли вятичей преобладают курганы с погребениями на горизонте, относящиеся к ранней стадии (XI-начало XIIв). Курганы с погребениями в могильных ямах XII-XIII вв. распространены в основном на востоке вятичской территории, в низовьях Москвы и в районе Рязанского Поочья;

2) в некоторых курганных группах встречаются как погребения на горизонте, так и в могильных ямах: оба типа обряда в течение времени (XIIв) сосуществуют.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии