5. Первое мая

НА СНИМКЕ: Картина художника Исаака Бродского "Первомайская демонстрация на проспекте 25 октября",1934 г.
В те годы Проспектом 25 Октября именовался Невский проспект.


      Первого мая – большой праздник – Международный день солидарности с трудящимися всех стран. Я понимал, что слово «трудящиеся» означает тех, кто трудится. Само это слово мне не нравилось, потому что звук «щ-щ-и-и-и» сильно шипел. Мне больше нравилось слово труженики, но, по-моему в обиход они вошло позже уже в войну: «труженики тыла». Мне объяснили, что солидарность – это когда мы трудящихся всех стран, «гда правит капитал», поддерживаем. А когда говорят, что правит капитал – это означает, что буржуи закабаляют рабочих и крестьян. Я принял на веру, что так оно и есть, хотя и не все понял, и вопросы у меня остались. Но думать об этом мне больше не хотелось, потому что мы должны были пойти на демонстрацию, и вот это для меня и был большой праздник.

      Мама рано уехала из дома в Лесотехническую академию, потому что ее колонна «формировалась» ( еще одно трудное слово) на Выборгской стороне. Мы с папой нашли колонну Черниговских холодильников, где то у Московского вокзала и встали в нее. Играли марши и другую бравурную музыку, под которую плясяли. Хором распевали популярные революционные песни, песни гражданской войны и первых пятилеток. Мне особенно нравилась песня «Широка страна моя родная» из кинофильма «Цирк»
 
                Широка страна моя родная.
                Много в ней лесов, полей и рек,
                Я другой такой страны не знаю,
                Где так вольно дышит человек.

       Люди были празднично одеты, к левой стороне груди были пристегнутя красные банты. Многие люди несли флаги и транпаранты, а на длинных палках – портреты вождей. Портрет Сталина был очень большой и его несли четыре человека на двух скрепленных поперечных палках. «Как на носилках», – подумал я. Портреты Молотова и Маленкова были поменьше, еще меньше были остальные портреты. «Это члены политбюро», – сказал папа и начал перечислять мне их фамилии, показывая на портреты, – «Вот Жданов, а вот это маршал Советского Союза Ворошилов, ...». Я и раньше уже знал в лицо и Ворошилова, героя гражданской войны, командарма Первой конной армии, и Жданова, руководителя большевиков в Ленинграде. Другие – были мне незнакомы, потому что они не были героями или не выступали по радио так часто, как Жданов.

      Люди заполняли всю проезжую часть Проспекта 25 октября, а на тротуаре стояли празднично одетые взрослые с детьми и махали нам флажками. Мы прошли весь проспект и вышли на площадь Урицкого (сейчас ей вернули ее прежнее название – Дворцовая площадь). Там была установлена трибуна, на которой, как папа мне объяснил стояли руководители партии и горсовета Ленинграда. Зимний дворец я видел впервые, и папа сказал, что когда большевистские отряды его взяли штурмом в октябре 1917 года, тогда и произошла «Великая октябрьская социалистическая революция». А посреди площади стояла большая колонна, которую папа назвал «Александрийский столп» и про этот столп ничего не объяснил. Сегодня я знаю, что это столп, а тогда я подумал: «столб».

      Когда мы прошли площадь и попали на улицу Халтурина, демонстрация закончилась. Люди свернули транспаранты и побросали их в ожидавшие нас машины. Туда же положили палки с портретами вождей, а сами пошли дальше, но уже не в колоннах. Демонстрация закончилась, а меня переполняла гордость, что я тоже выражал свою солидарность с трудящимися всех стран, хотя я их нигде не увидел. А жаль. Мне очень хотелось посмотреть, как они выглядят. Мы вернулись домой. Мама уже была дома, а вскоре пришли все мамины братья и сестры, и у нас был праздничный обед. Было шумно, весело, и этот день запомнился мне, потому что он был особенный.

      Улица Халтурина теперь снова называется Миллионной, а Александрийский столп, как стоял, так и стоит. Первое мая в Америке не празднуют, хотя формально этот праздник былл введен из-за событий, произошедших в США. Я много раз в жизни ходил на первомайские демонстрации, сначала в Ленинграде, потом в Новосибирском Академгородке, но ощущение праздника постепенно ослабевало, и сегодня оно едва теплится где-то в глубине моей души

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/07/17/408   


Рецензии