Фанатка

                Фанатка
                рассказ

Зоя – моя бывшая однокурсница по медучилищу. Не виделись мы десять лет, и случайно опять с ней столкнулись… но в виртуальном пространстве. Я – в декретном отпуске, ребенок спит по полдня, поболтать не с кем, тоска зеленая… а тут Зойка!
Сижу в интернете, открыла страницу форума, посетители которого обсуждают телевизионные шоу, увидела ее ник, заглянула в профиль – электронный адрес все тот же… Мы с ней списались и созвонились.
- Привет, Настюха, - бурно, как всегда, отреагировала она. Голос не изменился. Манеры все те же.  – А я теперь с фанами… я только с ними тусуюсь…
- С фанами? – не сразу «въехала я»… - Ты о чем?
- У меня есть кумир, - терпеливо начала объяснять она. – У тебя ведь есть… ну, актеры любимые или певцы там… спортсмены?
- Ну, да… да, наверное, есть… как у всех… - пробормотала я.
- Вспоминаешь, небось, раз в полгода? А так и не чешешься…
- Ну… да, наверное, - согласилась с ней я.
- В Сети-то хоть информацию ищешь?
- Да нет… хотя… да… иногда…
- Эх ты, тоже мне… Я бы уж всю подноготную знала. Фаны – они такие клевые, с ними так интересно, я теперь больше ни с кем, кроме фанов, вообще не общаюсь.
- А, правда, говорят, что они… эти фаны… того? Ну… тронутые…
Она засмеялась.
- Они очень разные. Есть и такие. Но ведь они везде есть…
И Зоя мне все рассказала. Она смотрела вокальный конкурс по телевизору, «влюбилась» в певицу (она увлекалась певцами и раньше, но «такого» с ней никогда еще не было!), «подсела» на собирание информации – абсолютно любой, ей было интересно все подряд: даже что ее любимая звездочка есть на завтрак и какого цвета ее постельное белье.
- Ну, ты даешь! – не удержалась от иронического восклицания я. – Еще купи ей домашние тапочки любимого фасона и принеси на концерт такой вот подарок.
- Я об этом думала, - совершенно серьезно ответила мне она. – Правда, не тапочки, а резиновую шапку, в которой ныряют в воду в бассейне. Я прочла все ее интервью, все от корки до корки, могу про нее говорить часами, мне стоит только начать…
- Мне все ясно! – ужаснулась я. Мне не нужны были часовые рассказы Зои о «кумире», я вообще уже жалела, что возобновила знакомство.
- Только не говори мне, что я на ней помешалась… и это вроде как зависимость… сейчас это модное слово. Чуть что – «психологическая зависимость»…
- А, по-твоему, нет?
- Нет, конечно. Это… любовь, - выдавила она, слегка смутившись. – Люблю ее как певицу, и все… слушаю, и жить хочется. А стоит мне день прожить без новой «инфы» в Сети, накатывает депрессуха…
- Да что каждый день там может быть нового? Место гастролей? Был один город, стал другой? Или ты за ней по гастролям будешь таскаться? И подмечать все детали?
- У меня жизнь разделилась на «до» и «после», Настена, ты понимаешь? Теперь мне интересно только то, что связано с ней, только это… и точка.
Зоя рассказала мне о фанатской среде. Познакомилась она с этими людьми в интернете, потом они встретились в реале. Они много ссорятся, без конца выясняют, чей кумир лучше, доказывают свою правоту, им не жалко времени сутками напролет спорить, кто лучше, кто хуже поет. В интернете они агрессивно накидываются друг на друга, переходят на личности, склочничают, базарят. Но… при всей разнице вкусов есть у них что-то общее – жизнь кумира для них интереснее собственной жизни. По сторонам эти люди не смотрят, они видят только экран монитора.
- Нас все ругают, говорят, что мы чокнутые фанаты, - угрюмо жаловалась мне Зойка. – А ты сама подумай… ну о чем вы говорите дома? Что купить в магазине, да что на грядках выросло… Быт, быт и быт. Тоска – одним словом. В молодости хоть чем-то интересовались еще, кроме быта, потом один быт. Он заедает. И жить становится тошно. Что, скажешь, не так? И тебе не было скучно до тошноты, когда ты мне, спустя столько лет, написала? Пообщаться-то не хотелось? Хотелось. Хоть с кем-нибудь. Не о быте треклятом.
Может, она и права. Зойка при всех своих завихрениях не была дурой. Люди уходят с головой в это свое «фанатство», потому что им хочется верить: есть более интересная жизнь. И потом  - фанатами часто становятся люди, которые хоть чем-то, помимо быта, интересуются, а поговорить им об этом не с кем. В искусстве они не специалисты. Но любят его. Каждый по-своему, на разном уровне. Так создается «фанатская среда».
Я послушала записи певицы, на которую так «запала» Зоя. Голос красивый, конечно, но для меня слишком пафосно, слишком серьезно, а я не люблю излишний надрыв. Для Зойки же – чем надрывней, тем лучше. Она – любитель «цыганщины». Я и не думала спорить с ней, но удивилась ее реакции.
- Настюха, не надо так вежливо… ни о чем… не нравится – так и скажи, негатив – и то лучше, чем ничего, значит, тебя это сильно задело… Ничего – «наши» на форуме быстро тебя убедят, лучше Жанночки никого нету…
Жанна – зойкин кумир.
- Ты мне уже говорила, чем вы там днями и ночами подряд занимаетесь… не надоело еще кого-то в чем-то убеждать, переубеждать?
- Не скажи. У нас один тип был, Вадим, так он обиделся, что его кумира у нас не жалуют, сначала свалил вроде с форума, а потом понял – в реале ему вообще не с кем поговорить про этого своего любимчика, и на форум вернулся… пусть лучше ругают, но слушают хоть!  Говорю ж тебе, у нас, может, бывает и скучно, в реале – еще скучнее. Мы хоть чем-то интересуемся, они… остальные… вообще – совершенно ничем. По мне лучше быть чокнутым фаном, чем кухонным комбайном… как многие тетки… или просто тупым пьянчугой, как мой бывший муж. Он и песни-то только любил про то, как нажраться водки. И что-нибудь замутить спьяну. А я как услышала жанночкин голос, в глаза ей взглянула… как в омут. Другая жизнь у меня началась. Стихи даже пишу, представляешь? Во как – вдохновила!
Она сказала мне, на каком сайте размещена ее собственная статья про Жанну. Стиль меня удивил. Сколько лет знаю Зойку – такой восторженности от нее я не ожидала: «Жанна – имя само по себе обязывает…» К чему, интересно? Ну, был такой исторический персонаж, и что из этого? «Как услышала ее голос, душа моя затрепетала, как будто проснулась, узрев этот образ воительницы». Говорит Зойка лучше, чем пишет, я не уверена, что ей стоит продолжать в том же духе. Она захлебывается, без конца повторяется, как будто не в состоянии подобрать слова, перебирает их одно за другим, выплескивает все сразу, и все ей кажется – это не то и не так. А как? Она и сама не знает…  Вот еще пример такого «красноречия»: «Голос ее уводит в небесные дали, озаряет вас, но не солнечным, а неким лунным сиянием, будто бы наступила вечная ночь, и в небе – она одна». Да… любовь может сделать красноречивым, может косноязычным, в случае Зойки, у которой до этого литературных опытов не было, получилась своеобразная смесь и того, и другого.
Я стала читать этот форум – тему за темой, страницу за страницей… Зойка везде назойливо уверяла всех пользователей, что их кумиры никуда не годятся, они – никто и ни что по сравнению с ее Жанночкой. Неужели фанаты думают, что такая тактика – самая правильная, если хочешь вызвать любовь к своему кумиру, увеличить ряды его поклонников? Видимо, так они в большинстве своем думают, потому что не одна Зойка делила эстрадный олимп на «своего кумира и всех остальных», для других тоже только их идолы имели право на существование, идолы остальных значения не имели. Каждый считал, что прав только он. И готов был доказывать это до скончания века. Не жалея ни секунды свободного времени – если судить по количеству посланий. В этом целый пласт населения находит смысл жизни.
Прежде мне общаться с исступленными фанами не доводилось, я задумалась: сколько их вообще? Если судить по интернету, не так уж и мало. Встречались среди них и спокойные объективные собеседники, но в явном меньшинстве. Большинству не хватало накала страстей в пылу спора, иначе им скучно было. И они порой совершенно искусственно, на пустом месте, этот спор затевали.
- Знаешь, что мне на форуме сказали? Артисту нужны умные поклонники, которые будут давать ему советы, какие песни петь, ну… насчет сценических костюмов и всякого такого… и текстов к песням, конечно, - сказала мне Зойка.
О, боже!
- Артистам фанаты всякие нужны, но в первую очередь – те, кто платят. И именно им они будут стараться понравиться в первую очередь.
- Настюх, но это цинично…
- А ты что хотела? Они на эстраду зачем пошли? Зарабатывать деньги. Кто платит, тот и заказывает… ясно, что.
- Жанночка – не такая, она во всех интервью говорит: гонорар для нее значения не имеет.
- Зой, ну это смешно, какой артист скажет тебе в интервью: я работаю ради того, чтобы получить гонорар…
- Жанна – ну она это… духовная… верующая… крестилась два года назад, как и я… У нас с ней одни совпадения – прямо мистические.
Вообще-то о людях Зоя судила всегда вполне здраво, но если речь шла о тех, к кому она была неравнодушна, то – все. Но раньше она стеснялась быть слишком высокопарной (во времена нашей юности это было не модно), видимо, с возрастом человек становится откровеннее. Да и мода меняется.
- Кто сейчас еще не успел креститься – из звезд эстрады? Ты мне хоть одну назови.
- Да ну тебя... Ты ее просто не знаешь.
- Ты тоже.
- Я ее чувствую, понимаешь?
- Духовная связь?
- Ну, вроде того…
Мнения – почему мы не можем без них? Не довольствуясь своим собственным. Это что – теорема, которую нужно доказывать, и доказывать, и доказывать окружающим? Я раньше втягивалась в виртуальные диспуты и всегда об этом жалела – потеря времени, трата сил, никому не нужная, бесполезная. Всем этим «кумирам» нашим так глубоко на это начхать… Но, как я поняла со слов Зойки, некоторые фаны подбирались близко «к телу», кому-то удавалось взять автограф (никогда не могла понять, зачем это нужно, что толку в росписи на клочке бумаги?), кому-то даже чмокнуть любимицу в щеку, кому-то устроиться на работу «в команду» так, чтобы быть поближе, видеть ЕГО или ЕЕ, пусть за гроши, но главное не это, а счастье – находиться вблизи, видеть и слышать все самому (а что именно – даже судить не берусь, любой чих драгоценен). Некоторые, особо удачливые фанатки даже становились администраторами, а то и женами артистов (но чаще всего это было тогда, когда он, выйдя на пенсию, спившись, потеряв абсолютно все, вплоть до жилья, становился вообще никому, даже собственным детям, не нужен… и тут-то фанатка и объявлялась…) 
- Это вообще – представляешь? Его все бросили, а ты, верная, преданная, любящая тут как тут, и… - рассказывала мне Зойка очередную историю.
- Ну… романтично, - не стала спорить я. Но Зойке в малейшей моей интонации чудился подвох, и она не ошибалась.
- Только не говори, что он ее просто использует, это не так, просто он все эти годы не знал о ней… и вот узнал… и увидел… и оценил бескорыстную преданность!
- Куда больше бы он оценил, если бы ей было что ему дать.
- Не говори, что все звезды циничные, я раньше тоже так думала, пока не услышала, как Жанна поет «Ты меня побереги».
Да это и не цинизм, они просто вынуждены быть такими. Но вслух я ей этого не сказала. К чему без конца спорить? Ее Жанна хочет нравиться всем – она и романс споет, и дворовую песню, и нос проколет, и крестится… все что угодно. А почему бы и нет? Голос хороший… И мало кто готов довольствоваться узким кругом, всем мировую истерику подавай. Я не осуждаю, но и не обольщаюсь до такой степени.  Она уже песни спела на десяти языках, не знаю, какой у нее новый – на очереди.
- Настюха, мне кажется, зря ты думаешь, звездам по фигу, что мы там пишем…
- Зой, я ты никогда не мечтала знаешь, о чем? Вот уснула ты и проснулась миллионершей. Теперь можешь заказывать музыку – и твоя Жанна приедет к тебе петь все, что ты хочешь… Ты не представляешь, до какой степени будет ее интересовать твое мнение в такой ситуации. Она все нюансы учтет.
- Ты сравниваешь артистов – больших артистов! – с какими-то… проститутками, что ли? Нет, я знаю, что им приходится угождать разным людям, но поступиться принципами…
- Это какими же?
- У Жанны есть свои принципы, она никогда не будет петь то, что ей не по душе. И даже советуется со своим духовным наставником.
- То есть – ты этому веришь?
- Скажи лучше: она тебе просто не нравится, вот и все.
Она меня не поняла. Да, Жанна не совсем в моем вкусе, хотя и не раздражает ничем… Я бы не стала ее осуждать за желание заработать, петь хоть «Мурку» на каждом углу и в любом ресторане, бизнес есть бизнес. Для меня бы она вовсе не упала с пьедестала, если бы прямо говорила, чего хочет, и как она будет этого добиваться. Другое дело – что я на такой пьедестал ни одного артиста еще не возводила в своем воображении… Мне бы и в страшном сне не приснилось, что я на кого-то из них «молюсь».
Прошло несколько лет. Я случайно встретила Зойку на улице. Мой сын уже пошел в школу, я шла с родительского собрания. Вдруг слышу – кто-то меня окликнул. Обернулась – она.
Вид отдохнувший, одета прекрасно, глаза грустные, голос до странности тихий, монотонный, ее возбужденная интонация сменилась усталой, невыразительной, тусклой. 
- У твоей Жанны все в шоколаде.
- Она не моя теперь…
- Как это?
- А вот так.
И она рассказала. У Зои есть тетка, жена крупного предпринимателя. Три года назад эта женщина уговорила своего мужа пригласить на праздник Жанну и спеть песни, которые так любит Зоя. Та явилась, улыбнулась гостям ослепительной голливудской улыбкой. «И знаешь… мне в этот момент показалось, она как кукла какая-то… марионетка, и тошно мне стало», - призналась мне Зоя. Она всю ночь не спала перед этой знаменательной встречей, знала, что Жанна предупреждена: одна из ее виртуальных поклонниц здесь будет. Боялась, как все пройдет: «Я просто не знала, как переживу это – вдруг я ей не понравлюсь, и как тогда жить, Настя? Как тогда жить?!» Но Жанна слушала рассказы хозяйки о бурной виртуальной деятельности Зои так, будто ей говорят, какая будет погода. Для нее это было артистическими буднями – ну, еще одна фанатка, еще один форум… Впрочем, «приклеить» очаровывающую, как самой звезде казалось, улыбку она не забыла. Она несколько раз выкрикнула имя Зои, все зааплодировали. В перерывах между песнями искала ее взгляд, в микрофон задавала ей вопрос, что петь дальше, всячески демонстрировала то, как ее выделяет, и как ей благодарна.  «Но я чувствовала: ей все равно, в глубине души она даже подсмеивается… не надо мной конкретно… а над такими, как я…» - продолжала свой рассказ Зоя.
Глаза равнодушные, улыбка до ушей… все это создавало впечатление чуть ли не издевки. Зое стало казаться, кумир над ней просто смеется – в открытую, со всем залом. Ее затрясло, она едва нашла в себе силы высидеть до конца и даже не подошла брать автограф. Потом ей сказали – Жанна спрашивала хозяйку, где же та самая Зоя из интернета. Но мнительной женщине и в этом померещилась насмешка. Кто знает – была ли она?..
- Вот и пойми вас, фанатов. Так что же теперь – Жанну больше не слушаешь?
- Нет… иногда, конечно, бывает… Но она теперь уже не «наша Жанна», ее вся страна полюбила… А когда нас было меньше, мы думали, что ей нужны, она будет ценить каждого из нас… Все-таки есть в этих звездах что-то лакейское… из сферы обслуживания… издержки профессии, скажешь? Да я понимаю…
Есть и такие фанаты – им нравится думать, что только они в состоянии оценить и понять кумира, им вовсе не льстит быть в толпе. Хотя до поры до времени они и сами могут не понимать, какой дискомфорт испытают, когда слава артиста в разы возрастет.  И эта иллюзия «он только мой» исчезнет.  Есть даже такие, которые в эмоциональном запале станут писать в интернете: «Да он же нас предал! Поет теперь на потребу – все для толпы…» А до этого годами мечтали о том, чтобы их любимчик прославился.
- Я и сама не знаю, что это со мной… может, мнительность, может еще что? А ты поняла, в чем дело?
- Кто вас фанатов, знает… Так что – ты теперь вообще никого не слушаешь? И на форум не ходишь?
Внезапно ее глаза загорелись – в них вернулось знакомое мне выражение энтузиазма.
- Настя, мне знаешь, кто нужен? Новый кумир! Ну, все, побежала, такое количество записей дома, а слушать все некогда, вот я сейчас и начну.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.