Почему я не монотеист. Гл. 1

                "Мы постоянно страдаем оттого, что нам кажется, будто мы слишком ничтожны." 
                Александр Мень

                "Почему, когда отец Всеволод Чаплин говорит, хочется снять крестик и пешком уйти в Тибет?"
                (из статьи)

    Предложенный в данном тексте круг вопросов и попытка ответить на них касается одной жизненно важной проблемы -- почему люди, искушенные в вопросах богословской мысли, вроде меня, охотней принимают экзотичные и пёстрые восточные верования, нежели хмурое и тревожное христианство. Вернее, почему они принимают христианскую мораль и универсальный гуманистический аспект христианства, но с недоверием относятся именно к «святая святых» -- метафизической и мифологической его части, к своду догматов, который оригинально отличает христианство от множества других верований.
    Из подавляющего большинства числящих себя, по разным соображениям,  христианами, людей моего круга отличает искренность и серьёзность в выборе религии, как следствие данной от рождения философской рефлексии. Выбор религии для меня происходит не ради душевного комфорта или в угоду этно-культурной принадлежности, а ради того, что отвечает сугубо личному экзистенциальному запросу человека мыслящего, озадаченного своим положением в мире. 
    Осознавая всю серьёзность и радикальность духовной ориентации,  понимаешь, что тебе, как проявленной в бытии сущности, придётся «не за страх (ад?), но за совесть» нести ответственность перед Высшей духовной инстанцией,  а не перед теми,  кто посулами и угрозами, из века в век пытается навязать традиционные или свои личные представления о запредельном. 
   Какими правдами и неправдами формируются подобные традиции посвященному в историю религии, прекрасно известно. 
   Собственно, об этом и пойдёт разговор.
   
   Начну с сомнительного на мой взгляд представления, что монотеизм, в доктринальном лоне которого и покоится христианство, с его креационистской моделью мира творения из ничто, возникший по загадочным причинам в головах ближневосточных мудрецов, якобы имеет неоспоримые преимущества перед пантеистическими верованиями, в которых мир является имманентной манифестацией Бога и равен его трансцендентному аспекту.
   Коротко говоря, мнимо ли преимущество творения «ex nihilo» перед творением «ex Deo».
   Обычно монотеистами и их симпатиками в качестве основного аргумента приводится трагический драматизм авраамической доктрины, мол, человек всего лишь тварь, порождение ничто и Богом ему не стать, но он имеет свободу выбора и эта свобода выбора и есть «козырный туз» в рукаве всякой «твари дрожащей». (В игре с Богом, что ли?)
   Мир ничтожен в глазах Творца, потому как создан из ничто и из этой ничтожности, парадоксальным образом, можно выбраться только через осознание этой ничтожности. И как следствие, вина и послушание богобоязненного раба стало духовным корнем монотеизма.
   Конфуций как-то сказал: "Остерегайтесь людей, стремящихся привить вам чувство вины, их цель -- получение власти над вами".
   И цель была достигнута.
   Адам пал, лишь потому,  что ослушался, то есть воспользовался данным ему правом выбора и вся дальнейшая история его скитаний это попытка исправить эту роковую ошибку, загладить вину перед Творцом.   
   Но коль так, то причём здесь свобода воли, если она несёт исключительно угрозу? Ведь выбор на самом деле лежит в очень узком ассортименте предложений – между, извините, пирожным и дерьмом. ("Огласите весь список пожалуйста!")
   Бог всё, человек ничто. А у ничтожества и выбор ничтожный.
   Возникает  вопрос, неужели великий и всемогущий Творец способен  только на столь жалкое творение? Творение, которое, как оказалось после одобрительного «зело», ничего кроме отвращения у Творца теперь не вызывает.
   Свобода выбора оказалась, то ли ошибкой, то ли преднамеренной уловкой, но уж точно, досужим поводом посудачить на эту тему, чем ретивые апологеты и занимались последние пару тысяч лет, до бесконечности уплотняя свои интерпретации в стопы лохматых опусов и трактатов, изо всех сил пытаясь оправдать Творца. (Хм, как будто бы он в этом нуждался.)
   Послушание, только послушание, шаг в сторону – побег.
   Внимаешь советам Отца Небесного – поступаешь верно, рай тебе за это; не внимаешь и поступаешь по своему разумению – штрафные санкции в виде неприятностей и последующего ада. Просто как ходьба по канату.
   Но возникает справедливый вопрос -- где всё же обещанная Богом свобода, где  просвет хоть какой-то скромной третьей альтернативы?
   Её оказывается нет.  Есть только свет и тень, добро и зло, кара и милость – никакого плюрального «и-и», только  деспотическое «или–или». (Жесть. Хичкок и Калигула в одном флаконе.)
   Слепому видно, столь крайний дуализм ведёт к шизофрении и разладу в мировосприятии. И как результат современный постмодернистский мир, где выжить способен только душевнобольной. Да-да, современный нигилистичный мир прямое следствие богобоязненного монотеистического мира. Бог был столь далёк, что его посчитали отсутствующим. Его так долго и сильно боялись, что устали от "страха божьего".
   Психологи утверждают, дети выросшие в семьях, где родители говорили одно, а делали совершенно противоположное, обычно становятся социопатами или пациентами психлечебниц. Подобным образом, мир населённый павшими адамами, тихо ехал крышей под непрерывные команды Бога-Творца -- "Стой на месте, иди сюда!"
   Свобода воли в монотеизме на поверку оказалась прокрустовым ложе, дырявым тришкиным кафтаном с сенькиной шапкой в придачу.
   Козырный туз оказался бит пантеистической шестёркой.
   
   Обычно духовные отцы, нервно почёсываясь, подобных вопросов избегают, а если не удаётся, то пускаются в такое демагогическое циркачество, что ошарашенный перестаёшь понимать, где верх, а где низ. А в конце следует неявная угроза пухлым кураевским пальчиком: «Ай-ай-ай, ты веруй и поменьше думай, а то плохо закончишь. Молись и тебе откроется.» Собственно, это из их медоточивых уст звучит как предложение пойти на три буквы.
   Однако мы туда не пойдём. А лучше вернёмся в серьёзную плоскость дискуссии.
   Чем же плох в глазах монотеиста пантеизм? Тем, что манифестирующий себя  в виде мира Бог, предлагает реальность как иллюзию, как завораживающее приключение Духа, где у всего от атома до человека существует божественная альтернатива. Мир в глазах пантеиста сплошное чудо, торжество сознания над невежеством, могучий поток бытия устремлённый в океан бескрайней любви и всеблаженства. 
   Не серьёзно как-то, правда? Слишком уж всё весело.
   И в пику этому языческому празднику жизни хмурый монотеизм через некие пророчества, якобы  от самого Бога, принимает трагическое откровение – мир несовершенен, а значит плох, положение человека тоже безнадёжно -- бездна между ним и Богом непреодолима, и остаётся только стенать, просить пощады и снисхождения, авось Всевышний смилостивится и поместит тебя после смерти в некий вселенский крольчатник под названием Рай, элитный тропический пляж, уходящий в бесконечность, с шезлонгами для вип-персон, залитый ласковыми лучами Абсолюта. Там как здесь, но гораздо лучше.
   То есть тварь заведомо виновата уже потому, что ничтожна и только Всевышний способен поправить положение. Всё по воле его свершилось, всё по той же воле  и закончится, если, разумеется, он с той ноги встанет утром в своей обители. Остается одно –- терпеть и ждать, ждать и терпеть… Незамысловато, но надёжно.
   А главное -- страшно.
   Тут же  вспоминаются счастливые будни пионерских лагерей прежних совковых лет,  когда на ночь, после отбоя пацаны, дрожа от страха, соревновались в искусстве рассказа историй-страшилок, а дзевки, повизгивая, в соседней спальне, упражнялись в историях «покрасивше» и послезоточивей. Очень похоже.
   Но пионэрам это грозило ночными кошмарами и мокрыми простынями, а Адаму сном разума на тысячи лет.

   Итак, мир в глазах авраамитов «юдоль плача и страданий»  в котором угодить Богу крайне сложно. А посему в их мрачных головах возникло целое учение по искусству раба угождать Хозяину, в котором свобода выбора уже не выглядела столь привлекательно.  Выбирать было не из чего, чуть по-своему -- и по голове. Иметь цепь подлиннее, а похлёбку повкуснее позволялось исключительно тем, кто пел бодрые оды своему рабству, мелодично звеня цепями.
   Как видите, основной упрёк пантеизму, в котором якобы отсутствовала свобода выбора и царил тотальный кармический диктат Абсолюта, оказался в  монотеизме пародией на свободу.   
   Одновременно профанировалось, а то и просто замалчивалось главное достоинство пантеистической модели -- у всех проявленных сущностей на каком бы низком уровне иерархической лестницы бытия они не находились имелась неотвратимая, хотя и сложная перспектива снова стать свободным в своей всеполноте Абсолютом. В пантеизме Абсолют свободен априори во всех своих бесчисленных проявлениях -- от камня до травинки, от травинки до комара, от комара до человека, от человека до бога. Он намеренно упивается формой, храня неизменным сакральное содержание. Имманентное столь же священно как и трансцендентное. 
   Это разительно отличается от неясной судьбы  тварного Адама, любой выбор которого не в пользу Творца грозил немедленной расправой.
   Вам это нравится? Мне нет.
   Вот и выходит, что по доброй воле стать собакой Павлова человеку мыслящему не очень-то хочется. Ну, разве только из мазохистских побуждений.

   (Продолжение следует)
   
    P.S. В качестве интриги сделаю маленькое отступление. Если кому-то кажется, что я затеял этот разговор с единственной целью поёрничать и плюнуть в колодец, то уверяю, предложенная тема получит совершенно неожиданное развитие. Потерпите, господа…


    

    


Рецензии
Дорогой Сергей, я этот ваш материал прочитал сначала по скопированному ранее тексту. Сегодня же -- на вашей странице,тут вроде как красивше.Ваша оценка христианского бога мне приглянулась. Но откуда он взялся такой?

Мне кажется, что на этот вопрос хорошо отвечает история Др.царства Египта.

Тут без пирамид не обойтись. Их строили с одной целью: воскресить фараона, его все египтяне считали богом, фараон и бог -- одно и тоже. Да вот беда: умирали фараоны и не воскрешались. А,по египетскому преданию,при восрешении фараона на земле должен был установится Золотой век, пшеница там ветвистая, жизнь без болезней и много чего хорошего иного.

Взялся за воскрешение Имхотеп, главрач Египта (натренировавшийся воскрешениям на комных и летаргиках, он знал, что такое пульс),с помощью специального инструмента -- пирамиды для Джосера (сверхмастаба) ; для Хеопса он тоже проектировал и был убит молнией, но заканчивал строительство ученик Псахотеп. А никто не ожил. Тогда новые главврачи стали писать в новых (очень плохих)пирамидах заклинания на оживление, вот лишь одно:

--Ого! Ого! Встань, о Тети! Возьми свою голову, собери свои кости, Подними свои конечности, стряхни землю со своей плоти! Возьми свой хлеб, который не гниет, своё пиво, которое не скисает, Встань в воротах, что останавливают простых людей! Стражник выходит к тебе, он сжимает твою руку, Ведёт тебя на небо, к вам Отец Геб. Встань, о Тети, ты не умрешь!

Но снова никто не ожил. Представляете!

В Египте за все 500-летнее строительство пирамид никто не ожил ни в одной пирамиде. И после 7-й династии началась гражданская война: одни (под красными флагами) кричали, что фараон и бог -- единое целое; другие (под белым) -- что фараон человек, а не бог.

Смерклось.

Но при Аменхотепе-4 заря озарила горизонт.

Он провел грандиозную реформу: бог -- это некая высшая сила, но ни в коем случае не фараон.А фараон такой же человек как и все другие. Реформа вскоре рухнула, вернулись к Исиде с Гором, но в памяти осталось...

...Когда к пирамидам угас интерес, в них поселились ессеи, первохристиане, которые тоже считали, что бог не может быть человеком. Они, судя по всему,были хранителями частей 4,5-тысячелетних знаний древних египтян.Ну, а дальше -- известно: христианство, рай на небе. Все противоречия устранены.

Отцы церкви занимались разными вещами, многое открыли, развили, сформировали. Но основная их заслуга -- изобретение рая на небе и бессмертия для человека сгладила противоречие(бог человек или нечто иное?), которое мучило древних египтян, а потом в значительной мере и римлян.Но христиане, к сожалению, не пошли дальше, а замкнулись и уснули на противоречии, которое акцентировали вы.Шевельнулись в эпозу протестантизма ии и вновь задремали.

Ваша работа должна, по идее, их разбудить и возбудить к новому походу в сторону бога. Правда, проснутся они или не проснутся -- сказать не могу, не знаю.

Ваш


Олег Малашенко   23.05.2015 12:07     Заявить о нарушении
Олег, ваша рецензия почти готовое эссе, живая подвижная мысль, не растрачивайте себя, "причешите" и выставляйте. А я, смотришь, в некой перекличке свою рецензию выдам и тоже тисну эссешку.)))
По сути. Монотеизм прежде всего характеризует крайний трансцендентализм, идея божественной реальности от которой мы в метафизической пропасти. Смерть и до этого символизировала опасное путешествие через эту пропасть. Всё это египтяне знали. А заклинания, скорее, предназначались для облегчения загробной участи, как в тибетской книге Бардо.
Хотя. не исключаю ныне расхожий дискурс об инопланетном влиянии. Вполне возможно, были технологии продления жизни фараонов-богов, которые утратив реальный смысл стали религиозным ритуалом по инерции.
Что касается эссеев, то их теология с акцентом на приход Мессии результат вавилонского пленения, тамошних заимствований из полиморфного зороастризма.
Я так понял, вы атеист или по крайней мере агностик, поэтому ваши сомнения сдобренные иронией понятны.
К монотеизму у меня много вопросов, но стоит признать у них величественная метафизика, собственно, и породившая современную мораль и идею прогресса.

Сергей Александрийский   25.05.2015 19:47   Заявить о нарушении
Но я еще прочел не все главы "Почему я не христианин", про пирамиды вспомнил -на вдохновении от вашего текста.

Олег Малашенко   25.05.2015 20:37   Заявить о нарушении
Подумал-подумал и выставил "Как др.епиптяне строили золотой век" на пару дней, длино слишком для интернета.

Олег Малашенко   25.05.2015 23:46   Заявить о нарушении
Ууу, солидно...Главное не робеть.) Завтра внимательно прочту и дам рецку.

Сергей Александрийский   26.05.2015 00:50   Заявить о нарушении
Олег, извините почтой не пользуюсь. Просто не научился. Оперативно безграмотен, а проще, баран.) Сегодня, управлюсь с делами, и вас прочту обязательно.

Сергей Александрийский   26.05.2015 10:20   Заявить о нарушении
Не торопитесь, это не академический материал, а просто взгляд с другой стороны.

Олег Малашенко   26.05.2015 23:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.