В деревне у бабушки. День тридцать пятый

- Леночка, вставай! – будила её бабушка. – Мы с  тобой собирались в лес за малиной.
- Ой, бабушка, я что, проспала? – вскочила внучка.
- Да нет, не проспала, но пора  вставать, - бабушка  приготовила на завтрак любимую Леночкину  яичницу.

-  Бабушка, а где дед? – спросила Лена.
-  Кормит всю нашу живность, - ответила бабушка, а сама в это время наливала чай.  Вскоре пришёл дед.
-  Все готовы? – спросил он. – Завтракаем  и  едем!

Дед  с аппетитом  завтракал, ел яичницу  с  ржаным хлебом, потом пил чай со своим любимым цветным сахаром.  Делал всё это  красиво и  быстро.
- Спасибо  Вам, сударыня, - сказал он, поцеловал бабушку. – Завтрак был очень вкусный.
Он направился к выходу, у двери  обернулся.

-  Я вас жду, выходите строиться, - сказал  он и вышел.
-  Бабушка, а почему он назвал тебя так? – спросила Лена.
-  Это когда-то раньше, в старину, так называли себя  знатные люди: сударь, сударыня, - ответила бабушка. – Это звучит красиво, мне нравится.

-  Бабушка,  а  почему он сказал «выходите строиться»? – не унималась Лена.
- В нашей семье он командир, вот и командует, - заулыбалась бабушка.- Пойдём, внученька, а то ведь он уже ждёт.
Лена надела брюки, куртку и резиновые сапоги, на голову повязала платок, в лес по-другому нельзя, там много комаров, слепней  и других насекомых.

Погода стояла хорошая, светило солнышко, над полями расстилался туман. До леса добрались быстро, дед знал все ягодные места, поэтому  скоро были  уже у самых ягод.  Кустики малины росли на порубках,  а ещё рядом протекала канава, по краям которой  рос малинник.  Ягоды  спелые, их было много.

- Лена, вставай  со мной рядом и срывай ягодки, - сказала бабушка. –Только будь  осторожна, здесь много крапивы, она  жжётся, ну ты её знаешь.
Лена  стала срывать  ягоды и класть в своё розовое ведёрко.  Ягоды были настолько спелые, что несколько штук размялись в руке, Лена отправила их в рот.

- Бабушка, так вкусно, - сказала   она.
- Леночка,  малина- ягода лечебная, я тебя попрошу  не есть её пока,  потому что после леса  мы заедем искупаться  в речке.

-  Бабушка, я не поняла, почему её нельзя кушать? – переспросила Лена.
- Потому, что после неё купаться  и пить холодную воду очень вредно, - пояснила бабушка. – Можно даже простудиться.
-  Вот какая она, эта малина, сердитая! – сказала Лена.

- Да не сердитая. Если ты  попьёшь чай с малиновым вареньем  на ночь, это очень полезно, а  вот  переохлаждаться  нельзя.
Так бабушка  с внучкой  разговаривали, собирая ягоды, каждая  в своё ведёрко,  дед ушёл далеко от них, у него было своё ведро.

- Ай, бабушка! Как больно!- вдруг вскрикнула Лена.
- Это крапива,  внученька, я тебе говорила,- ответила бабушка. – Будь осторожна!
Лена почти уже плакала, ей  жгло руку, до которой дотронулась крапива.  Бабушка достала из кармана своей куртки несколько листиков щавеля, взяла один, растёрла его  в  руках  и помазала руку внучки щавелевым соком.  Сок приятно охладил кожу.  Лена перестала морщиться.

- Как, теперь полегче? – спросила бабушка.
- Да, баба, а что это такое было? – заинтересовалась Лена.
- Это обыкновенный  щавель, - ответила бабушка. – Его сок снимает ожог от крапивы.
- Бабушка, а расскажи, как ты   с  дедушкой познакомилась, -  вдруг спросила Лена.
- Да  уж давно это  было, - отмахнулась бабушка.

- Ты уже всё забыла? – удивилась Лена.
- Да нет, просто  старые  мы уже стали, - сопротивлялась бабушка.
- Нет, бабушка, вы с дедом  самые молодые и красивые, - с гордостью сказала Лена.

- Вот как? – удивилась бабушка. – Ну, тогда слушай, только ягоды собирай!  Было  это  на танцах в сельском клубе.  Мы пришли  с  подружкой  и стоим, ждём, когда же нас пригласят танцевать.  К  Вале подошёл  её дружок,  она с ним и упорхнула, а я осталась одна. Вдруг ко мне подходит  парень  и говорит: «Разрешите пригласить Вас на танец!»  А  я ему отвечаю: « Я  Вас не знаю!»  А  он и говорит: «Заодно и познакомимся!»  Я  пошла  с ним танцевать, да так весь вечер он от меня и не отходил, танцы закончились, пошёл меня до дома провожать.

-  Бабушка, а как его звали? Вы хоть познакомились? – спросила Лена.
-  Звали его  Алексей  Виноградов, - ответила бабушка, слегка улыбнувшись.
-  Так это наш дед! – радостно воскликнула Лена.
-  А другого-то у меня никого и  не было, - улыбнулась бабушка. – Вот почти тридцать лет и живём душа в душу.

-  Бабушка, а ты его любишь  что ли? – спросила Лена.
-  Не рано ли наша внучка про любовь заговорила? – это дед незаметно подкрался, и уже часть разговора успел услышать.
-  Дед, а ты  нашу бабушку любишь? – спросила  Лена.

- Конечно,  а кого же мне ещё любить?  Она у нас самая лучшая! – ответил дед. – Правильно  я говорю, бабушка?
-  Правильно, вы  с разговорами не забыли, зачем сюда пришли? – бабушка напомнила, что надо собирать ягоды.
-  Мне  внучка сейчас  высыплет  всё, что она набрала, и моё ведро будет полное! – сказал дед.

-  А я  как же?  С  пустым ведёрком поеду? – обиделась Лена.-  Нет, дед, так не пойдёт!
Дед заглянул, а  у  неё  в  ведёрке  было совсем чуть-чуть, и вдруг он так рассмеялся.
- Это мне придётся тебе помогать, чтобы у тебя было полное ведро, а  я  надеялся, что ты мне  подсыплешь  немного! – шутил дед. 

Так, с шутками и разговорами,  скоро  заполнили ягодами всю посуду.  Когда стали садиться в машину, бабушка завязала все ведёрки  марлевыми тряпочками.
-  Чтобы не просыпать, - пояснила она. 

На  берегу реки дед остановил машину, решили искупаться.  Было очень жарко, а когда окунулись в свежую воду, усталость сразу прошла, стало свежо.  Лена  с таким удовольствием плескалась в  прохладной водице, что деду пришлось  взять  её под мышку  и вынести на берег, сама она выходить не хотела.

Домой  приехали  к  обеду.  Бабушка  быстренько  разогрела  суп  и картошку, сделала  салат,  через  пятнадцать минут  всё было готово.
-Бабушка, а что будем делать из малины? -  спросила Лена.
- Сварим  варенье, зимой без него нельзя, испеку  завтра  утром  пирожков,  или вареников? – спросила она.

- Я хочу пирогов, вареники были недавно, - сказал дед.
- Значит, будут пироги, - согласилась бабушка. – А сейчас отдыхать!
Дед ушёл к себе, а бабушка  с Леной легли на диване. Лена взяла книжку и стала читать.
- Лена,  когда ты увидишь, что я уже сплю, не читай так громко, как в прошлый раз! – сказала бабушка.

-  Баб,  а  я старалась читать громче, чтобы  ты  и  во  сне слышала, - ответила  Лена.
- Когда человек спит, он не понимает слов, только слышит  громкий звук, поэтому не надо читать громко,  а  ещё лучше совсем прекратить, - старалась убедить её бабушка.
- Хорошо, бабушка, я всё поняла, - ответила Лена  и стала читать шёпотом свою новую книгу,   которую дед  привёз ей вчера из райцетра.


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Эльвира Васильевна!
Продолжается замечательное лето, а я с удовольствием продолжаю читать.
Спасибо Вам,
С добром, Мила.

Мирослава Завьялова   11.05.2019 16:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Милочка!
Мне приятно, что Вы читаете эту
повесть, она такая семейная.
С благодарностью и теплом,

Эльвира Гусева   12.05.2019 16:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.