42. В. Агошков. Запад, Север, Восток. Инвентарь ку

42. В.Агошков. Верхнее Поочье.

*

ЗАПАД, СЕВЕР, ВОСТОК. ИНВЕНТАРЬ КУРГАНОВ.

Подавляющее большинство вятичских трупоположений имеет западную ориентировку. Некоторые отклонения к северу или к югу могут объясняться временем года, в которое совершались погребения. Обнаружена и восточная или меридиональная ориентировка погребённых.
 
Как правило, восточная ориентировка известна в вятичско-кривичском пограничье, в бассейне Жиздры и Угры (Войлово, Васильевское, Леоново, Ступеньки, Ивановское, Шатуны, Колчино), в бассейне р.Москвы (Волково, Черемушки, Александровка, Потапово, Колоколово); меридиональная ориентировка характерна для рязанского течения Оки (Апоничищи, Городец, Земское, Ситково).

Восточная ориентировка погребённых связывается с наследием балтского субстрата на данной территории, меридиональная – с финской погребальной обрядностью.

Археолог ничего не сообщает о причине ориентации вятичских труположений на запад.

С чем это связано: с заходом Солнца на запад (светило скрывается за горизонтом, оно западает, попадает в западню, т.е. в преисподню) или с тем, что именно с запада вятичи пришли на Верхнюю Оку?! Балты смотрели на восток, финны – на север?!

Женские вятичские погребения на горизонте обычно сопровождаются богатым набором украшений, мужские или безинвентарны, или содержат мало вещей. Частой принадлежностью как женских, так и мужских погребений является глиняный горшок, который ставился в головах или у ног. Погребения в могильных ямах появляются у вятичей так же, как и у соседних верхневолжских или полоцко-смоленских кривичей, позднее, чем захоронения на горизонте. Глубина могильных ям первоначально невелика – от О2-0,3м; позднее доходит до 1-1,5м.

*
ЯЗЫЧЕСКО-ХРИСТИАНСКИЕ ОБЫЧАИ.
Если в курганах с погребениями на горизонте покойники лежат вытянуто на спине, с руками вдоль тела, то в ямных захоронениях наблюдается отход от этого ритуала: руки покойных в большинстве курганов сложены на груди. Особенно показательны в этом отношении Маклаковские курганы, вскрытые Н.Г. Недошивиной: покойники лежали в ямах со сложенными на груди руками.

Обычай погребения умерших со сложенными на груди руками приходит на Русь вместе с распространением христианства, что нашло своё отражение, как в письменных источниках, так и в изобразительном материале. Погребения в ямах, как правило, бедны инвентарем, или вовсе не содержат вещей.
 
Так, раскопанные А.И. Черепниным Пронские курганы, в большей части которых обнаружены погребения в неглубоких ямах, оказались очень бедны инвентарём и датируются XIIIв. Исчезают постепенно в курганах и горшки, поставленные с пищей, которые позже заменяются черепками битой посуды (Одинцово, Новленская, Стрелково, Пронск). Иногда в курганах находят остатки полуистлевших досок гроба или чаще – дубовой колоды и гвозди, которыми прибивались крышки гробов.
 
Величина гроба обычно делалась по росту покойника, но известен случай, когда длина гроба была 3,4м, а ширина 1,2м (Матвеевская, курган 4). Вместо гроба использовалась и береста, в которую обертывали покойника (Митино, Никульское), а иногда в бересту обёртывали даже гроб.
 
Обряд трупосожжения доживает у вятичей до XI-начала XIIв и в течение какого-то времени (может быть, более полувека) оба обряда сосуществовали.

Любопытно, что в миниатюрах Радзивилловской летописи, сопровождавших рассказы о смерти и погребении князей, все князья (Ольга, Владимир, Борис) изображены со скрещёнными на груди руками, кроме Олега Святославича, который остался язычником, и потому похоронен с руками, вытянутыми вдоль тела (Радзивилловская, или Кёнигсбергская летопись. Фотомеханическое вопроизведение рукописи).

С XIв обряд трупоположения уже господствовал на исследуемой территории, однако его некоторые пережитки ещё долго встречаются в курганах с погребениями несожжённых трупов. Таковыми, по мнению Т.Н. Никольской, являются:

1) угольные прослойки в насыпи кургана, угли и кострища на материке рядом с погребённым. Эти курганы относятся к ранней стадии погребений – XIв (Черемушки, Матвеевская, Шишимрово, Одинцово);

2) деревянные ящики или срубы: Воскресенский посад (курганы 1, 2, раскопки В.А.Городцова); в этих курганах ящики стояли так же, как и в курганах с трупосожжениями непосредственно под полами курганов, д.Покров (курган 15), д.Стрелково (курган 9), уроч. Меренище (раскопки Н.И.Булычова);

3) кольцевые канавки вокруг погребений, расположенных на горизонте (д.Стрелково, курган 2; дом отдыха «Быково», курган 1; Одинцово).

Канавки заполнены светлым супесчаным грунтом с включением угольков и имеют форму либо эллипса, либо разомкнутого кольца (ширина их от 0,1 до 0,35м, глубина от 0,14 до 0,4м); 4) сооружение земляных валов вокруг погребения; этот обряд отмечен только в Звенигородских курганах.

Валы (или скорее «валики») состояли из того же грунта, что и погребённая почва, так как земля для их насыпки бралась из ровиков. Высота валов 0,3-0,45м, ширина 0,5-0,7м. Так же, как и кольцевые канавки, валы в плане образуют овал;

5) сюда же, по-видимому, относится и обычай сооружения каменных кругов в насыпи кургана (из валунов), также напоминающих кольцевые оградки ранних вятичских курганов (Волково, Мякинино, Черемушки).

Камни встречаются в курганах и при погребениях.
Известна, например, обкладка могильной ямы валунами (Волково, курганы 3, 6, 8, 21, 27; Копки – курган 10; Биостанция – курганы 2, 3, 5). Отмечен этот обычай и в Городищенских (Пронских) курганах.

Так, в кургане 17 голова скелета была обставлена тремя плитами и прикрыта ещё одной плитой, а в кургане 4 скелет помещён в своеобразный склеп, сооружённый из плит и девяти рядов камней, сложенных пирамидкой. Находки камней в курганах отмечены и при раскопках Н.И. Булычова, 6) обычай жертвоприношений животных, остатки которых находят в насыпях курганов или рядом с погребённым.
 
Кости животных в погребениях могли оставаться и от той пищи, которая приносилась умершему в могилу. Чаще всего находят кости лошадей, коров, свиней, баранов и кур.
Наиболее богатые, или, как сейчас бы сказали, «самые крутые», не жалели для своих умерших сородичей и целых животных.

Так, в Волковской курганной группе (курган 9) на глубине 0,8м обнаружены положенные друг на друга полные костяки трёх телят; в Поворовке, в кургане 1 был найден целый скелет барашка. По своему происхождению ритуал жертвоприношения животных является финно-угорским, считает Татьяна Николаевна.

Понимаем неуместность юмора при разговоре на такую серьёзную тему, как жертвоприношения, но всё-таки хотели бы обратить внимание читателей на названия курганов – Волково, Поворовка: именно они и заставили нас вспомнить определение богатых людей, как «крутые»…
 
Возможно, что мы и не ошибаемся в предположениях?!


(С) В.И. Агошков.


Рецензии