43. В. Агошков. Верхнее Поочье. Семья и вера

43.  В.Агошков. Верхнее Поочье.

*
СЕМЬЯ И ВЕРА.

К пережиткам язычества учёные относят и парные погребения мужчины и женщины под одной насыпью. Известно 30 таких погребений на материке и 12 в могильных ямах: они являются отголоском более раннего обряда, когда жена «добровольно» шла на смерть вслед за любимым мужем.
Кстати, в настоящее время молодожёнам в момент их обмена кольцами желают «жить счастливо и долго вместе, до ста лет!.." Идёт такое пожелание из глубины веков.
 
Язычники жили по принципу: коль сказано, то и сделано! Князья же, поверхностно приняв христианские постулаты, поняли одно: данное слово можно и не выполнять! Поэтому много раз давали клятву, например, не воевать друг с другом – и тут же её нарушали…

Тем не менее, «пережитки язычества» в виде парных погребений мужа и жены, как это ни покажется жестоким в наше время, конечно же, диктовались тем временем и были тогда в какой-то мере оправданы.

Жена-вятичка  заботилась, прежде всего, о здоровье мужа, вовремя его кормила лучшим куском мяса, рожала крепких детей. А если и думала о своих нарядах, то только с одной целью: понравиться мужу! Ведь если раньше её уйдёт муж из жизни, то и ей придётся покидать белый свет…

Так что христианство, прежде всего, ударило по авторитету мужа-мужика. Во-первых, запретило ему жениться на двух-четырёх жёнах. Во главу угла был поставлен принцип не вятичской и в целом славянской целесообразности, а религиозный постулат, прописанный в другом месте, с другими климатическими, экономическими и прочими условиями.   

 Справедливо запретив парные погребения, церковь, возвышая себя, в то же время невольно ослабила супружеские связи… Правда, церковь потом спохватилась и стала утверждать, что муж - это хозяин, наместник Бога в семье.
Атеисты-большевики уничтожили не только частную собственность, но и чувство хозяина. Конечно, это большая тема, и несколькими замечаниями её не раскрыть...

Мы не против равноправия в семье, если оно основано на любви. Однако каждый должен заниматься своим делом: муж охотиться, добывать деньги, а жена готовить пищу, поддерживать дом, семью.
Плохо, если женщина "и баба, и мужик!"

В начале 18 века Орловщину посетил священник Лукьянов. В городе Болхове он возмутился тем, что в церкви было мало мужчин, да и те, якобы, плохо его приняли. Сейчас тоже подавляющее большинство православных верующих - женщины.
 
Всякая революция начинается с обещания революционеров сделать женщин "более свободными". Женщины с открытой грудью (вспомним знаменитую картину) шли на баррикады за своё счастье.
И добились своего. Одна известная сейчас модель рассказала журналистам, как ей нравится поражать воображение арабов, где она любит отдыхать на тёплом море,  своими открытыми формами.

Если женщины-арабки закрыты с ног до головы, то она, антипод, загорелая славянка,  полностью раскрепощена и ловит взгляды мужиков, ловит и ловит. А что же семья?!
А семьи у этой модели нет, зато есть много  денег, чтобы разъезжать по странам и континентам. Деньги заработаны в основном фотосессиями, а правильнее сказать,  фотосисиями...

Впрочем, мы отвлеклись...    

Может быть, семиверхие курганы, семилопастные кольца и были связаны со словом СЕМЬЯ?! Семь=река Семь (ныне – Сейм)=семя=семья. Языческое божество Семаргл, распространённое русское имя Семён, населённые пункты Семендяево, Семенихино, Семёновка и пр. и есть наследие наших предков!

Учёные поправят нас, скажут, что река Сейм населялась северянами, а не вятичами. Но если вятичи пришли «откуда-то с запада», то не исключено, что достаточно долго жили на берегах реки Семь. Семь-Темь-Тим? (правый приток реки Сосна).

Во Мценском районе Орловской области есть два села - Большое Севрюково и Малое Севрюково, ныне объединённые в одно.  Севрюки - это и есть СЕВЕРЯНЕ! 

Ещё в 19 веке писатель-краевед Гавриил Михайлович Пясецкий писал, что Орловщина населялась в основном двумя народами: вятичами и северянами. На наш взгляд, были представители и  других племён: радимичей (запад Орловщины), кривичей - (юго-запад), тюрок (восток).

Тем не менее Т.Н. Никольская писала о пережитках язычества в погребальном обряде, которые являются свидетельством того, что христианская религия довольно медленно завоёвывала авторитет у сельского населения Земли вятичей: ничтожно малое количество находок христианских символов (иконок, крестиков) в погребениях.

Так, по подсчётам Д.А. Беленькой, из тысячи раскопанных курганов Подмосковья только в 36 обнаружены крестики и иконки, что является показателем не массовой христианизации сельского населения, а только «соприкосновения с вводимой религией», начало которого для Подмосковья датируется в основном второй половиной XIIв.

Неразработанность данной темы приводит и учёных в некоторый тупик.
В своё время мы просили читателей запомнить слова учёной о многисленных находках крестов и иконок на территории Верхней Оки.
 
Т.Н. Никольская тоже держит их в голове, но делает неожиданный вывод:
«В то же время находки крестов и иконок в составе ожерелий, среди бус и подвесок (в 24 погребениях из 30) говорят не о господстве языческой религии, а скорее, о зарождении двоеверия, которое удерживалось в среде русского населения довольно долго».

Автор делает ссылку на книгу Д.А. Беленькой. «Кресты и иконки…», с.96, и напоминает о том, что в начале XIIв проповедник христианства среди вятичей монах Киево-Печерского монастыря Кукша погиб под городом Серенском (южнее Калуги) от рук язычников. (Патерик Киево-Печерский…).

И вновь мнение о том, что Кукша погиб под Серенском. Внимательные читатели помнят приводимый нами отрывок из книги В.Чивилихина «Память», где тоже пишется о Серенске, как месте гибели Кукши.

Тем не менее, мценцы Орловщины утверждают, что Кукша погиб на их территории, недалеко от села Карандаково!.. И даже поставили здесь свою часовню в честь Кукши.

На наш взгляд, двоеверием мы «страдаем» и до сих пор, но следует признать, что христианство довольно-таки быстро завоевало свои позиции среди "южных, орловских" вятичей, поскольку те были готовы в процессе своего развития к восприятию каких-то канонов новой религии.

Разве не об этом говорят находки крестов и иконок в 24 курганах из 30?! На наш взгляд, объясняется это тем, что исток Оки являлся "более прогрессивным в религиозном отношении", так как здесь проходили пути из Греков в Варяги, из Балтики на Волгу, в Булгарию. Не случайно один из начальных верхов реки Оки называется до сих пор именем Афинки!
 
Следует вспомнить о том, что с 6 века до середины 13 века по этому пути шли в наш край византийцы. Так, в Кромах Т.Н. Никольская нашла обломок византийской тарелки. Не мудрено, что византийцы несли с собой и православие.   

А мнение о том, что вятичи «убили Кукшу", и не просто "убили", а "долго пытали и мучили» и тем самым показали своё невосприятие христианской религии, ни на чём не основано. Служители церкви стараются здесь извлечь свой, не всегда оправданный вывод: пострадал за веру!   
 
Если одни утверждают, что Кукшу язычники убили у города Серенска Калужской области, другие – у села Карандаково Орловской области, то третьи, тульские почитатели Кукши,  уверяют в том, что просветителя вятичей «лишили жизни» на их территории.

Не всё ясно и со временем крещения вятичей. Нынешние орловцы, ссылаясь на своих предшественников столетней давности, пишут о том, что Кукша погиб в 1111 или 1113 году. Одни калужцы согласны с этой датой, другие верят тулякам, которые отодвигают время убийства миссионера на сто лет, 1213г.
Известный историк Н.М. Карамзин называл свою дату: на стыке 12 и 13 веков.

Думаем, что Кукша мог быть "усечён" всё же на Калужской территории, ближе к Москве, где христианство ещё не стало всеобщим явлением.

Учёные, под напором цензоров-атеистов, то как бы оправдывали вятичей за их «атеистическое язычество», то упрекали в «двоеверии». А правда в том, что язычество – это тоже религия, пусть и «поганое».

Разве «добровольный» уход жены вслед за погибшим или умершим мужем на тот свет, не является ярким показателем полновесной религии, верой в загробную жизнь?!

Жаль, конечно, что ортодоксальные христиане (я имею в виду тех ревнивых служителей церкви, которые не учитывают мнения людей) вытравили из сознания народа многие действительно красивые языческие обряды. Недавно прошло сообщение о том, что в Воронежской области по совету таких ортодоксов люди не стали праздновать Купалу.

Под видом борьбы с язычеством многие проповедники и правители боролись и борются со …славянским народом.

И не об этом ли говорит хотя бы такой факт.

В 1654 году на берегу Москвы-реки были публично сожжены пять возов, доверху гружёных… русскими народными инструментами. Поводом для необычной расправы послужило то, что музыканты-скоморохи распевали порочащие представителей власти, духовенства и важных особ сатирические и шуточные песни и высмеивали тогдашние российские порядки.

Среди, казалось бы, безобидных балалаек, жалеек, гуслей, приговорённых к сожжению, были и домры, которые пострадали больше всего. К концу XVII века они даже вышли из употребления.

Об этом написал в “Орловской правде” несколько лет назад писатель и журналист Виктор Садовский.

Борются и сейчас, объявляя русские народные песни, частушки, барыню, страдания, «цыганочку» и прочие наигрыши чем-то третьестепенным и даже зазорным. У каждого народа есть свои национальные мотивы, услышав которые люди преображаются.

Мы, русские, готовы танцевать лезгинку, «семь сорок», «чёрные глаза», всё, что угодно, но только не любимые мелодии!.. А что, попробуй спеть при народе какую-нибудь вольную частушку, так тут же певца или певицу и оштрафуют на несколько тысяч рублей!..

Мы не против православия, веры, храмов, колоколов... Мы славим Святую Русь, начало которой в глубокой древности!

Сейчас противники православия обвиняют его проповедников в том, что они нарушают какие-то заповеди Библии, молятся иконам, срослись с "язычеством".
Что ж, мы именно за такое понимание православия, которое учитывает весь опыт народа, вышло из "язычества"...


P.S.: 9 сентября 2013 года на территории Мценского района Орловской области, у деревни Фроловка Карандаковского сельского поселения, пройдут МЕРОПРИЯТИЯ, посвящённые 900-летней кончине первосвятителя Кукши (впрочем, вряд
 ли ПРИЯТНЫЕ МЕРЫ, если говорится о трагической гибели православного).
 
Безусловно, это  большое событие в жизни верующих. Сейчас в средствах массовой информации Орловщины часто  публикуются материалы о подготовке к празднику.

Главное здесь не переборщить с "дикостью вятичей" - наших предков. И не унижать их потомков, т.е. нас, в том, что мы и до  сих пор "язычники", если на берёзки навешиваем разноцветные ленточки...


(С) В.И. Агошков.


Рецензии
Обычай умервщления вдовы на могиле покойного мужа - это вырварский и бесчеловечный обычай .
И молодец Иоанн Кукша , что не проявил никакой толерантности к этой гнусности и не уважил живодерские наклонности волхвов-вдовогубов , за что эти кровожадные душегубы замучили и его .

Алина Черникова   30.08.2014 02:18     Заявить о нарушении