44. В. Агошков. Верх. Поочье. Сила и грация вятиче

44. В.Агошков.
Верхнее Поочье.

*СИЛА И ГРАЦИЯ ВЯТИЧЕЙ.

Вятичские женские погребения очень богаты вещами. Это главным образом предметы украшений, реже части одежды и головного убора, совсем редко – орудия труда. Мужские погребения беднее инвентарём, чем соседние кривичские курганы.

В них находят поясные пряжки, фигурные бляшки для пояса, поясные кольца (бронзовые и железные) для кожаного ремня, разделители ремня, ножи, керамику. Как и в женских погребениях, горшок с пищей ставился в ногах или у головы.

Женские погребения ОЧЕНЬ богаты вещами. Мы уверены в том, что и в жизни вятички обладали большим набором одежды, обуви, сумочек, украшений и пр. Это говорит о достатке, о богатстве вятичей и о том, что мужчины-вятичи были настоящими рыцарями: себе – ничего, а всё любимым женщинам!

Поясные пряжки, кожаные ремни, ножи свидетельствуют о физическом совершенстве вятичей-мужчин, их выносливости, умеющих постоять за себя. Рыцарь ничего не жалел для своих любимых, не нагружал их работой по дому. Главное в вятичских семьях было обращено на рождение детей и воспитание, как бы мы сейчас сказали, достойного поколения.

Мужик-вятич не гнался за дешёвой мишурой, а главным своим достоинством считал силу и интеллект. И это он прививал своим сыновьям.

*
СЕМИЛОПАСТНЫЕ ВИСОЧНЫЕ КОЛЬЦА.
Т.Н. Никольская вслед за А.В. Арциховским считала, что самым излюбленным украшением деревенских женщин были семилопастные височные кольца, являвшиеся вместе с тем основным племенным признаком. Данные кольца, и их производные (пятилопастные и трёхлопастные) при всём своём внешнем сходстве, довольно разнообразны.

Их количество в погребении не постоянно даже в пределах одного курганного кладбища. Так, например, в Звенигородских курганах (группы Волково, Копки, Биостанция) в отдельных погребениях обнаружено от двух до 10 височных колец. Наиболее часто находят четыре-семь колец: обычно расположены у обоих висков; в нескольких случаях удалось установить, что они были продеты в бересту (Новленская, курган 13), а в курганной группе Ступеньки 1 (курган 9) – три семилопастных височных кольца (всего в погребении пять) были соединены шерстяной лентой с колечком из белого металла.

В кургане 6 ус.Битягово семилопастные кольца были также надеты на шерстяной шнурок (по три с каждой стороны) вместе с двумя бубенчиками. В погребении кургана 8 у с.Леоново два семилопастных ранних височных кольца были надеты на дужку ромбощиткового завязанного.

Типология семилопастных (и их производных – пяти и трёхлопастных) впервые была предложена А.В. Арциховским, который считал, что основным и самым многочисленным типом (565 экз. на 1930г) семилопастных были простые.

В дальнейшем в связи с накоплением материала некоторые коррективы в типологию и хронологию лопастных височных колец были внесены В.П. Левашовой и Т.В. Равдиной, благодаря чему среди простых височных колец удалось выделить более ранние и более поздние варианты.

Изучение семилопастных височных колец только подмосковных курганов (из 42 пунктов) позволило в своё время Б.А. Рыбакову выявить 15 различных литейных форм, с которых было отлито деревенскими мастерами 77 экз. колец.
 
Лопастные височные кольца являются дальнейшим развитием формы лучевых колец. Самым поздним вариантом колец считаются кольца, имеющие секирообразную форму лопастей, на которых иногда изображались ромбы и кресты, растительные узоры. В кургане 3 Орешково, писал А.В. Арциховский в работе «Царицинские курганы» (1947г), все 7 лопастей височного кольца были украшены «орнаментом характерного арабского стиля», состоящим из «стилизованных трав с двумя главными ветвями». Данный археолог сравнивал этот орнамент с орнаментами на дворце термезских правителей XI-XII вв. В то же время он не сомневался в том, что височные кольца являются изделиями русских мастеров.

*
ПЕРСТНЕОБРАЗНЫЕ КОЛЕЧКИ, БРАСЛЕТЫ, БУСЫ.
В курганах вятичей находят и перстнеобразные колечки, которые носили и мужчины. Р.Л. Розенфельдт провёл раскопки Битяговских курганов и курганов Серафимо-Знаменского скита на реке Рожае в Московской области в конце 60-х и начале 70-х годов ХХв и обнаружил в мужских погребениях у левого виска по одному перстнеобразному колечку. Многочисленными украшениями являлись и решётчатые с разнообразными вариантами перстни.
Вятичи носили их по нескольку штук на фалангах каждой руки. Н.Г. Недошивина считает, что иногда перстни клали связками и у ног погребённых в качестве дара.
 
Перстень являлся нужным элементом для совершения церковного свадебного обряда. Не исключено, что древние вятичи верили, что перстни помогут и на том свете мужчинам иметь по две-четыре жены, а женщинам – рожать здоровых и умных детей. Распространялись у вятичей и пластинчатые широкосрединные, литые и кованые перстни.

В кургане 6 Серафимо-Знаменского скита найдено два оригинальных перстня: на щитке одного – фигурка животного, а другого – птичка. Среди браслетов наиболее распространёнными были витые (в бассейне рек Москвы, Клязьмы и Верхней Оки они составляют 40-60% из общего количества находок браслетов).

Почти все браслеты изготовлены из меди. Богачи имели браслеты из биллона (сплав меди и серебра).
 
В книге «Курганы вятичей» А.В. Арциховский высказал предположение, что стеклянные шарообразные бусы жёлтого стекла характерны для вятичей. Картографирование мест находок этих бус на территории Северо-Запада и Северо-Востока Руси, проведённое М.В. Фехнер, выявило район, где находки их в XI-начале XIIIв сосредоточены особенно густо – это бассейн Москвы, верховья Клязьмы и небольшой участок верхнего течения Оки (недалеко от впадения в нее р.Москвы).
 
Именно здесь, в центральной части Земли вятичей, по-видимому, существовал центр изготовления этих бус. Для вятичских курганов XI-XIII вв. характерно обилие сердоликовых бипирамидальных и хрустальных шарообразных бус, сочетание которых делало ожерелья особенно нарядными.

Изредка встречаются сердоликовые призматические бусы, являющиеся показателем ранней даты курганов (X-XI вв.), а также сердоликовые 14-гранные, употреблявшиеся на Руси с IX по начало XIIв.

Для датировки курганных комплексов большое значение имеют стеклянные бочкообразные и цилиндрические бусы с золотой и серебряной прокладкой, бытовавшие в древней Руси с X по начало XIIв; большая часть этих бус также была привозной. Время их максимального распространения – XIв.

Именно этим временем могут датировать такие бусы раннюю стадию вятичских курганов.


(С) В.И. Агошков.


Рецензии