45. В. Агошков. Верхнее Поочье. Шейные гривны

45. В.Агошков.
Верхнее Поочье.

*
ШЕЙНЫЕ ГРИВНЫ.
Данные предметы не принадлежат к категории находок, которыми изобилует погребальный инвентарь курганов. Наличие гривны (всегда в одном экземпляре) в погребениях, богатых и другими предметами украшений, – само по себе, говорит об известной состоятельности умерших.

Кажется, единственным случаем у вятичей, когда в кургане найдены две шейные гривны, нужно считать Одинцовский курган 46. В кургане 35 этой группы шейная гривна найдена в мужском погребении. Вместе с ней оказалась только одна сердоликовая бипирамидальная бусина, служившая, очевидно, пуговицей.

 По статистическим подсчётам М.В. Фехнер, особенно многочисленны эти бусы в курганах Московской обл., затем Калужской и Рязанской.

В древней Руси, отмечала Т.Н. Никольская, серебряные или даже золотые шейные гривны составляли непременный элемент княжеской или боярской одежды. Находки их в кладах домонгольского времени очень часты. Награждались шейной гривной и отличившиеся воины-дружинники или любимые слуги князя. «Мода» на шейные гривны у населения деревень появилась во второй половине XIв (в Xв они мало распространены), а в конце XII-начале XIIIв – гривны постепенно выходят из употребления.

В Подмосковье или в самой Москве существовал центр изготовления стеклянных шарообразных жёлтых бус. Район их концентрации, по мнению Татьяны Николаевны, почти полностью совпадает с ареалом распространения одного типа шейных гривен, а именно, двускатнопластинчатых перекрытых. Картографирование последних показало, что из 17 пунктов их находок 11 сосредоточены в окрестностях Москвы и Звенигорода. В трёх подмосковных курганных группах (Тушино, Волково, Троицкое) были найдены двускатнопластинчатые перекрытые гривны, бляхи которых отлиты в одной литейной форме, и, следовательно, изготовлены в одной мастерской.

Временем наибольшего распространения этих гривен был XIIв, хотя появляются они в XIв. Известны гривны и юго-восточнее Москвы (Ачкасово, Коломенский район, Смедово, Зарайский район). Они являются дальнейшим развитием дротовых гривен с заходящими друг за друга концами, поперечное сечение которых представляет равнобедренный треугольник с широким основанием. Часть гривны, прилегающая к шее, сделана из округлого дрота. Концы гривен завершаются розетками, многогранниками или загнуты крючком (Маришкино).
 
Эти гривны с плоскотреугольным сечением так называемого «радимичского типа», известные в памятниках радимичей с конца Xв, у населения деревень Земли вятичей распространились в конце XI-XII вв. (Ачкасово, Битягово, Волково, Одинцово, Покров, Троицкое, Тушино, Чернево).

Сообщение о радимичских гривнах позволяет нам сделать вывод о том, что и «братья» вятичей – радимичи осваивали Верхнее Поочье.

В Троснянском районе Орловщины есть село Редогощь, в соседних районах – Курской и Брянской областей – расположены населённые пункты по имени Радогощь, которые могли быть основаны радимичами… Данные племена вместе с вятичами, северянами, кривичами осваивали и Верхнее Поочье.

В конце XI-XII вв в вятичских деревнях были распространены витые гривны из простого или сложного жгута с пластинчатыми наконечниками (кузнечной сварки) с замком в виде двух петель («полужгутовые загнутоко-нечные», по типологии А.В. Арциховского). Они найдены в Аниськине, Верхогрязье, Горках, Григоровке, Московском Кремле, Никольском, Никонове, Покрове, Рождествене, Тушине, Царицыне).

К более позднему времени – XII-началу XIIIв – Т.Н. Никольская относит витые гривны из сложного жгута с припаянными пластинчатыми наконечни-ками и замком в виде двух петель или петли и крючка.

Известно, что князь Владимир I дарит своему дружиннику, выигравшему сражение, золотую шейную гривну (Никоновская летопись, с.68). Князь Борис наградил гривной своего любимого слугу Георгия (летопись по Типографскому списку, с. 44).

*
ЛУННИЦЫ. МОНЕТОВИДНЫЕ ПРИВЕСКИ. БУБЕНЧИКИ.

Украшали себя вятичи и узкорогими литыми лунницами с растительным или геометрическим орнаментом. Любили женщины XII-XIII вв. и круглые монетовидные привески разнообразных типов, изготавливаемые из бронзы и биллона.

Отливались они в каменных литейных формах. Г.А. Авдусина отмечает, что в курганной группе Волково ожерелье состояло из 10 сердоликовых бипирамидальных бус и одной стеклянной рыбовидной, чередовавшихся с биллоновыми монетовидными привесками (11 экз.): 8 гладких (с припаянным ушком), 2 – с крестообразной прорезью и 1 – орнаментированная волютками с шариками ложной зерны в кружочках.

Были распространены и бубенчики, то в составе ожерелья, украшения одежды (край подола), головного убора, то выполняли роль пуговиц. Н.И. Булычов нашёл бубенчики у висков, прикреплённые к головной повязке, на материи, вплетённые в волосы или подвешенные к височным кольцам.
Найдены два основных вида бубенчиков: грушевидные крестопрорезные (XI-начало XII вв) и шарообразные со щелевидной прорезью (с конца XI-до начала XIIIв).

*
ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ПОЛУСАПОЖКИ, ТКАНЬ.
По мнению М.А. Сабуровой, женские головные уборы домонгольской эпохи были разнообразны. Р.Л. Розенфельдт обнаружил на погребённой (в кургане 6 бывшего Серафимо-Знаменского скита) остатки кожаной обуви – маленькие полусапожки, затягивающиеся у основания шнурком.

Пе'ред сапожек был расшит цветными шерстяными нитками. Подошва сделана из двух слоёв кожи. Здесь же найдена и одежда – большие куски шерстяных тканей двух типов: грубой суконной и более тонкой, основа которой сделана из льняных нитей, а переплетение из шерстяных.

Н.Г. Недошивина обнаружила фрагменты золотой ткани с вышивкой, украшенной бляшками из тонкого листового золота (12в, Новленские курганы.) Наши предки носили на кожаных ремешках и кожаные сумки с ажурными пряжками-«бляхами».

Такие пряжки, пишет Т.Н.Никольская, известны и в Серенске.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии