51. В. Агошков. Верхнее Поочье. Москва. Тешилов
Верхнее Поочье.
Москва.
Тешилов.
*
МОСКВА.
Первые летописные сведения о нашей столице относятся к 1147г, когда Юрий Долгорукий дал Святославу Ольговичу «обед силен» (4 апреля). А под 1156г в Тверской летописи сказано, что князь Юрий Долгорукий «…Заложи град Москву на усть ниже Неглинны, выше реки Аузы». П.Е.Забелин писал, что создавать историю Москвы, «оставаясь в пределах летописных данных», невозможно.
По его мнению, «Первое древнейшее заселение Кремля сосредоточивалось у Боровицких ворот, на бору, или в бору, на высоком отроге р.Неглинны и Москвы-реки»
Т.Н.Никольская предполагает, что древнейшее поселение существовало на месте Кучкова поля (район площади Дзержинского и Сретенских ворот), так как Москва в летописи ещё названа Кучковым, по имени боярина «богата суща» Стефана Кучки. Упоминания о Кучковичах встречаются в XIV-XV вв. По мнению М.Н.Тихомирова, Кучка был реальной личностью, представителем местной («вятичской») знати, покорённой суздальскими князьями.
Историку П.Н. Миллеру принадлежит инициатива в организации постоянных наблюдений за строительными работами в столице, в том числе на Котельнической набережной (в районе древней гончарной слободы), где впоследствии (в 1946-1947 гг.) были организованы первые научные раскопки. Археологическое изучение Москвы с той поры ведётся усилиями многих научных учреждений: Институтом археологии АН СССР (Н.Н.Воронин, А.Ф. Дубынин, Д.А.Беленькая, М.Г.Рабинович), Музеем истории и реконструкции г.Москвы (А.Г.Векслер), Государ. музеями Московского Кремля (В.И.Федоров, Н.С. Шеляпина), Гос. Историческим музеем (М.В.Фехнер, В.А.Мальм). Остатки древнейших укреплений Москвы (вала и рва) и культурных наслоений были открыты на территории Кремлёвского мыса, образованного р.Неглинная и р.Москва. Общая мощность культурных отложений здесь была от 0,2 до 10м (у южной и западной стен Кремля).
Т.Н. Никольская отмечает, что самый древний культурный слой III (нижний) – плотный, слежавшийся: в верхнем горизонте его найдены стеклянные браслеты, стеклянные непрозрачные, зелёные и жёлтые перстни, зонные ярко-зелёные и ярко-синие прозрачные бусы и другие предметы, бытовавшие на Руси до монгольского нашествия. Здесь же обнаружена шпора с шипом, датируемая серединой XIIIв. В нижнем горизонте III слоя встречаются обломки амфор и жёлто-стеклянных бокалов, русская поливная керамика (птичка с зелёной поливой).
Керамика – серая и курганная (до 30%). Количество стеклянных браслетов книзу уменьшается (но количество крученых – увеличивается). В предматериковом слое найдены шиферные пряслица, хрустальная бипирамидаль-ная и зонная густо-синяя и красная бусины (конец XI-начало XII вв.). Кроме того, в этом слое найдена свинцовая гирька, железный наконечник копья, железная фибула, коса-горбуша, калачевидное кресало, вислая свинцовая печать Киевской метрополии конца XI-начала XII вв.
Предположения М.Н.Тихомирова о том, что низменный москворецкий Подол, где проходила Великая улица, соединявшая Кремль с Пристанью, был весьма древним, таким образом, оправдались. М.Н.Тихомиров считал даже, что эта часть города должна была застраиваться быстрее, чем нагорная часть будущего Китай-города. В другой части Великого посада, в Зарядье – также обнаружен культурный слой конца XI-XIV вв. На территории Московского Кремля, в предматериковом слое начала XIIв найден обломок бронзового семилопастного височного кольца, а при строительстве Оружейной палаты в 1847г – два серебряных семилопастных и две полужгутовых загнутоконечных гривны. О причинах названия Москвы мы скажем отдельно.
*
ТЕШИЛОВ.
В Никоновской летописи говорится о Тешилове, входившем в сферу влияния черниговских князей: «…И тако совещавше снидошася на Москву князь великий Юрьи из Суждаля, а князь великий Святослав Ольгович с Резани из Тешилова с сыном своим Олгом и со князем Владимиром Святославичем».
Итак, пишет Т.Н.Никольская, речь идёт о городе Тешилове, из которого Святослав прибывает на совещание в Москву. Раскопки древнего Тешилова, проводившиеся А.В. Арциховским в 1925г, позволили заключить, что это был город-крепость, существовавший с XII по XVI вв. Археолог заметил: «Святослав был первым князем в Земле вятичей.
Определённой столицы он не имел, но, по-видимому, Тешилов был тогда довольно важным пунктом». Тешиловское городище расположено около с.Тешилова Серпуховского района Московской обл., на высоком правом берегу р.Оки. Западный и восточный склоны городища упираются в глубокие овраги, с северной стороны – крутой спуск к реке.
С юга площадка городища укреплена валом, высота которого с внешней стороны 10м, со стороны площадки 6м. Высота валов, окаймляющих площадку городища по её периметру, незначительна. Однако первоначальная высота его насыпи была большей, так как в период жизни на поселении культурный слой около вала интенсивно нарастал. Валы Тешиловского городища сооружены из глины. В центре южного высокого вала был прорыв, служивший, очевидно, воротами.
Разделённые в этом месте половины вала заходят одна на другую, что, по справедливому замечанию автора раскопок, должно было затруднять вторжение в крепость неприятеля. Площадь поселения немногим более 1 га.
Раскопки велись траншеями, но дали общую картину планировки города и его культурных напластований. Толщина культурного слоя колеблется от 0,2 до 2,2м. В южной части площадки городища было древнее кладбище. В жилой части городища открыты остатки жилищ; это были наземные бревенчатые избы с земляным полом. На некоторых участках поселения «избы» тесно примыкали друг к другу, располагаясь длинными рядами и образуя как бы улицу. В культурном слое и сооружениях городища собрано множество отдельных находок, относящихся главным образом к XII-XIII вв., может быть, началу XIV вв.
Среди них – половина золотой двустворчатой бусины эллипсовидной формы и обломок серебряного семилопастного височного кольца.
Из бронзы найдены перстнеобразное височное колечко, пуговица, проволочный разомкнутый браслет, орнаменти-рованный по внешней стороне косыми насечками, обломок плосковыпуклого браслета, покрытого по внешней стороне пунктирным орнаментом, составлявшим два ряда треуголь-ников; на сохранившемся конце браслета – коническая шишечка, покрытая красным веществом (эмаль?).
Из белого металла – шарообразный бубенчик с одной прорезью и поясками из трёх выпуклых полос, перстень пластинчатый, со штампованным орнаментом. Предметы из стекла немногочисленны: семь обломков стеклянных браслетов и жёлтая, зонная бусина, из розового шифера пряслице. Из железных вещей найден массивный треугольный в сечении наконечник черешковой стрелы с шипами, долото, рыболовные крючки, овальное кресало, подковка для сапога, ножи, гвозди.
Среди костяных изделий – трапециевидные двусторонние гребни с циркульным орнаментом и две рукояти – кинжала и ножа с таким же орнаментом, пуговица плосковыпуклая с отверстием. При раскопках найден 2271 обломок глиняных сосудов, из них только 7 (или 0,3%) – лепных. Орнамент на гончарных сосудах преобладает линейный, затем – волнистый и сочетание их, зубчатый и т. д. На некоторых днищах – клейма: ромб, вписанный в прямоугольник, колесо. В большом количестве встречаются кости коровы, затем свиньи, лошади, собаки; костей диких животных очень мало: лисица, медведь, лось.
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №213071600906