52. В. Агошков. Верхнее Поочье. Серенск

52. В.Агошков.
 Верхнее Поочье.

*
СЕРЕНСК.
Принятый с «великой честью» своим союзником Юрием Долгоруким в Москве Святослав, по словам летописца, «оттоуда възвратися к Лобыньскоу и оттоудоу иде Нериньскоу и перешедъ Окоу и ста».

В Летописи по Воскресенскому списку это событие излагается иначе: «Святослав же с Москвы возвратися к Лобыньску, и оттуду ко Серенску и перешед Оку ста».
А.Н.Насонов считает, что «Неринск лежал где-то не очень далеко от Лобынска, на правом берегу Оки.

 К.А. Неволин и Н.И. Надеждин предполагали, что Неринск находился близ устья Нары. Кроме того, имея в виду, что Святослав шёл из Москвы в Лобынск, а из Лобынска в Неринск, можно предполагать, что Неринск лежал выше Лобынска по Оке, а не ниже». Б.А. Рыбаков помещает Неринск на левом берегу Оки, несколько ниже Лобынска. М.В.Фехнер и А.В.Успенская – также на левом берегу, но вслед за А.Н. Насоновым – выше Лобынска по Оке.

Если Неринск лежал на левом берегу р.Оки, т.е. на том же берегу, что и Лобынск, то для того, чтобы попасть в этот город, Святославу не нужно было переходить на другой берег Оки.

Предположение А.Н. Насонова о том, что Неринск лежал на правом берегу Оки, поэтому кажется более правдоподобным. В Воскресенской летописи, кроме цитированного отрывка, есть и ещё одна запись: «Святослав же пришед с Москвы, и ста у Сереньска, и ту придоша к нему посли из половец».

Еще Н.М. Карамзин и Н.С. Арцыбашев считали, что в Ипатьевской летописи следует читать не Нериньск, а Сереньск. Н.М. Карамзин даже указывал на село Серенск, на р.Серене, Мещовского уезда Калужской губ. Именно здесь известно городище, раскопки которого ведутся Верхнеокской экспедицией и которое является остатками древнерусского города Серенска. Остаётся неясным, почему Святославу понадобилось переходить р.Оку?

Как известно, из Серенска Святослав снова двинулся к Дедославлю, откуда отослал прибывших к нему половцев на смольнян, в верховье Угры, а сам пошёл к Девягорску и занял всю Землю вятичей «до Брянска и до Воробиина, Подесенье, Домагощ и Мценск».

Может быть, сомневается Т.Н. Никольская, летописец описал события просто не в той последовательности, в какой они происходили на самом деле, или, вернее, два разновременных события были в одной записи соединены воедино. Заслуживает доверия следующее сообщение Воскресенской летописи: «Святослав же пришед с Москвы, и ста у Сереньска» (под 1147г).
 
Сообщение же летописи о том, что Святослав, «перешед Оку», несомненно, относится к последующим событиям, когда Святослав снова направился к Дедославлю, в связи с чем ему и пришлось переходить Оку.

Означает ли этот вывод, что летописного Неринска не существовало вообще и что во всех случаях, когда в летописи упомянут «Неринск», следует читать «Серенск»? Ответить на этот вопрос трудно, во всяком случае, пока не найдено городище, которое с полным основанием можно было бы связать с летописным Неринском. Очевидно, Неринск всё же существовал.

В «Списках городов» одновременно упомянуты и Серенск и Неринск, причём, Неринск неизменно назван в числе рязанских городов, что для того времени (XIVв) могло соответствовать действительности.

Серенское городище расположено на высоком правом берегу реки Серены, при впадении в неё безымянного ручья, протекающего по дну высокого оврага, у северной окраины д.Серенск. И вновь, как и в случае со Старой Рязанью, мы читаем о глубоком овраге, о северной окраине… Может быть, старорязанский ручей Серебрянка и речка Серена имеют что-то общее в своём происхождении?!

Выделяется прослойка, наиболее интенсивно окрашен-ная в чёрный цвет, насыщенная обгоревшим зерном, углём, остатками сгоревших плах и брёвен и связанная с пожаром, разразившимся в городе в середине XIIIв, очевидно, в период нашествия Батыя (толщина этого слоя в среднем равна 0,6-0,8м). Здесь открыты жилые и производственные постройки и собраны многочисленные находки, относящиеся к XII-XIII вв.

Среди всего многообразия предметов вооружения, найденных на городище, один тип наконечников стрел – срезни в виде узкой лопаточки, представленные множеством экземпляров, – не являются продукцией древнерусских кузнецов и принадлежат кочевникам.

Обычно их находят на поселениях, разрушенных в середине XIIIв монголо-татарами. По-видимому, эта же участь постигла и Серенск. В разных частях детинца, в жилищах, хозяйственных постройках обнаружены многочи-сленные скелеты людей, погибших во время погрома и пожара в городе. Т.Н.Никольская больше интересуется слоем домонгольского времени.

Культурные остатки его: производственные сооружения, находки полуфабрикатов и отходов производства – металлические и кузнечные шлаки, отходы литейных работ, инструментарий ремесленников, многочисленные и разнообразные литейные формы, матрицы и, наконец, огромное количество разнообразных предметов из чёрного и цветного металлов – всё это является свидетельством высокоразвитого ремесла в XII-XIII вв.

Наиболее трудоёмким и сложным делом для ремесленников – «кузнецов железу» было производство сельскохозяйствен-ных орудий, потребность в которых была велика не только у ближайших деревень, но и у населения самого города, не порвавшего окончательно с земледелием.


(С) В.И. Агошков.


Рецензии