Машка 2

2

Да, Никита Сергеевич так же, как и его предшественник, Иосиф Виссарионович, очень любил медведей. Тяга вождей к ним была какая-то особенная. Что ж, как говорят в народе, деньги к деньгам, а сила, наверное, к силе тянется. Сила, величие, власть, борьба за власть и стремление всегда обладать властью накладывали свой отпечаток на их образ жизни. Поработать, отдохнуть на природе в окружении её обитателей, да ещё каких(!), было насущной потребностью Они, по сути, были одинокими людьми, и подобное уединение приносило им порой свежие силы для их непомерно бурной политической деятельности.

Увлечение к содержанию медведей Никита Сергеевич мог позволить себе только после освобождения Киева в 1943 году. К тому времени с 1938 года он был первым секретарём компартии Украины, и местом его проживания стала дача в Кмитовом яру (ныне улица Овруцкая). Дом там был постройки конца XIX века и принадлежал когда-то богатому владельцу аптеки Бельскому. Вокруг него был разбит парк, ставший после революции общедоступным. Но потом всю эту усадьбу обнесли высоким забором, и там стал жить припеваючи нарком внутренних дел УССР Балицкий. Дача быстро обустраивалась. Но в 1938 году Белицкого расстреляли как «врага народа» и усадьба была преобразована в пионерлагерь для детей сотрудников НКВД. Дача Хрущеву очень нравилась. Он любил прогуливаться по парку, а в беседке читать газету. По нраву пришлось это местечко и другим обитателям, медвежатам и павлинам, которые обосновались в этом же парке над обрывом.

Прошло время и, как известно, Никита Сергеевич пошёл резко в гору и, когда обосновался уже в Кремле, облюбовал себе после смерти Сталина и расстрела Берии другую дачу, что в 80 километрах на юге от Москвы. Место тихое и красивое, рядом историческая усадьба графов Орловых-Давыдовых. Дача стала обустраиваться по его вкусу, появились уютные беседки, скамейки, мостики и другие постройки вокруг озёр, хотя существовало мнение, что при Сталине она выглядела значительно лучше и скромнее. Но кто же был инициатором доставки медведицы - оставалось вопросом. Вряд ли инициатива исходила от нового хозяина, самоутверждение во власти для которого в те годы было главной целью его карьеры и настоящей головной болью одновременно. Каждый день, а то и час нужно было принимать важные решения, чтобы своевременно пресекать ходы политических противников. Позже из истории мы узнаем, что это были люди из антипартийных групп или примкнувшие к ним. Задним числом не могу бросить реплику «на фига только народу и подрастающему поколению мозги полоскали». Элементарная борьба за власть, да и только! Междоусобица партийных верхов. К тому же ему больше нравились маленькие медвежата и забавы с ними. Когда же они подрастали, их просто сдавали в зоопарк.

Вполне очевидно, что эта инициатива могла исходить от охранного ведомства не без санкции самого Председателя КГБ, в недавнем прошлом любимца и заместителя Берии по разведке Ивана Серова. Кому-кому, а уж ему больше всех нужно было прогибаться перед новым хозяином, который не только оставил его у власти, но и возвысил, дав самый высокий пост в только созданной новой и всесильной организации – комитете государственной безопасности. Мало того, Серову доверялась самая ответственная работа по проведению первых реабилитационных мероприятий партийных кадров, необоснованно репрессированных в конце тридцатых годов. Назначили волка сторожить стадо овец.

А всё потому, что пути службы отечеству и, скажем прямо, не бескорыстной дружбы НС и Серова пересекались ещё в Киеве, когда одному принадлежала партийная власть, а другому – исполнительная в ранге главного милиционера. В их отношениях, говорят, всё было гладко. Да, старые связи всегда лучше новых. Не мог не знать Серов о пристрастии НС к медведям. Необычайная прыть на новом поприще, а также массовые увольнения виновных в репрессиях из органов (и только!), по сути, чистка рядов чекистов, позволили Серову удержаться у власти до 1958 года, а после уйти в тень как-то незаметно, а главное ни в чём незапятнанным. Уметь надо. Ведь некоторых заставляли привселюдно каяться и признавать ошибки. Так что, подарочек с намёком на могущество НС от Ивана, очевидно, был неспроста и мог иметь право такое, как быть!

Хватит об этих вершителях судеб миллионов. Давайте всё же вернёмся к нашим зверям, к медведям вообще, и медведице в частности. Когда Михаил зашёл в дирекцию цирка, он сразу понял, что действительно здесь его уже ждали. Встреча с самого начала приняла деловой характер. Документы все были подготовлены, оставалось только поставить подписи и получить товар. В кабинет к директору был приглашён дрессировщик мужчина средних лет крепкого телосложения, который без лишних формальностей, перейдя сразу на «ты», представился Аркадием и тут же спросил Михаила, как его зовут:
- Чудненько, - кивнул Аркадий в ответ и, обратившись ко всем присутствующим краткой фразой «ну, мы пошли», дал знак Михаилу следовать за ним, и повёл его через вереницу слабо освещённых коридоров мимо комнатушек и клеток со зверями во двор цирка. Перед самым выходом во двор Аркадий остановил Михаила и, переходя на шёпот, произнёс:
- Я дальше не пойду, не хочу расстраивать её и себя, я ведь у неё побывал уже ранним утром, а больше одного раза в день я у неё не бываю, и моё повторное появление может вызвать подозрение и излишнее беспокойство с её стороны. Во всяком случае, я не хотел бы, что бы она преждевременно заподозрила меня в предательстве, измене, обмане, что на самом деле уже является реальным фактом… Да, я бросаю её, но так сложились обстоятельства, к тому же у неё ведь дальняя дорога и теперь за её судьбу отвечают другие люди, в том числе и ты, Миша.
- Мне как-то не по себе… после твоих слов, Аркадий, я боюсь к ней подходить, - неуверенно прошептал Михаил.
- Нет, ты обязан посмотреть всё своими глазами, имеешь полное право… тебе её везти и дальше работать с ней. И я почему-то очень надеюсь, что ты как-то скрасишь её последние, скажем так, нерадостные деньки. Почему я так говорю, думаю, ты сейчас всё поймёшь после моего небольшого объяснения. Значит так, зовут её Машкой или Машей, всё равно, реагирует одинаково…, весит около трёхсот килограмм. Если встанет на передние лапки, то росточку в ней будет два с половиной метра. По возрасту годится в старухи, ей около 25 лет, возраст предельный для бурых медведей, хотя в неволе они могут жить и дольше... и до 30 лет и даже больше. Кстати, надеюсь на это, потому что уход за ней был барский. Ты посмотри, как лоснится её шерсть. А всё потому, что она получала всё, начиная от приличного питания с витаминами, до прогулок со мной во дворе цирка и даже за его пределами. С этого момента, она ещё не догадывается, что жизнь её резко изменится, и она больше никогда не увидит сверкающих огней арены цирка, не услышит грома аплодисментов, адресованных только ей. И вот теперь её удел – клетка, гулять с ней будет некому, а тебе я не рекомендую, и входить к ней в клетку тоже, даже если и почувствуешь от неё симпатию. Впечатление твоё может быть обманчивым. Машка может затаить обиду на таких как я, предавших её, а в моём лице на весь наш люд, и отыграться на других. Это очень опасно, потому что ты не будешь знать, когда она сможет отомстить за свою обиду. Поведение её понятно только специалистам. Ведь у неё, как и у всех медведей, полностью отсутствует мимика. Если другие хищники перед агрессией, то есть перед возможным нападением, могут скалить зубы, громко рычать, бить хвостом, как это делают тигры, то у Машки никогда не определишь её недовольство… разве ж что, иногда по едва заметному урчанию. Коготочки у неё десять сантиметров, даже мне пришлось однажды прочувствовать её «маникюрчик». Впечатление не из приятных. Следы остались, хотя и сделала она мне рану случайно, сам был виноват... подставился на пути. Надо было отойти чуть в сторону от её взмаха рукой. Далее, она всеядна, я написал тебе её подробное меню, мясо мы ей ограничивали, а вот овощи, фрукты, ягоды и витаминные надбавки она получала вдоволь… кстати, любимое лакомство, которым ты можешь к себе её расположить, это печенье, она его чует за версту…

- Аркадий, скажи, а почему вы отдаёте именно Машку, а не какого-нибудь там медвежонка Ваньку? – перебил Михаил.
- Хороший вопрос… ну, во-первых, заказ с вашей стороны был на крупного медведя, вот вы его и получаете; во-вторых, она у нас на пенсии, отработанный материал, для нас это балласт…, нас это тоже вполне устраивает, на арену выходит, в основном, по настрою и работать с ней стало напряжно, иногда характер показывает, инвентарь портит, наверное, надоело ей всё это, да и неловко как-то бабушку заставлять выделывать новые и сложные трюки, это очень тяжёлый труд, не по годам; ну, и в-третьих, она в душе артистка, научена многому - ездить на мотоцикле, велосипеде, кататься на коньках, но в условиях клетки, что можно показать, если только сплясать барыню или цыганочку... И если будет у неё желание, ещё как спляшет и такие коленца выкинет, что люди будут ржать от смеха, словно лошади…
- Ну вот, а мне мой начальник сказал, что она не для потехи, а для вида.
- Она для всего, разве на такую красоту и мощь можно смотреть безразлично!? Нет, конечно, Машка впечатляет… ты посмотри на зверей в зоопарке, они какие-то все обшарпанные, а эта королева – одно загляденье… силище, когда ей аплодируют, она кланяется и делает это очень забавно. Я думаю, что с учётом хорошего питания и ухода, печенья для привады и музыки тебе всё будет под силу. Я уверен, вашим гостям она понравится. Ну, а теперь иди к машине, посмотри крепление и познакомься с Машкой. На первых порах, больше с ней разговаривай, ей это нравится. Быстрее привыкните друг к другу... Она на цепи, которая прикреплена с одной стороны к ошейнику из очень прочной бычьей кожи, а с другой - к кронштейну, вмонтированному в пол кузова. Это обычная для неё транспортировка на небольшие расстояния. Её покормили, я немного добавил снотворного, чтоб в дороге она вела себя спокойней. В кузове ящики с овощами и фруктами на первое время. По прибытию вас встретит мой помощник и отведёт её в клетку. Всё, кажется, Миша, иди, я тебя тут подожду.
- Хорошо, - сказал Михаил и вышел во двор к грузовому автомобилю.

В автомобиле с фургоном наполовину кузова на подстилке из сена важно восседала медведица. Полуфургон хорошо защищал её от солнечного света, дождя и ветра. С тыльной части кузова она была хорошо видна, а ввиду её внушительных размеров казалось, что она совсем рядом. Михаил, глядя на неё с восхищением и не понятно откуда-то появившимся страхом, набрался, наконец, храбрости и произнёс: «Ну, здравствуй Маша! Вот мы и встретились! Давай знакомиться, меня Михаилом зовут, можно сказать, я тоже из ваших…, Миша». Медведица на сказанные слова не обратила никакого внимания, даже ухом не повела, когда услышала своё имя. Своим независимым видом она будто ответила: «Подумаешь, ходят тут всякие, к чужой славе примазываются, - или же, - чего уставился, деревня, проваливай, артистов не видал!». Ничего, ничего, - как бы поняв этот ответ Михаил, и словами «мы ещё споёмся», уверенно поставил точку новому знакомству и решительно пошёл к Аркадию.
- Ну как? – спросил Аркадий, вытирая платком повлажневшие глаза.
- Хороша!
- Ну, ты нас не забывай, заезжай, спрашивай, рассказывай о Машке, меня, если не на гастролях, найдут быстро, и на представление всегда дам тебе контрамарку, мы теперь не чужие с тобой, - проронил чуть слышно Аркадий и крепко пожал на прощание руку Михаилу.
- Ладно, Аркадий, спасибо тебе за всё, пойду я за документами и поеду…время!

Продолжение http://www.proza.ru/2013/07/25/1095
Фото из Интернета


Рецензии
Борис, 2-ю часть разместим в Нашем "НЖ" в августовском номере, выйдет, надеюсь, в конце сентября!
С пожеланиями удачи и здоровья,

Игорь Лебедевъ   17.08.2014 18:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь. С ув. ББ

Борис Бочаров   18.08.2014 23:42   Заявить о нарушении