Личность

Евангельское учение выводится из двух заповедей. Первая и главная заповедь – возлюби Бога, Творца всего, всем сердцем твоим, всем разумением твоим, всею крепостию твоею. Вторая заповедь – возлюби подобным образом человека, ближнего твоего. ( см.Мф.22,36-40).  Это основа, в которой, как в зерне, заключается все остальное.
  Сущность христианства в призыве к совершенству, к перевоссозданию человеческой природы, к созданию нового человека. Воплотившийся Христос – Новый Человек, принес миру благодатное спасение, обещанное праотцам по изгнании из рая.
...Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный... Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд... Блаженны вечно стяжающие силу духа... блаженны чистые сердцем... (см. Мф.5)
В основе Евангелия – человек и его жизнь. Назвав себя Сыном Человеческим, Христос возвестил о ценности человеческой личности.
Сущность религии в милосердии, в изменении, выверении своего ума, выправлении ценностных установок и убеждений в стремлении к совершенству.
Совокупность совершенств есть любовь .
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имущество мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: все покрывает, всему доверяет, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает... А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Достигайте любви... (1 Кор. 13, 1 - 13; 14, 1)..
Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4, 9).
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем... В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви.

Православие говорит о том, что личность человеческая есть нечто ценное, не сравнимое ни с чем на земле, прежде всего что человек есть образ и подобие Творца.
 Евангелие поставило вопрос о смысле человеческого существования, и дает ответ исходя из смысла существования всей Вселенной и всего бытия. Человек есть венец творения, и осуществление спасения после грехопадения совершается по сей день, Святой Дух живит все создание и ведет своим промышлением к просвещению и утверждению в свете истины.
Евангелие подтверждает историческое существование Христа, где приводится Его родословие, говорится о рождении в Вифлееме Иудейском во время перепеси при римском правителе Квиринее, сообщается о выходе на проповедь в пятнадцатый год правления Тиверия,  когда Ирод Антипа был четверовластником в Галилее, Понтий Пилат начальствовал в Иудее, первосвященниками Иудейскими были Анна и Каиафа.
Книга деяний дает сведения о жизни непосредственных учеников Христа, апостолов, излагая события в органической связи с историей тогдашнего мира. Жизнь апостола Павла в его проповеднических путешествиях проходит среди таких исторических лиц, как первосвященник Анания, член иудейского Синедриона Гамалиил, брат известного философа Сенеки проконсул Галлион, правители Иудеи Порций Фест и Феликс, иудейский царь Агриппа. В послания к Галатам  Павел описывает  одно из свиданий с апостолами, которые сопутствовали Христу:  Они, почитаемые столпами, т.е. Петр, Иаков и Иоанн, подали мне руку общения (Гал.2,9) .
Сведения о Христе, об Иоанне Крестителе, о ближайшем родственнике Иисуса Христа апостоле Иакове можно найти в сочинении историка Иосифа Флавия «Иудейские древности».
 Церковный писатель Тертуллиан (152-222) в тот период, когда он был пресвитером, говорит о происхождении апостольских Церквей от Христа, подробно описывает распятие Христа, мученичество первых времен христианства, свидетельствует о том, что Церковь в первое время своего бытия не просто верила, а знала – в кого она верит.
 Живший в первой половине 2 века апологет Кодрат писал, что «и сейчас еще живы люди, исцеленные Христом».
 Римский историк Тацит (55-120)  также говорит о Христе, казни при Понтии Пилате, о гонении на христиан при Нероне.
Идею исключительной человечности,  красоту, возвещенную Церковью в своих догматах, выражает и храмовое искусство. Икона как написанное красками имя Божие, есть изображение, образное выражение христианских догматов.  Она более доступно являет в себе сущность неизменных постоянных утверждений, высших истин христианской религии, основных принципов и установлений  христианского вероучения.
Икона А. Рублева «Троица»  изъясняет самый трудный для восприятия догмат о Троичности Единого Бога. Это Превечный Совет Божий о спасении рода человеческого между Тремя Божественными Лицами, где идет разговор о силе любви к человеку и о необходимости спасти человечество от греха, страдания и смерти. Бог Сын должен сойти на землю, на столе символ предстоящей Жертвы, таинственный сосуд с жертвенным агнцем. Совлекшись божественной славы, Ему предстоит принести искупление за род человеческий, сойти в могилу, победить своей смертью смерть людей и вознести  этим с Собою к Небесному Престолу свое творение – человека.
На иконе извечная любовь  Бога к человеку:
...так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Ин. 3, 16, 17).
На иконе красками образно изображено то, о чем Церковь учит словом, Бог сходит к человеку, чтобы вознести его до Бога.
Любовь Бога Отца, посылающего  на земные страдания Своего Сына, сопоставима с любовью Матери, прозревающей судьбу любимого Дитя, что можно увидеть на иконах Богородицы. Это синтез Божественной и человеческой любви, выражение догмата о Богочеловечестве, явление тайны богочеловеческого единства. Это и символ материнской любви как залог извечного продолжения человеческого рода.
Христианский догмат о Воскресении  выражен в иконе «Схождение во ад и Воскресение Христово». В лице Адама и Евы Победитель смерти выводит из разрушенных адовых уз весь род человеческий.
Икона создается для помощи  в молитве Тому , Кто на ней изображен, она является живым звеном в жизни человека, в его стремлении к возвышенному, как призыв к беспредельному совершенствованию.
Храмовое зодчество, иконопись, песнопения говорят о вечном стремлении ввысь, о неумирающей жизни в царстве славы . Религиозное искусство содержит в себе все учение Христово, показывая в символах и образах красоту и силу Евангелия.
Человек, в его социальных, личных, физических и духовных страданиях на земле, в поисках спасения, счастья и благополучия, в созидании своего мира и борьбе с негативными проявлениями природного необъятного целого, в нахождении гармоничного состояния в природе , выработке своего мировоззрения, в своей творческой деятельности в различных сферах жизни, - это звучит гордо, если не осознание о его сотворении  по образу и подобию Бога.
По образу абсолютного совершенства, с творческими  свойствами  духа, который возвышает бессмертную разумную душу и тело, -  в этом прирожденное достоинство человека.
По подобию зиждущей все высшей воли человеку дана воля уподобляться Творцу, ответственно внимать своему разуму и чувствам, чтобы черты образа Божия ясно отображались во всем его трехчастном составе и в его действиях. 
Человеку дана возможность проявить себя в биологической и социальной среде, восстановить в себе замысел Бога о высоком предназначении человека.  Ты славою и Честью увенчал человека и поставил его... над делами рук Твоих... (Пс. 8,6-7).
Христа распяли и погребли в каменном склепе, завалив вход тяжелым камнем, поставили стражу, чтобы никто не смел  искать его тела.
Но сила смерти не удержала Его, и камень не мог быть преградой на Его пути, Он воскрес в обновленном теле, оставив погребальные пелены.
Возникла Церковь, носящая Его имя, где Христос – высший смысл бытия и идеал человеческой личности, кротости и целомудрия, справедливости и человеколюбия, духовной красоты и совершенства.
 Со дня крещения Руси православные люди воспевали Христа, композиторы (Чайковский, Рахманинов) сложили музыку для богослужений,  художники запечатлели на полотне Его образ, писатели излагали мысли о вере в слове. Подвижники, внимающие порывам своей души,  открывали для себя, что когда Христос в душе, небо опускается на землю.
Христос, залог вечной жизни, смысл  бытия человека и его славы, творит в душе каждого человека Себе ясли , возрастает, и совершает миссию спасения при содействии и изъявлении воли самого человека .
Человеческое сознание есть по своей сущности нечто свободное. Величайшее благо, данное Богом человеку, жизнь. Не лишая человека свободы воли, Евангелие учит, как искоренить, уничтожить зло, зарождающееся в душе человека, рассеянное падшими силами, личное, и укротить его проявления в сфере общественной, гражданской , в социальных взаимоотношениях.
Христос создал царство, именуемое Царством Божиим, которое не имеет внешних границ, оно находится внутри человеческого сердца. Он не создавал организацию с целью подчинения мира, то историческое царство, во время существования которого Он жил, вскоре распалось, а незримое царство Христово одухотворяет жизнь людей, существуя по сей день.


В природе присутствует целесообразность  всего, что человек видит, разумное устройство атома, простейших организмов, сложнейших космических процессов, неисчислимо богатство жизненных форм и закономерностей, смена времен года и регулирование тепла, сжимание воды при холоде, все в солнечной системе задумано так, чтобы как венец творения на земле существовал бы человек.  Малейшее изменение в устроении вселенной может оказаться губительным для жизни высокоорганизованных существ.
 Жизнь – это вершина движения в потоке времени, среди всех форм жизни мысль является наиболее совершенной, жизнь идет по ступеням восхождения в бесконечном стремлении к совершенству, одухотворяется, как образ мысли, стремящейся найти наиболее совершенное выражение себя.
Человек – существо, завершающее процесс космической эволюции. После нескольких лет бытия тело возвращается в прах земной, из которого было поднято, душа же, как существо бессмертное, принадлежит Совершенному Бытию, Истоку и Завершению жизни всего тварного.  Ход истории предначертан и потенциально закодирован, как в общечеловеческом бытии, так и в каждой клетке человеческого организма, в своем существовании человек может молитвой, добрым направлением своих действий, и помощью высших сил выправить происходящее и войти в русло всепобеждающей силы совершенного смысла бытия.


Поступательное движение жизни направлено к совершенству, но в нее через грех вошли болезни, старение, смерть.
 Совершенная Личность как Нечто Высшее всякого имени, Бог воплощается и вочеловечивается для искупления человека, совершеннейшего из всех земных существ, способного достичь совершенства и бессмертия, стать свободным соучастником Творца в завершении творения, взойти до единства с Источником Жизни.
  До человека все творение было послушным орудием в руках Творца, это то бытие органической жизни, на основе которой возникает бессмертие человеческого духа, человека, стоящего на вершине лестницы живых существ , и космический процесс существования получает смысл через воскресение, как возможность вечной жизни.
 Замысел  бытия всего творения- Да будет Бог все во всем (1Кор.15,28), должен осуществиться для каждой отдельной личности и в существовании человеческих поколений.
Биологическое бессмертие как длинная цепь хромосом, наследственные качества, передающиеся из поколения в поколение – так природа сохраняется в непрерывном потоке жизни, но только потому, что клетки живут в потомках. Душевное бессмертие, существование в памяти людей, вечная память в молитвах живущих. Все это не есть жизнь умерших людей, а лишь память о их существовании.
 Воскресением Христос дал смысл человеческому бытию, чающему грядущего воскресения мертвых , открыл врата в вечную жизнь.
Жизнь каждого человека в осмысленном потоке бытия, существующего в настоящем, не может быть оторвана от прошлого, и вместе с тем все свои действия выправляет в соответствии с ожиданиями грядущего.
Человек как единое целое, живет в условном единстве с другими людьми, его жизнь не может проходить  вне его связи с человечеством .
В целостной картине жизни судьба каждого отдельного человека и жизнь всего человечества находятся в синтезе, свершение каждой человеческой жизни тесно связано с общечеловеческой историей, жизненный путь человека не может пройти вне статистических законов человечества, как нельзя говорить о жизни Земли в отрыве от жизни космоса. Человек есть «венец творения» , и судьба человечества в судьбе космоса предначертана как вершина высокоорганизованной жизни.
Человек, входящий в окружающий мир, возвышен над миром, своей волей, разумом способный проникать в тайны природы, познавать и изменять лицо земли, осознает себя образом и подобием творческого Разума, который дает законы вселенной. Тело человека живет по земным законам, но душа, возвышенная бессмертным духом, не желает подчиняться им. В биологических и духовных инстинктах все разумно и целесообразно, человек жаждет свободы, преодоления смерти, утверждении своего «я» в осознанном миросозерцании. Неистребимый инстинкт жизни, голос разума, желающего жить вечно, по образу и подобию вечного творческого Разума, надежда на грядущее воскресение – все эти высшие запросы человеческого духа находят ответ в учении Христа.
В мире существует принцип эволюции, смысл существования всего мира в совершенствовании, материя переходит к более высшим формам сушествования.
Жизнь как высшая форма движения во времени и пространстве, поток в совершенствовании форм материи, психика, связанная с природой организма, разум и самосознание в процессе творческого познания мира, над этим течением стоит Кто-то, кто созидает это совершенство, путем длительного процесса уготовляет единственно возможную форму, трехсоставный человеческий организм, с высокоорганизованным телом, бессмертной душой, божественным духом, с свободной волей, разумом, сознанием, способностями к творческому проявлению и даром словесного общения.
Что такое душа человека, его сознание, каковы функции его «я», его мировоззрения, стремления души, ее анатомия.
Душа, созданная вместе с телом, содержит его и находится повсюду в теле, обладает разумом и свободой , бессмертна и животворна (животворит тело),  узнается по мыслительной силе, движениям чувств и различным влечениям (к самосохранению, к знаниям, к нравственно-доброму, к бесконечному).
Человеческое «я», словесное начало души, проявляется в самосознании, формировании мировоззрения, в самовластии и рассуждении, в чувстве совести , в эмоциях, в стремлениях ума (как органа душевного зрения, невещественного, приснодвижимого источника мыслей).
Человеческая мысль может познать законы бытия, которые вложил в мир Творец. Вера в эти способности дает крылья человеческой воле.  Возможность изменить природу, извлечь из нее силы, необходимые для преодоления условий земного существования, и возможность возвыситься над телом и выйти из сферы телесных законов, т.е. творчески сочетать земные законы так, как они сами послужат к тому, чтобы их можно было преодолеть «изнутри», обо всем этом говорит христианская философия, отвечая на вопрос о выходе за пределы космоса, но не как передвижение в трех измерениях этого мира, а о выходе в духовный мир как о конечном этапе жизни на земле.
Время как вселенский поток движения материи в пространстве, в котором происходит круговорот жизни от рождения до смерти в процессе целостного становления на ступенях восхождения, приводит человеческий ум  к размышлению не только о том, как наиболее совершенно существовать в его потоке, сохраняя в себе вложенное Творцом стремление к святости, но и как найти ту силу, которая победит силу времени и даст возможность выйти из его потока в вечность.
Путь выхода человеческого духа за пределы земной оболочки начинается уже на земле, где еще движется время, но мысль как оболочка человеческого «я», возвышается и высвобождается от его власти.

Жизнь человеческой души,  вечно текущая, неугасающая и неугасимая, с инстинктивной уверенностью  в существование будущей  вечности, находится в становлении, где созидающая сила ума, исполняясь благой волей Творца, ведет ее к совершенствованию.
Человек, стоя на краю неизведанной бездны, верой утверждает себе основание, и прокладывает путь не в разверстую пустоту, а лишь в сокрытое на время от глаз полное жизни вечно сущее.
 В течение своей жизни на земле, находясь во времени и в пространстве, созидается человеческое тело, в трудном подвиге накопления сил, где все органы единого организма находятся в тесной взаимозависимости, каждый выполняет предназначенную ему функцию, для нормального, здорового функционирования целого. 
Человеческая же душа, его «я», имеющая центром всех сил телесное  сердце, утверждается в своем становлении, вживается в общечеловеческую жизнь, возрастает в своем мировоззрении, находится в подвиге развития личности, раскрытия Божия о ней замысла.
Погубить свою душу - значит войти в общий план надиндивидуального бытия, когда личность, по образу и подобию подвига, совершенного Христом, находясь в мистическом теле человечества, живет в соответствии с единым целым, как клетки организма живут друг для друга.
В этом подвиге преодоления существования в замкнутости на себе и происходит спасение души, когда силы, призываемые добродетельной жизнью, постепенно образуют ту новую сферу, новую оболочку, в которую сможет облечься душа, по разрушении тела тленного, то новое тело, способное выйти за пределы земного времени.
    Воскресший богочеловек Христос вызвал к бытию новые законы,  новую закономерность, уже существовавшую  в Высшем Разуме, подобно тому  как люди пробуждают спящие потенции природы, сошествием Святого Духа на апостолов была основана Церковь Христова на земле.
Христос умер по законам человеческого естества, но Его святой дух не могла удержать смерть, в Его душе смерть изжила самое себя.
В невероятных страданиях Его человеческий дух остался непобежденным,  сила смерти исчерпала себя в борьбе с ним, Его дух оживил тело, оно стало живым, но по иным свойствам,
Христос благодаря силе любви к человеку вынес крестные муки и не погубил Своей свободы, в Его смерти потенциально была победа над условиями человеческого существования, ведущими к смерти.
По образу и подобию крестного пути Христа, человек на земле несет свой крест, проходя путь духовного совершенствования,  в процессе стяжания Святого Духа, который  побеждает законы плоти, освобождает от  закона греха и смерти.
Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим. 8,11).
В восхождении от элементарного к более совершенному проходит движение всех форм жизни на земле. Человек как высокоорганизованное существо, венчающее процесс эволюции, находится во временном потоке и его жизнь в теле заканчивается смертью.
Все стремления эволюции имеют смысл, когда  приближаются к совершенному бытию. Ход истории земли потенциально предначертан, как и закодированы законы жизни клеток человеческого организма. Поступательное движение изменения существования направлено к той сфере, которая может стать вечной.
Воскресение человека, достигшего духовного совершенства в крестном подвиге духа,  к вечной жизни есть естественное завершение космического процесса становления эволюции,.


Рецензии