Черный лебедь

— Посмотри, как они чудесно танцуют! — восторженно воскликнул хозяин.
— Кто? — не поняла его жена, продолжая вязание.
— Наши лебеди!
— Лебеди? — удивилась женщина, не проявив интереса.
— Лебеди! Лебеди! Наши лебеди! Ну подойди же к окну, — потребовал муж.
Женщина с неохотой отложила вязание. Она знала, что перечить мужу или не выполнять его просьбу чревато последствиями — можно нарваться на бурю негативных эмоций. Она подошла к окну и увидела стаю белых птиц, кружащихся над озером.
— Они просто летают, — сухо произнесла она и собралась вернуться к своему занятию, однако муж мягко, но цепко взял ее за локоть.
— Приглядись же, это настоящий танец.
Женщина повернулась к окну и стала всматриваться в кружащихся лебедей. Через несколько секунд она заметила, что большие белые птицы не хаотично летают, а создают рисунок в небе. Зачарованная женщина залюбовалась.
— Как они делают это? Диким птицам такое поведение несвойственно! — умилительно восхищалась женщина.
— Дикие не могут, а прирученные поддаются дрессировке, — самодовольно улыбаясь, объяснил муж.
— Кто же приручил их? — не отрывая взгляда от лебедей, спросила жена.
— Наивная, — засмеялся мужчина. — Кто же может научить их, кроме их хозяина?!
Женщина недоуменно посмотрела на мужа.
— Ты вяжешь, а я дрессирую, — самовлюбленно произнес он.
— Я думала, что ты занимаешься политикой, — удивилась жена.
— Это тоже политика… и очень увлекательная, — загадочно произнес муж.
Женщина непонимающе хмыкнула и вернулась к вязанию. И все бы шло своим чередом, если бы на озере не поселился черный лебедь, который разрушил идиллию. Он попал на озеро неведомо откуда, но с его появлением в лебедином хозяйстве многое изменилось. Он долго держался особняком, будто приглядывался, потом подплыл к одинокой белой лебеди и завел с ней разговор:
— Мне кажется, вам плохо здесь живется…
Белая птица печально опустила головку и произнесла:
— Нас сытно кормят…
— Но вы не можете высоко летать…
— Зато мы красиво танцуем…
— Танцуете? — удивился черный лебедь. — Вольные птицы не могут это делать…
— Мы не вольные…
— Но лебеди всегда были свободными… Они ведь не гуси, которых можно приручить…
— Мы не гуси, — с обидой произнесла белая лебедь, — и если мы не летаем, то мы красиво танцуем, чего не умеют гуси…
— Почему же вы не летаете? — возмущенно спросил черный лебедь.
— Мы не можем! Не можем подняться в небо, не можем улететь в те места, где всегда выводили птенцов! Мы больше не испытываем счастья полета и родительской любви! — отчаянно воскликнула белая лебедь.
— Почему? Почему? — не мог понять черный.
— Потому что небо видим, а достичь его не можем, — и ее глаза повлажнели.
— Если небо есть, значит к нему можно подняться!
— Мы тоже так думали, но, сколько ни пробовали, всегда падали, — и белая лебедь заплакала.
— Нет такой силы, которая может удержать вольную птицу на земле! — воскликнул черный лебедь и рванул вверх, но не успел он сделать несколько взмахов крыльями, как ударился о невидимую преграду и рухнул вниз. Вынырнув из воды, он увидел стаю белых лебедей, сгрудившихся вокруг него. — Что это было?! Что меня сбросило? — недоуменно вопрошал он.
— Мы не знаем, — хором ответили лебеди, — но, как ни старались, мы не смогли достичь неба! — горечь и боль слышались в их возгласе.
— Давайте попробуем вместе! — призвал черный лебедь, и стая ринулась вверх.
Снова их постигла неудача: лебеди, как камни, сыпались вниз, в озеро. Поднявшись из воды и хлопая крыльями, птицы кричали от безысходности…
Хозяин, наблюдавший за происходящим из окна, не понимал, что происходит: лебеди взлетали вверх и падали вниз.
— Как они истошно орут… — возмущался он.
— Они хотят свободы, — тихо заметила жена.
— Это черный лебедь внес переполох! До него все было спокойно, — зло изрек хозяин. — Надо разобраться со всем этим.
Он вышел к озеру и закричал:
— Глупые птицы! Вам никогда не видать свободы, потому что вы принадлежите мне! Я кормлю вас, и вы будете делать то, что я захочу.
Черный лебедь ответил громким гоготанием. Человек не знает птичьего языка, потому не может понять, о чем говорят птицы, а лебедь сказал, обращаясь к сородичам и к человеку: «Мы будем свободными, даже если нам придется погибнуть!». Его призыв поддержали все лебеди, уставшие от несвободы и подчинения человеку.
— Это бунт! — возмутился хозяин. — Я усмирю этих мятежников! А черного изведу!
Но радикальных мер, таких, как физическое уничтожение птиц, он не стал применять, однако какое-то время не кормил их. Утром и вечером в условный час птицы собирались у берега, но кормушки были пусты. Когда, наконец, появился хозяин и сделал взмах рукой, все птицы, кроме черного, как по команде поднялись и закружились в танце. Они танцевали не просто красиво, а с особым усердием. После танца их ждала еда. Поняв безысходность своего положения, птицы стали покладистыми.
А черного лебедя вдруг начали кормить отдельно, так же сытно и хорошо, однако постепенно он начал чахнуть. Заметив болезненное состояние черной птицы, женщина обратилась к лекарю, тот выловил лебедя и отнес к себе. В это время с охоты вернулся муж, уставший и испытывающий жажду, он потребовал воды, и женщина подала ему стакан, который только что вынесла из его комнаты. Он залпом выпил и рухнул на пол. Позвали лекаря, и тот определил разрыв сердца от усталости, а жене шепнул на ухо: «Он отравлен». В испуге женщина поведала домашнему доктору, что взяла стакан с водой на окне в кабинете мужа, чтобы налить свежей, но вбежавший разгоряченный муж потребовал воды, и она, желая поскорее выполнить его просьбу, подала ему.
— Теперь я знаю, чем болен черный лебедь, и смогу вылечить его, — сказал лекарь, а женщину предупредил, чтобы та о стакане воды никому не рассказывала и прибавил: — Доказать невиновность будет невозможно.
Черный лебедь вскоре поправился, и его выпустили в стаю. Осенью женщина вышла к озеру и крикнула, обращаясь к лебедям:
— Летите! Больше нет препятствий, которые могут удержать вас!
Птицы сгрудились у берега, ожидая кормления.
— Летите! — крикнула женщина и взмахнула руками. — Вы свободны!
Черный лебедь словно понял, о чем говорит человек, ударил крыльями о воду и взлетел. Мгновение — и вся стая взмыла за ним в небо.
Лебеди поднялись высоко и могли уже исчезнуть из вида, как вдруг опустились. Испугавшись, что птицы сядут на воду и останутся, женщина замахала руками, но они закружились в прекрасном танце. В центре удивительной композиции был черный лебедь. Поблагодарив таким образом свою спасительницу, птицы поднялись и с прощальным криком исчезли в облаках.
Зима была долгой, холодной и унылой. Впервые женщина осталась одна. В короткий срок она лишилась и мужа, пусть даже деспота, но с которым жизнь была наполнена хлопотами, и птиц, за которыми она ухаживала и которые скрашивали ее мрачное существование. Теперь одиночество одолевало. Тоска привела к недомоганию, и женщина слегла. Однажды доктор вошел в комнату без подноса с лекарствами. Он попросил больную встать, но та отказывалась. Однако целитель настоял. Он помог слабой женщине подойти к окну, и каково же было ее удивление, когда на зеркальной глади озера она увидела стаю белых лебедей во главе с грациозным черным. Доктор открыл окно и взмахнул рукой, лебеди взлетели и закружились в танце. Счастливая женщина выбежала из дома и остановилась у края озера. Лебеди танцевали, а она будто наполнялась жизненной силой. Даже в движении птиц женщина смогла отличить взрослых особей от молодых. Она поняла, что в далеких краях они вывели потомство и привели его туда, где, возможно, им все-таки было хорошо. Она чувствовала благодарность птиц, которых называют дикими и глупыми.
— Я люблю вас, — крикнула она им и, обращаясь к доктору, шепнула: — Они беспредельно человечны.

15.07.2013


Рецензии
Хороший добрый рассказ. Любовь творит чудеса, познав любовь, ее уже нельзя забыть. С теплом, Александр

Александр Инграбен   21.11.2017 00:33     Заявить о нарушении