Пустые хлопоты

               

     Припомнился случай, что произошел в восемьдесят шестом с  хорошим знакомым. Иван  работал слесарем и, насколько мне известно, работал неплохо. Зашел  однажды он к  сестре справиться о том, как она готовится к своему юбилею. Она как раз пирожки пекла, усадила брата за стол, потчует, он смотрит, грустна   и задумчива.
 
  - Чем, Мария, обеспокоена? – спрашивает ее.
  - Представляешь, братик, могу сильно оскандалиться, если приедет много родни. Спиртного – то у меня с гулькин нос.
  - А талоны отоварила?
  - Отоварила, но ты же сам знаешь свата Петра. Ему одному бутылку уговорить, что чашку чая выпить...  А купить где еще - проблема. Всего один магазин торгует в заводском микрорайоне с двух  до пяти, а там народу видимо – невидимо собирается.

   Иван успокоил:
  - Не переживай, сестренка,  время еще есть, что - нибудь придумаю! 
  - Выручай уж! – обрадовалась она.

   Сказано – сделано. Улицы еще утопали в утренней дымке, когда он, спросив крайнего, встал в очередь у магазина, оказался где – то в третьей десятке. Достал из сумки книгу. Учился в школе   на крепкое «три», но  очень любил читать.От солнца спасала тень березы, что одиноко росла у дороги. Народ все прибывал и прибывал.
 
  - Потерял меня, небось? -   перед ним остановился мужчина, давая очереди понять, что хорошо знаком с Иваном. Худой, лицо опухшее: то ли перебрал вчера, то ли недоспал.

  «Пиджак, как на вешалке», - усмехнулся про себя Иван, но виду не подал, что не знаком.
  - Федор Яковлевич, - шепотом представился незнакомец  и протянул руку. - Можно просто - Федя.
  - Иван.
  - Не надо, товарищ, посторонних  пускать, - обернулась к Ивану женщина, что стояла рядом.
  - Но я же стоял!- возмутился Федя. – Что же получается: в туалет нельзя сходить рабочему человеку?
  "Надо же! - удивился Иван. - Врет и не краснеет".
  - Известны эти штучки! – криво усмехнулась женщина и махнула рукой. – Знамо дело, большинство в очереди  – заводчане, но  если на то пошло, я - от сборочного цеха,  меня мастер послал. Подруга моя  – от гаража.   К двум часам понабежит заводских сотни, мама не горюй!
 
    Федя   постоянно шутил и громко смеялся. Оказывается, тоже родился в сибирской деревне. Иван прекратил чтение, разговорились, поведал ему о юбилее сестры.

    До открытия магазина оставалось полчаса, как прибыл конный наряд милиции. Уже вся площадь перед магазином заполнилась народом, даже на клумбе люди стояли. Выкрики. Давка.  Постоянно толкали то в бока, то  в спину.
  - О- хо - хо, глядите, люди, что на небе – то деется! – проговорил вдруг женский голос.

    Иван  прервал  разговор, вглянул на небо  и оторопел.  Черная туча закрыла половину горизонта.
     "Вот это да! - ахнул  он. - Что же делать?"

   Сумрачно стало. Толпа враз притихла.Далее  действие стало развиваться стремительно: ровно в два  часа распахнулись двери магазина, кто – то  крикнул:
    - Наддай, мужики!
 Тут же сверкнула молния, ударил гром.  Очередь  дернулась в сторону забора, тот возьми и повались.

  -  Нельзя во время грозы под деревом стоять! –  начал было Федя.
  - Ага… - хмыкнул Иван. - Попробуй отойти, враз очередь потеряешь.

   Конные милиционеры стали теснить людей от крыльца магазина.
 
   Начался ливень. 
     «Бежать надо, что ли?» - пронеслось тут же в голове у Ивана. 

   Рядом проходили машины. Некоторые водители  смеялись и махали руками, другие смотрели удивленно и сочувственно.
      «Ой! Сейчас, поди, еще и град лупанет!» - сообразил Иван.
  - Сдается мне,  не удастся нам седни добраться до прилавка. Как, Иван, считаешь? – взял его за локоть Федя.
   «Да, согласен, напрасная трата  времени! - сказал Иван. – Пустые хлопоты... Я больше не смогу!»
.
    Когда посыпался град, Иван, обреченно махнув рукой, побежал в сторону остановки автобуса со словами:
  - Это  какое   же   надо  иметь  здоровье,  чтобы все это выдержать?! 
 
   Его догнал Федя.
  - Пойдем ко мне, а? Я тут рядом живу.
  Иван – ни в какую.
  - Нет, так нет. А жаль, я бы смог помочь твоей сестре.
  - Как это? – Иван остановился. – У тебя что блат в торговле?
               
                ***
     В квартире  прошли на кухню и уселись на табуретки.  Федя поставил бутылку, протер рюмки  пальцем и налил.
  - Испробуй мой коньяк!
  - У меня язва.
  - Ну, немного… Символически…
   Иван сдался:
  - Хорошо. Так и быть. Только чуточку.  За что?
  - А давай за перестройку, что ли!
  - Да ну ее… Предлагаю - за любовь! – и Иван  отпил глоток.
  - Ну? - сказал Федя, ища на его лице следы восторга.
  - Во! – Иван поднял большой палец и крякнув, опорожнил всю рюмку.  – Хороший напиток,  однако!
  - А я что говорил?   Мы, сибиряки,  сами с усами. Одним словом, на государство надейся, а сам не плошай! Кстати, в армии служил?
 - А то как же! В ГСВГ!
 - Да ты что? Земеля, получается! Я в Потсдаме.
 - А я на Магдебургском полигоне два года отпахал!
 - По этому поводу наливай, земеля! 
    Так просидели полчаса.  Иван попросил:
  - Можно одним глазом  взглянуть на  аппарат?
  - Разумеется…
  Вышли на балкон. Федя вытащил из – под брезента флягу.
  - Представляешь, сестра Людмила ездила в деревню на поминки деда и привезла…
  - Познакомишь с сестрой? – усмехнулся Иван.
  - А что? Может и придется…- Федя протянул флягу Ивану. - Можешь   забирать. Через неделю вернешь?
  «Дело - то стоящее  человек советует, -  подумал Иван. - Чего тут думать? Для  деревенских гостей сойдет».
  - А  рецепт расскажешь?
  Снова уселись на кухне. Иван записывал,  Федя диктовал.
  - Скажи, Федя, а зачем ты в очереди сегодня  стоял? Какая такая необходимость, а?
   Тот усмехнулся:
  - Поговорить, Ваня, по душам хочется… Не пообщаюсь, бессонница мучает
  - Ладно, - сказал Иван, - я пошел.
               
                ***
   Так и заявился к своему подьезду: в одной руке - фляга, в другой – крышка со всеми прибамбасами. Сидевшая на лавочке соседка, увидев  Ивана, даже
поперхнулась, парализованная догадкой.

   Не прошло и полчаса, как в дверь позвонили.
  - Милиция! Открывайте!
  Вошел участковый. Одарив Ивана хитрой улыбочкой, уселся.
  - Причина моего визита – до меня дошли слухи, что вы нарушаете общественный порядок.
   Его бегающий взгляд обшарил прихожую.
  - Где?
  - Что где?
  - Аппарат.
  - На балконе, – не стал отпираться Иван. Тут же принес флягу.
               
                ***
    Через пару дней Ивана пригласили в райисполком на заседание комиссии по борьбе с пьянством, оно было недолгим. Женщина лет пятидесяти зачитала решение об изьятии фляги у Ивана и административном штрафе в сумме 75 рублей. Еще минут пять говорила о пагубности алкоголя.. Иван совершенно упал духом. Губы у него задрожали:

  - Вы, товарищи, всерьез, что ли?  Как же так? У моей  сестры   шестьдесят лет, а купить в магазине спиртное невозможно.
  -  Мужчина, не возникайте, - перебил его  участковый. - Это не может быть оправданием. Людмила Яковлевна права, что трезвость должна стать нормой жизни каждого советского человека.
  - Уж кем – кем, а пьющим я никогда не был. Тоже мне, - продолжал спорить Иван, - вздумали кого наказать.  У меня же с армии язва.
                ***
   С печальным взором Иван вышел на улицу и присел на лавку.
  - Никак, Иван? – из стоявшей  у крыльца легковушки вышел Федя.
  - Он самый.
  - На тебе лица нет…
      Иван издал долгий вздох:
  - Не поверишь. Меня только что осудили!
  - За что?

     Тут на крыльцо вышла та самая женщина из комиссии по борьбе с пьянством. Стала искать кого – то глазами. Увидев легковушку, пошла к ней.
   - Людмила! - Федя помахал женщине. - Я сейчас.
   - Кто тебе, Федя,  эта женщина?
   - Сеструха. Познакомить?
   - Уже познакомился…


     Иван поднялся и пошел прочь,  ни на кого не глядя…



https://ok.ru/nevydum Всех  приглашаю в свою  группу Приключения в городе и деревне, здесь более полторы сотни рассказов,  Вы можете  поделиться и своими жизненными историями

    Фото Анны Рассказовой

    


Рецензии
Очень правдивый, жизненный для тех лет рассказ, Леонид, - всё, как в реальной жизни, да ещё и с юмором! Спасибо, повеселили, напомнив то время. Леонид, я увидела, что вы были у меня в гостях. А общаться не хотите, ничего не пишете. Почему? Неужели ничего не задело? С уважением,

Элла Лякишева   30.12.2017 19:21     Заявить о нарушении
Пробежал бегом по ряду глав, признаюсь, ошарашен, о чем поделился с вашей знакомой. Ну, Вы, Элла Евгеньевна, молодец, можно смело сказать самородок.
Сказать честно, редко останавливаюсь на нескольких работах сразу одного автора, но, видно, что стоит вернуться и уже не торопясь все это прочесть, попивая кофе.

Беспамятных Леонид   31.12.2017 17:28   Заявить о нарушении
Уважаемый Леонид! Рада услышать ваш виртуальный голос, ваше доброе мнение. Каждому автору важно мнение читателя - любое, положительное или нет. Важно, чтобы понимали - вот для этого и отзывы. А без них теряется интерес! С Новым годом вас поздравляю и желаю здоровья, долгих лет, бодрости и творческих успехов! С уважением,

Элла Лякишева   31.12.2017 17:51   Заявить о нарушении
Знаете, после операции на глазах стараюсь беречь зрение, резко перешел на аудио
рассказы, работаю и слушаю... так что извиняюсь

Беспамятных Леонид   02.01.2018 17:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.