Хороша страна Болгария...

У Елизаветы Алексеевны Гнездиловой великолепный семейный альбом. Как в дворянской семье сумели сохранить его в советские годы - рассказ отдельный. Мне же интересны снимки представителей рода – участников Первой Мировой войны. Готовлю книгу к 100-летию события – всякий солдат и офицер той поры – находка.
Хозяйка и переснимать фото разрешает, и рассказывает в подробностях о судьбе предков.
И тут я внезапно останавливаю Елизавету Алексеевну:
-Извините, - говорю,- но вы что-то путаете. Не мог Владимир Евграфович получить орден Станислава в 1913 году. Орден этот имел четыре степени. И первым вручали Станислава IY степени исключительно за участие в боевых действиях. И носился он не на груди, а на эфесе офицерской шашки.
-Так он и прикреплён к шашке! Видите – на фото орден нарочно повёрнут к объективу, - осаживает меня хозяйка. – И получен орден именно за военный действия. Фото плохонькое - возьмите другое - оно лучше сохранилось. И прадед был участником Балканской войны!
-В 1913 году? – с укоризной качаю головой.
-Ну, - поджимает губы хозяйка. – Не те мои годы, чтобы врать. А в семье у нас все знали, что прадед Владимир Евграфович воевал в Болгарии. Он был военный терапевт. После революции служил в лечебнице для душевнобольных в Воронеже. Там его и арестовали. А Гнездиловы всей семьей бежали в Бирюч, на родину прабабушки. Я тут теперь одна осталась – муж давно умер, дети и внуки разлетелись по свету. Только и утехи теперь – что фамильный альбом. Да вот, посмотрите – Аристарх Евграфович, брат Владимира Евграфовича. Погиб в армии Брусилова. Смотрите, какая стать, какая порода!
Я всё добросовестно переснял. Но нестыковка с Владимиром Евграфовичем в тот же день заставила меня поднять хроники мирного, 1913 года.
И оказалось, что Елизавета Алексеевна права. В том году на Балканах действительно была война.
Война началась ровно 100 лет назад, 29 июня. Вспыхнул конфликт между Болгарией и Сербией из-за Македонии. Зачинщицей выступила Болгария, первой напавшая на сербов и греков. Поначалу болгарам сопутствовала удача. Однако под напором противника скоро они потеряли всё, что удалось завоевать. И тут в войну вступила Румыния. Румыны форсировали Дунай и в середине июля уже стояли под стенами Софии.
Тогда же с юга по Болгарии ударили вековые враги – турки. Они заняли освобожденный русскими в 1877 году Адрианополь.
Судьба Болгарии повисла на волоске.
Россия, которая всего тридцать лет назад обеспечила Болгарии независимость, не могла оставаться в стороне. И хотя формально наша империя в войне не участвовала, желающих уйти на Балканы охотниками, было много.
Среди них оказался и врач Владимир Гнездилов. Перед тем он только что окончил Военно-Медицинскую академию и получил погоны прапорщика. Это было первое офицерское звание.
Можно только догадываться, как складывалась его военная карьера в те дни. Но уже в конце июля Болгария запросила мира. 10 августа в Бухаресте по этому вопросу началась Мирная конференция.
Однако можно предположить, что прапорщик Гнездилов сумел показать себя. За что и получил орден. Кстати, орден Станислава одновременно поднимал офицера на одно звание. Потому на старом фото бравый военврач заснят уже с погонами подпоручика.
…Такая вот история. Кому как, а мне она лишний раз напомнила о том, что русский солдат со времен князя Святослава готов положить душу за други своя. И неважно, как его при этом называют – братушкой, добровольцем или интернационалистом…


Рецензии