Монумент раздора

НА СНИМКЕ: Скульптор Эрнст Неизвестный у макета "Маски скорби"


Несколько иначе об этом толковала местная пресса. Вот одна из статей
«Екатеринбург и Челябинск поссорились из-за макета Маски скорби Эрнста Неизвестного

До судебного разбирательства может дойти конфликт между двумя уральскими городами возникший вокруг монумента Эрнста Неизвестного - "Маски Европа-Азия". Власти Челябинска требуют отдать им макет памятника известного скульптора. Власти Екатеринбурга отказываются делиться скрытым сокровищем и просят автора работы не заикаться о своих правах. Зерно раздора было брошено в уральскую землю почти пятнадцать лет назад. В 1990 году по заказу общества "Мемориал" и администрации Екатеринбурга Эрнст Неизвестный согласился сделать монумент, посвященный жертвам политических репрессий.

Отзывчивость скульптора с мировым именем на просьбы уральцев вполне объяснима: Неизвестный родился в Свердловске и тринадцать лет жил в этом промышленном городе. Потому как только были рассекречены все материалы о репрессиях КГБ и установлены места массовых расстрелов репрессированных под Екатеринбургом, правозащитники решили обратиться к знаменитому земляку с просьбой создать монумент, отражающий весь трагизм тех времен.

Эрнст Неизвестный не только откликнулся на просьбу, но и заранее отказался от гонорара за свою работу. Потенциальный гонорар в 700 тысяч долларов скульптор попросил использовать на установку бронзового памятника. Екатеринбургу достался пятиметровый гипсовый макет будущего монумента: на возвышающейся глыбе вырезаны две огромные плачущие маски. С учетом символического положения Екатеринбурга, который находится на стыке двух континентов, маски обращены в противоположные стороны. Один лик смотрит в Европу, другой - в Азию.

Однако, несмотря на величественный дар, екатеринбургские власти не спешили устанавливать памятник. Одна из отговорок: в бюджете не хватает средств на возведение монумента в бронзе. Чиновники предпочли сэкономить на памяти. Другой довод городских властей - необходимо стимулировать и подкармливать заказами своих скульпторов, " не убежавших с родины в Америку". На открытом историками месте массового расстрела врагов народа - девятый километр к западу от Екатеринбурга по Московскому тракту - обосновали и торжественно открыли скромненький мемориал из кирпича и плитки с возвышающимся традиционным крестом. [Как видите, одна из главных причин, о которой я уже рассказывал, - вмешательство церкви и черносотенных организаций, замалчивается. МК]

Обществу "Мемориал" пришлось положить макет памятника, созданного непризнанного в Екатеринбурге Неизвестным, на хранение в свои помещения в надежде на наступление лучших демократических времен. Но надежды окончательно умерли, когда три года назад городская администрация потребовала от "Мемориала" освободить все занимаемые помещения вместе с хранимым там "хламом".

"10 лет назад Неизвестный сделал для Екатеринбурга проект мемориала - часть известного триптиха, который можно увидеть в Магадане. Однако возведение его в Екатеринбурге до сих пор не начато, а единственный макет вместе с нами выброшен на улицу," - взывала тогда к совести чиновников председатель общества Анна Пастухова.

Бросать под ноги толпе работу Эрнста Неизвестного городская администрация не решилась и отправила макет на хранение в мастерские Екатеринбургского художественного фонда. Там он покоился под пылью времен до звонка из Нью-Йорка.

27 июня 2003 года в девять часов утра Эрнст Неизвестный позвонил домой губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю и пожаловался, что в Екатеринбурге ему не предоставили возможность поставить памятник жертвам репрессий. Никаких препятствий не было в других городах России - Воркуте, Магадане, и только Екатеринбург занял непонятную позицию [Насчёт Воркуты журналист ошибается. МК].

Неизвестный предупредил Росселя, что готов забрать свой завалявшийся макет и передать права на возведение монумента администрации Челябинска.

Свердловского губернатора такой вариант развития событий задел до глубины души. Он собрал журналистов на пресс-конференцию и заявил, что столице Урала для восстановления исторической справедливости просто необходимо установить мемориал жертвам репрессий.

"Вы посмотрите: десятки тысяч невинных людей гниют в земле. По Московскому тракту трупы лежат в четыре слоя, те, которые наверху и только землей присыпаны, еще не сгнили. А по настоящему увековечить их память городские власти не хотят", - возмущенно заявил Россель.

Тут же нашелся и спонсор на осуществление давней задумки. Глава Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский решил проинвестировать проект Эрнста Неизвестного. Стоимость отливки и установки памятника оценивалась примерно в 200 тысяч долларов, и областные власти готовы были поддержать это начинание морально, но дальше озвучивания намерений никто не пошел. [Не могу поверить в то, что губернатор не мог принудить городскую администрацию к выполнению работ по сооружению монумента. МК]

Неизвестный расценил новую проволочку как оскорбление и разрешил мэру Челябинска установить у себя в городе плачущие маски.

На днях в Екатеринбург приехал представитель скульптора Михаил Петров и заявил о своем намерении забрать модель и отвезти ее к соседям по Уральским горам. Эмиссара встретили в штыки и отказались делиться пропыленной художественной ценностью. Как пояснил журналистам директор екатеринбургского художественного фонда Сергей Тивлинов:

"Без заключения специального соглашения модель мы сейчас не отдадим. Модель сейчас является городской собственностью, а скульптор, в соответствии с законом об авторском праве, отданную работу не может не только кому-то передавать, но и выставлять не имеет права".

Спор о скрытом в подвале памятнике вероятнее всего разрешиться только в суде. Отдавать добровольно даренного коня Челябинску власти Екатеринбурга не намерены. Тем более, что соседний уральский город-миллионник давно конкурирует с Екатеринбургом за звание столицы Урала».

Вот такая была статья. Но последующие события показали, что ошибался директор худфонда и ошибались в своих предположениях и руководители администрации Екатеринбурга. В договоре администрации со скульптором право собственности переходило городу только в случае установки монумента. Поскольку они монумент не установили, условия договора были нарушены, и право собственности на макет было возвращено судом скульптору.

За распиленными на блоки макетом приехал представитель Эрнста Неизвестного с судебными приставами и увёз их в Челябинск. Там они пролежали в краеведческом музее семь лет.

Продолжение следует:


Рецензии