1993 Чепыре года

- За что я люблю процессоры Intel, так это это за то, что они не греются, - сказал Стас моему брату в процессе ученой беседы о компьютерном железе. Чтобы как-то поучаствовать в беседе, я ляпнул: «Не греется, значит не работает!» И вдруг вспомнилась мне чудесная история, произошедшая в далеком 1993 году.

Был у нас предмет такой - «Микропроцессорная техника», кажется. И вел его препод, который то ли специально, то ли нет, но вместо «четыре» всегда произносил «чепыре», чем всегда очень радовал наши уставшие от всяких там регистров уши.

Надо сказать, микропроцессоры – не мой конек. И я совершенно не представлял себе, как буду сдавать экзамен. И уж совсем я не представлял себе, как буду писать курсовик. Мне досталась тема «Спроектировать 8-разрядную ЭВМ на базе какого-то там процессора». Ну, не мое это, не мое. Я с тоской ждал конца семестра, надеясь исключительно на чудо.

На одной из лекций препод произносит фразу:
- Есть возможность откосить от курсовика. Нужно спаять одну плату…

Я сидел на задней парте, болтал о чем-то с Бесом, и потому прошляпил свой счастливый случай. Когда я понял, что можно было откосить от курсовика, Юра, который «Табу», уже вырывал из рук препода плату, чтобы никто другой не дотянулся до нее. Надо сказать, я аж прям затосковал. Ну, надо же! Такой был шанс! И вот я его профукал.

Вручив Юрику плату и детальки, препод говорит:
- Правда, всё это всё равно не работает. Не могу никак найти одну микросхему. Нигде. Даже в Москве.

Я за доли секунды взвесил в уме все возможности, которые есть у моего потенциального тестя, работающего схемотехником в прославленном НКБ «Миус», и решил рискнуть:
- А что будет тому, кто найдет такую микросхему?
Препод улыбнулся.
- Тому, кто найдет такую АЦП, будет «пятерка» за курсовик. Гарантирую! Правда, дело совершенно безнадежное. Чепыре года уже ищу и никак не найду.

На следующей лекции, которая была через день, подхожу к преподу с зачеткой и маленькой «сороконожкой» завернутой в фольгу.
- Вот!

Аккуратно разворачиваю фольгу и показываю преподу АЦП, которое он не мог достать  чепыре года. Мой будущий тесть, Александр Григорьевич, удивлялся давеча: «Не знаю, зачем ему нужен такой древний АЦП. Он нигде не нашел применения. У нас есть один. На стенде. Принесу».

Очень я удивил заслуженного преподавателя, очень. Поставил он мне авансом пятерку в зачетку и вручил микруху Юрику. Типа, теперь заработает. Не сказать, чтобы Юрик был этому рад, но деваться ему было некуда.

И вот подходит ко мне Юрик спустя неделю и говорит:
- Что делать? Не знаю, прям… Микруха твоя сначала грелась как утюг, а потом перестала напрочь!

Беру у него из рук плату и с интересом рассматриваю. Плата та еще. Одно слово, что печатная - микросхема распаяна проводками короткими. И явно распаяна неправильно. Говорю товарищу, дескать, зачем же ты, Юрик, попутал ноги питания с сигнальными ногами?
- Мляяяяя… Чё, правда? Пипец мне, Вова. Порвет он меня за твою микросхему!
- Да не парься ты! Проводки перепаяй как нужно. Типа так и было. И все будет отлично. Он же сам сказал: «Все равно не работает… Чепыре года!»


Рецензии